Границы моего языка - это границы моего мира

Современное состояние глобальных информационных сетей, распространение широкополосного Интернета создают возможности для развития интернет-контента нового качества. Если традиционный Интернет принято называть информационной магистралью, то Интернет, который приходит ему на смену, претендует на сеть, доставляющую людям знания. Перемены, которые произойдут в ближайшие несколько лет, затронут все сферы культуры, экономики и практического бизнеса. Они изменят содержание социальных отношений и существенно отразятся на глобальных процессах и на культуре в целом.
Для понимания сути перемен мы остановимся на двух аспектах, которые определят скорость и конфигурацию предстоящих технологических и глобальных процессов. Первый аспект связан с историей в самом широком и общем смысле и с проблемой языка как основного элемента культуры.
Второй аспект - это технологии и новые возможности, с ними связанные.

1. О Культурных мирах. О несовпадении границ. Нации перед выбором.

Одним из центральных вопросов культуры есть вопрос о “Пользе или вреде истории для жизни”, остро поставленный еще Фридрихом Ницше. О месте, которое должно занять историческое знание в современной жизни. Однако, этот вопрос всегда задается через призму удобной версии или интерпретации истории. Ее всегда интерпретируют с целью получить санкции на поступки и действия. История - податливая среда для оправдания.

Сегодня популярен жанр альтернативной истории. Создаются очерки  истории отдельных городов, народов, этносов. Цель этого творчества, как правило, самоиндикация через обособление, выделение, самостийность.

С практической точки зрения такое творчество не может принести пользы. Это некоторый набор мифологем, которые только запутывают суть любого сложного гуманитарного вопроса. Не ясен статус исторической интерпретации, не ясны цели, которые обслуживают такие версии.

Для прояснения вопроса о том, что необходимо брать из истории для настоящего и будущего, проведем корректную редукцию этой проблемы. Если понимать под историей ансамбль минувших событий, материальных и ментальных памятников культуры, выяснится главное, что лежит в основе наук и любой культуры - это язык. Язык - основа существования любого социума. Язык - основа любого развития. Язык - неотъемлемое условие трансляции знаний и опыта. В конце концов, язык - главное условие существования, общения и объединения людей. Язык - это неоспоримое, не редуцируемое начало, которое располагается в самой основе любой культуры.

Для того, чтобы извлечь действительную пользу от истории для практических задач в условиях предстоящих перемен, следует принять ее необратимость и некоррегируемость. Мы имеем то, что имеем, и качество такого владения соответствует качеству и возможностям как нашего языка, так и нашей культуры. Эта зависимость между уровнем развития языка и содержанием и размерами материальной и интеллектуальной истории чрезвычайно сильна.

Если брать за основу истории и культуры язык, то мы увидим, что существуют несколько типов языков. Мы далеки от политкорректности, поскольку последняя противоречит самой сути науки и приносит прямой вред. По этой причине мы  не можем признать равнозначности национальных языков.

Как проводники и носители культуры, языки не равны. Чем больше людей используют тот или иной язык, тем больше его значимость, тем больше в этом языке выразительных возможностей, тем сложнее и разнообразнее его применение. Язык - это не только коммуникативные процедуры. Язык это метатекст, способный выражать сложные, чрезвычайно абстрактные сущности. Язык - это искусный  инструмент познания. Единственный способ трансляции как общей вербальной информации, так и  сложных абстракций.

Главным признаком большого языка является общее число людей, думающих и принимающих собственные самостоятельные решения на этом языке. Вторым по значимости признаком распространенности языка является общее число людей, которые свободно владеют языком и регулярно используют последний в своей жизни, не считая его при этом своим родным.

Речь идет о языках межнационального общения. Этими языками свободно владеют большое число людей в разных странах и континентах. Именно эти языки  впитали в себя всю сумму человеческой культуры и приняли на себя важную функцию, сделавшую возможным объединить разделенный мир.

Для понимания сути вопроса нужно отложить в сторону эмоциональную составляющую, посмотреть на ситуацию непредвзято и признать особую роль больших языковых цивилизаций. Этот вопрос приобретает особую важность в настоящий момент, когда новые технологии рождают новую цивилизацию и новую парадигму.

Два фактора - широкополосный Интернет, его новые сервисы с одной стороны и глобальные языки с другой - изменят мир за несколько десятилетий текущего столетия самым решительным образом.

Процесс развития современного социума обусловил несовпадение государственных границ и границ больших языковых миров. Главные большие языковые миры для ясности следует называть по имени языка: Английским Миром, Испанским, Португальским, Французским, Немецким, Арабским и Русским Мирами. Эти языки для многих стран и народов стали главными, на них они говорят, мыслят, постигают универсум, создают объекты культуры. Глобальная сеть на 90 процентов состоит из контента, созданного на языках больших Миров.

Сказанное не следует понимать как реакционный и неуважительный выпад в адрес небольших  народов и государств. Самобытные культуры могут получать развитие исключительно в границах своего этноса, но следует признать, что глобального характера эти культуры не достигнут. Справедливой будет позиция, которая признает самобытный статус национальной культуры и языка, признает и поспособствует развитию этих феноменов  внутри этноса, но для глобального диалога и адаптации необходимо сделать осмысленный выбор в пользу того или иного большого Мира, того или иного универсального языка.

Какой язык выбрать? Этот вопрос уже сегодня остро стоит на повестке дня во всем мире. Очевидно, что в силу исторических причин нет возможности рассмотреть идеальный вариант, при котором все нации конвенционально приняли один общий для всех язык глобального общения. Судьба и прошлое народов, этносов не может быть директивно пересмотрена в угоду  целесообразности. Люди проживают на разных континентах, человечество веками было разделено океанами и горными массивами, за долгие годы естественного изоляционизма, сформировались этносы с мощными культурными и мировоззренческими парадигмами. Стала реальностью устойчивая культурная идентичность народов.

Каким же образом могут возникнуть условия для построения глобальных связей, в основе которых положены новейшие коммуникативные технологии? Ответ лежит на поверхности и де-факто реализуется самим ходом истории, стихийно и динамично. Люди сами совершают свой выбор, какой язык станет для них лично и для членов их семей главным, позволит получать знания, информацию, культурный контент в полном объеме. Люди выбирают тот язык, который сделает их полными и абсолютными соучастниками и творцами истории. Это свободный выбор, и он напрямую связан с традициями и историей. Люди выбирают большой язык близкой им культуры, язык народа с ментальностью и ценностями, которые они разделяют естественно и органично. Они выбирают язык, который им легче изучать, часто язык родственный или исторически распространенный для этого народа. Язык, с которым их связала часто непростая историческая судьба.

Язык придется выбирать. Выбор языка гораздо более важная дилемма, чем вступление в Евросоюз или НАТО. Динамика развития современных интерактивных технологий поставит этот вопрос  с максимально допустимой остротой в  ближайшие 10 лет. И чем раньше малые государства, народы,  их лидеры примут это вызов истории, тем результативней и безболезненней пройдет этап адаптации к новой ситуации, новому способу бытия.

Остановимся на втором аспекте проблемы - на новом качестве Интернет-технологий и покажем, каким образом связаны вопросы истории, культуры и новых технологий.

2. Широкополосный Интернет - доминирующий глобальный фактор. Современные приоритеты. Нейтралитет невозможен. Новая технологическая доктрина. Смена парадигм. Выводы.

То, что Вы прочтете ниже - это не футуристические картинки будущего. Это реальность, которая уже сегодня существует и завоевывает все больше число людей из разных стран по всему миру. Пока это параллельный мир, и его влияние только набирает силу в сфере высоких технологий и в некоторых отраслях науки.

Влияние на глобальные цивилизационные процессы параллельной реальности пока не велико, но не будет лишним напомнить японскую пословицу “Каждые семьдесят дней все меняется”. Я не знаю, почему именно семьдесят дней необходимо для перемен, но это древняя поговорка.

Философ Рене Декарт высказал важную для европейского гуманитарного знания мысль о том, что способность человека постигать не имеет прямой связи с интенцией к знанию. Декарт полагал, что именно проблема мотивации, проблема желания познавать является для философии и культуры в целом наиболее важной.

На протяжении столетий европейская цивилизация стремилась создать условия мотивации к обретению знаний. В известном смысле, всегда было понятно, что желание постигать напрямую связано с доступностью знаний. На этом понимании стоит здание европейский гуманистки и образования.

Обширная система образовательных учреждений по всему миру выполняет самую важную задачу - транслирует знание, аккумулирует знание, обобщает и передает молодому поколению жителей планеты Земля. Если по каким-то причинам нарушается эта работа (войны, эпидемии, социальные конфликты), то человечество откатывается на десятилетия назад, и для преодоления культурного разрыва необходимы глобальные усилия и затраты.

Однако, сегодня знание опосредовано наличием самой системы образования. Между человеком и культурой нет непосредственной, живой и постоянной связи. Чтобы пояснить свою мысль, приведем простой пример. Некий человек, находясь у себя дома, прочитав заметку в толстом и красивом журнале, захотел посмотреть фильм режиссера Х, снятый где-то в Восточной Европе в 1956 году. Это желание непосредственное и острое, и удовлетворить любопытство и интерес нашему герою необходимо немедленно, здесь и сейчас. Если этого фильма нет в его домашней коллекции, то интенция, стремление к знанию останется неудовлетворенной. Сегодня мы все живем в состоянии отложенных и не реализованных духовных интенций.

Технологии, которые придут в повседневную жизнь в ближайшие несколько лет, кардинально изменят ситуацию. Они позволят сделать актуальным весь багаж материальной и ментальной культуры человечества, сделают его доступным людям в полном объеме в любой момент времени в любой географической точке земли. Это значит, что при возникновении желания узнать, знание не останется отчужденным от человека.

Интернет, который сегодня доступен людям, справедливо связывают с информационной революцией. Но Интернет, который придет ему на смену, принесет с собой революцию знания. Высокая пропускная способность новой сети способна доставить цифровой контент любого объема. Будь это фильм, музыкальное произведение или репродукция картины в высоком разрешении.

Корпорации и компании небольшого размера смогут обеспечить клиентов полным знанием о возможностях и преимуществах свей услуги посредством зрелищных фильмов.

Преподаватели получат возможность читать лекции перед мировой аудиторией долгие годы. Огонь этих знаний и интеллекта, запечатленный цифровой камерой, сохранит их актуальность в самой вечности.

Сеть позволит производителям любого знания сделать его открытым и доступным для глобальной аудитории.

Новые технологические возможности затронут все сферы социальной практики, и система политической власти с необходимостью претерпит соответствующие изменения. Очень важно преодолеть разрыв между высоким уровнем развития технологий и исключить саму возможность их варварского применения в угоду примитивным и архаичным политическим инстинктам политиков. Мысль иллюстрируют действия американской администрации на Балканах и в Ираке, когда совершенные технологии взяты на вооружение группой агрессивных политиков, привыкших жить в мире, который наполнен  угрозами, врагами и заговорами.

Культурные границы жизни людей не совпадают в границами государственными, с границами политическими и теперь - с экономическими. Трудно и бессмысленно вести борьбу в рамках традиционных политических инструментов, правил, традиций и законов. Борьба не имеет смысла, поскольку не имеет результата, который бы устроил большинство. Государство, как система организации социальной жизни людей, прежде всего и исключительно построена на подавлении и подчинении. Морально и гуманно то, что для государства оправдано и целесообразно.

Мы исходим из предпосылки, что перемены в широком смысле обусловлены, в первую очередь, содержанием надгосударственных форм социального диалога, и они также зависят от уровня развития технологий материальной культуры. Эти сферы тесно переплетены в реальной жизни людей.

Если рассуждать о диалоге надгосударственном, то такой диалог идет в первую очередь в границах больших языковых систем или миров, о чем мы говорили выше. Главной движущей силой развития этих больших миров выступают новые технологии и субъекты этих новых технологий в рамках каждого из миров. Средой надгосударственного общения выступает новая информационная магистраль - новый скоростной, широкополосный Интернет.

Сегодня трудно говорить, к каким формам социальной организации будет происходить дрейф цивилизации. Но определенно можно утверждать, что наилучших результатов достигнет та культурная среда, тот из больших миров, который сможет трезво оценить реальность, сможет отказаться от доминирования традиционных политико-государственных технологий управления и общения и  предпримет решительные шаги в направлении активного применения инновационных технологий трансляции культуры и знания в сети. Нам всем нужна обновленная языковая идентичность.

Динамика технологических перемен в ближайшие 10 лет существенным образом изменит базовые предпосылки для решения многих проблем, которые сегодня мы собираемся решать, пытаемся осмысливать, находясь в неполной и оттого некорректной картине современного мира.

Зачем нужно отправляться в сеть? Ответ прост - в  сети есть отдельный частный адресат. Именно он - главная цель, надежда, мечта, он - последняя инстанция истины. И для ее обретения не важно, какой паспорт у Вашего визави. Важно другое - к какой идентичности он принадлежит.

Михаил Чумак (Январь 2008 г.)


Рецензии