Наблюдения. Страннолюбие

Читая в Книге Жизни о странниках и страннолюбии, особенно вот это место: “Страннолюбия не забывайте; ибо через него некоторые, не зная, оказали гостеприимство ангелам", я хотел разобраться, кто есть те странники, и что такое "страннолюбие".
Я часто возвращался к этой мысли...
И неожиданно ответ нашёл среди великих: "Я есмь истина. … Не убойся гласа моего николи. Если из среды народныя возникнет муж, порицающий дела твоя, ведай, что той есть друг твой искренний… Призови его, угости его яко странника. Ибо всяк, порицающий царя в самовластии его, есть странник земли, где всё перед ним трепещет" (Н.Радищев, “Путешествие из Петербурга в Москву”).

Во-от кто есть странник – совесть, истину гласящая каждому царю вверенного Богом его внутреннего царства о поступках и проступках, часто - не очень-то приятное для слуха. И вот, тогда, любить такого странника, что говорит, пускай не лестное, и есть на самом деле страннолюбие. Ведь это же и странно, необычно разумению людскому - любить пророка. "Но таковые твёрдые сердца бывают редки: едва ль один в целом столетии явится на ристалище светское".

Людская совесть, да ещё слово верное родительское, дружеское, слово странника - это “глас вопиющего в пустыни”, призывающее тебя сперва к раскаиванию, а если повезёт – то к немедленному покаянию. Они всегда только предтеча Спасителя, когда уж после должно: одному - расти, другому – умаляться перед ним.

По истине же - каждый из нас есть спаситель, но только самого себя в себе. И только после этого само свершается сказанное Апостолом: “И зажегши свечу, не покрывают сосудом её, не ставят её под кровать, но на подсвечнике, и светит всем в доме, чтобы входящие видели свет”.


Рецензии