Наблюдения. Быть чутким!
Я отец. Папа практических навыков - не теоретик.
Поэтому, мои выводы о воспитании ребёнка имеют право на жизнь. Может это кому-то пригодится.
В человеке при его появлении на свет нет ни зла, ни добра, или, вернее, есть и то и другое, а к этому - есть ещё способности к тому и другому, развиваемые в нём в зависимости от среды, в которой он живёт. Точнее - воспитания, которое он получает в семье и обществе.
Не случайно так популярна индейская Притча про двух волков в душе человека (зло и добро), из которых выживает и вырастает тот, кого человек чаще кормит.
Так вот, однажды я понял, как обязательно и необходимо говорить своему маленькому Ерёмушке, познающему мир, о том, что в жизни нужно быть честным, добрым, верным. Но этот воспитательный процесс будет неполным, формальным и несостоятельным, если не будут выполнены два обязательных условия доброго назидания.
Во-первых, вслед за своим назиданием необходимо создать (и не один раз) ситуацию или условия, где ребёнок мог бы сам проявить эту верность, доброту и честность.
И, во-вторых, я, как воспитатель, всегда должен в своих поступках искренне являть то, что хочу привить своему ребёнку.
Мир вокруг для возрастающей человеческой души полон соблазнов и злых искушений. И в жизни ребёнка каждый день появляется такой повод присвоить себе элемент общечеловеческого зла или отказаться от него. Но сколько бы ни получал ребёнок познание или (что часто одно и тоже) искушение злом, он всегда, в первую очередь, подчёркиваю: ребёнок в первую очередь проверит и испытает его (злого качества) действие в своей семье, в присутствии родителей, бабушек, других близких и родственников.
Если ребёнок получает одобрение или его проступок остаётся незамеченным взрослыми (что уже является пассивным одобрением), то в этом случае злое приобретение его души утверждается и выходит на орбиту общественной жизни ребёнка – к друзьям, в школу или на улицу.
Любой и каждый свой сознательный дурной проступок ребёнок впервые совершает дома. Мы просто не замечаем или боимся признаться себе в этом, чтобы не разделить с ним ответственности перед Богом. И всё же именно дома, вольно или невольно, но ребёнок ждёт реакции и адекватной оценки своего действия, поступка.
Сам проступок не является семейной трагедией и тем случаем, когда ребёнка необходимо строго наказать за него. Достаточно, проявив бдительность и чуткость к малейшему движению души маленького человека в сторону негативного проявления, очень определённо дать оценку его поступку. Назвать вещи своими именами: хамство, пошлость, цинизм, грубость и многое другое из этой природы должны без лукавого сомнения обозначены как неприемлемое зло.
В противном случае присвоенное и укоренённое в себе злое и губительное качество, многократно умноженное практикой на улице обязательно вернётся в вашу семью в ужасающей форме и масштабах. И уже в этом случае будет сложно, почти невозможно искоренить в человеке это злое качество. Только виноваты будут те, кто ранее был невнимателен или равнодушен, кто не успевает по разным причинам во время принимать участие в воспитании себя, а затем и своего ребёнка.
А ведь достаточно без крика и унижения при первом же проявлении воровства, подлости, трусости, грубости, цинизма и хамства, твёрдо и определённо сказать себе и ребёнку: “Это - зло!”, ”Нет! Запрещаю!”, “Будешь наказан!”.
А вот наказывать уже надо, если ребёнок сознательно повторяет и укореняет в себе элементы злого характера и недостойного поведения.
"...“Естественная” любовь родителей к детям, эгоистическая эта любовь неминуемо должна вернуться от детей к родителям как горе, если только в любви к детям не содержится высокого руководящего идеала”, - так считает Михаил Михайлович Пришвин, так учат Просветлённые Тишиной.
Важно понимать, что точно по такому же принципу в ребёнке укореняются положительные качества и добрые чувства. Через обнаружение и поощрение. Просто необходимо быть чутким!
Свидетельство о публикации №210021501198
И борьба, ремнем ли, чуткостью ли, с негативными проявлениями ребенка силами родителей возможна лишь, пока ребенок не натопал ножкой и не сказал - Я сам! Дальше воздействия будут получать отдачу в противоположном направлении. Ты прав, примирит лишь чуткость, любовь и уважение к самостоятельным ОШИБКАМ.
Я по другому рассуждал - пусть ошибаются, пока невелики, пусть пробуют себя, свои стремления. Я подыму, подправлю,подстелю соломки им, в том месте, куда они не видя еще финиша, летят. За исключением лишь некоторых заблуждений, которые свирепой трепкой отсекаются, на всю оставшуюся жизнь.
С уважением...
Владимир Рысинов 09.03.2010 11:57 Заявить о нарушении
Самое интересное, что всё что мне приходило и приходит по Вдохновению, я затем нахожу в разных древних трактатах, учениях, Свяященных писаних.
P.S. "Самостоятельные Ошибки" повзрослевший ребёнок, человек, наделает и и без нашего участия создав свою семью. Но вот пока он в семье родителей - он под их защитой, его надо воспитать учиться на чужих ошибках, хотя бы на родительских! И это - РАЗУМНО. А Цель нашей жизни - обретение, а затем и слияние своего и Высшего Разума.
рад нашему диалогу)))
Игорь Еремеев 09.03.2010 16:53 Заявить о нарушении
Это не теория, а скорей педагогическая антитеория. С одним односельчанином спорил об этом же. Мальчишек он своих берег от радио, от телевилора, в храме возле батюшек подсвечники, ну и т.п. Выросли, дорвались как голодные до видаков, да водки, до свободы от опеки... Отец сбежал.
Разнятся и родители и дети и методы... Дай Бог удачи.
С уважением...
Владимир Рысинов 09.03.2010 17:55 Заявить о нарушении
взаимно желаю всех благ, удачи и Светлых Муз на долгие годы))
не уходи далеко)))
с уважением...
Игорь Еремеев 09.03.2010 18:05 Заявить о нарушении