Наблюдения. Быть чутким!

О детях и родителях.

 Я отец. Папа практических навыков - не теоретик.
Поэтому, мои выводы о воспитании ребёнка имеют право на жизнь. Может это кому-то пригодится.
 В человеке при его появлении на свет нет ни зла, ни добра, или, вернее, есть и то и другое, а к этому -  есть ещё способности к тому и другому, развиваемые в нём в  зависимости от среды, в которой он живёт. Точнее - воспитания, которое он  получает в семье и обществе.
Не случайно так популярна индейская Притча про двух волков в душе человека (зло и добро), из которых выживает и вырастает тот, кого человек чаще кормит.

 Так вот, однажды я понял, как обязательно и необходимо говорить своему  маленькому Ерёмушке, познающему мир, о том, что в жизни нужно быть честным,  добрым, верным. Но этот воспитательный процесс будет неполным,  формальным и несостоятельным, если не будут выполнены два обязательных  условия доброго назидания.

 Во-первых, вслед за своим назиданием необходимо  создать (и не один раз)  ситуацию или условия, где ребёнок мог бы сам проявить эту верность,  доброту и честность.
И, во-вторых, я, как воспитатель, всегда должен в своих поступках искренне являть то, что хочу привить своему ребёнку.

Мир вокруг для возрастающей человеческой души  полон соблазнов и злых  искушений. И в жизни ребёнка каждый день появляется такой повод  присвоить себе элемент общечеловеческого зла или отказаться от него. Но  сколько бы ни получал ребёнок познание или (что часто одно и тоже)  искушение  злом, он всегда, в первую очередь, подчёркиваю: ребёнок в  первую очередь проверит и  испытает его (злого качества) действие в  своей семье, в присутствии родителей, бабушек, других близких и  родственников.
 Если ребёнок получает одобрение или его проступок остаётся незамеченным  взрослыми (что уже является пассивным одобрением), то в этом случае злое  приобретение его души утверждается и выходит на орбиту общественной  жизни ребёнка – к друзьям, в школу или на улицу.
Любой и каждый свой сознательный дурной проступок ребёнок впервые  совершает дома. Мы просто не замечаем или боимся признаться себе в этом,  чтобы не разделить с ним ответственности перед Богом. И всё же именно  дома, вольно или невольно, но ребёнок ждёт реакции и адекватной оценки  своего действия, поступка.
 
 Сам проступок не является семейной трагедией и тем случаем, когда ребёнка необходимо  строго наказать за него. Достаточно, проявив бдительность и чуткость к малейшему движению души  маленького человека в сторону негативного проявления, очень определённо  дать оценку его поступку. Назвать вещи своими именами: хамство,  пошлость, цинизм, грубость и многое другое из этой природы должны без  лукавого сомнения обозначены как неприемлемое зло.
 В противном случае присвоенное и укоренённое в себе злое и губительное   качество, многократно умноженное практикой на улице обязательно вернётся  в вашу семью в ужасающей форме и масштабах. И уже в этом случае будет  сложно, почти невозможно искоренить в человеке это злое качество. Только виноваты будут те, кто ранее был невнимателен или равнодушен, кто  не успевает по разным причинам  во время принимать участие в воспитании  себя, а затем и своего ребёнка.
 А ведь достаточно без крика и унижения при первом же проявлении  воровства, подлости, трусости, грубости, цинизма и хамства, твёрдо и  определённо сказать себе и ребёнку: “Это - зло!”, ”Нет! Запрещаю!”,  “Будешь наказан!”.
А вот наказывать уже надо, если ребёнок сознательно повторяет и укореняет в себе элементы злого характера и недостойного поведения.
 
 "...“Естественная” любовь родителей к детям, эгоистическая эта любовь  неминуемо должна вернуться от детей к родителям как горе, если только в  любви к детям не содержится высокого руководящего идеала”, - так считает  Михаил Михайлович Пришвин, так учат Просветлённые Тишиной.
 Важно понимать, что точно по такому же принципу в ребёнке укореняются положительные  качества и добрые чувства. Через обнаружение и поощрение. Просто необходимо быть чутким!


Рецензии
"В человеке при его появлении на свет нет ни зла, ни добра" Откуда же тогда хищные и добродушно вялые народы, породы? Влияние родителей, они с чего вдруг все такими стали? Природы? Но значит эти влияния закрепляются генетически и становятся стержнем человека, при появлении его на свет, заложенными качествами, стремлением в ту или иную сторону. Естественно с его точки зрения - к добру, но с точки зрения получивших локтем - ко злу. Пусть это даже эгоизм, его напруга в генах. Так рост - заложен, и попробуй посражайся. И яблоко упавшее в виду у яблоньки лежит.

И борьба, ремнем ли, чуткостью ли, с негативными проявлениями ребенка силами родителей возможна лишь, пока ребенок не натопал ножкой и не сказал - Я сам! Дальше воздействия будут получать отдачу в противоположном направлении. Ты прав, примирит лишь чуткость, любовь и уважение к самостоятельным ОШИБКАМ.

Я по другому рассуждал - пусть ошибаются, пока невелики, пусть пробуют себя, свои стремления. Я подыму, подправлю,подстелю соломки им, в том месте, куда они не видя еще финиша, летят. За исключением лишь некоторых заблуждений, которые свирепой трепкой отсекаются, на всю оставшуюся жизнь.

С уважением...

Владимир Рысинов   09.03.2010 11:57     Заявить о нарушении
Я не теоретик в воспитании детей, я практик. И каждое слово в моиХ Наблюдениях - Правда из Жизни, отвечаю за каждое слово. Написано это лет 12-13 назад, а теперь, по времени, я вижу результат своего отношения и воспитания - я был прав!
Самое интересное, что всё что мне приходило и приходит по Вдохновению, я затем нахожу в разных древних трактатах, учениях, Свяященных писаних.

P.S. "Самостоятельные Ошибки" повзрослевший ребёнок, человек, наделает и и без нашего участия создав свою семью. Но вот пока он в семье родителей - он под их защитой, его надо воспитать учиться на чужих ошибках, хотя бы на родительских! И это - РАЗУМНО. А Цель нашей жизни - обретение, а затем и слияние своего и Высшего Разума.
рад нашему диалогу)))

Игорь Еремеев   09.03.2010 16:53   Заявить о нарушении
Самая главная наука - умение жить, а самое главное в умении жить - умение падать, а самое главное в умении падать - умение подыматься. Отличие народа нашего к примеру от некоторых, мы не умеем подыматься. Их неудачи раздражают и мобилизуют, а при них спиваемся.

Это не теория, а скорей педагогическая антитеория. С одним односельчанином спорил об этом же. Мальчишек он своих берег от радио, от телевилора, в храме возле батюшек подсвечники, ну и т.п. Выросли, дорвались как голодные до видаков, да водки, до свободы от опеки... Отец сбежал.

Разнятся и родители и дети и методы... Дай Бог удачи.

С уважением...

Владимир Рысинов   09.03.2010 17:55   Заявить о нарушении
Согласен, разнятся)))
взаимно желаю всех благ, удачи и Светлых Муз на долгие годы))
не уходи далеко)))
с уважением...

Игорь Еремеев   09.03.2010 18:05   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.