***

Книги
(Из записных книжек)
Трудно сказать, что-то новое о книгах, да и нет такой необходимости. Книги сопровождают меня всю мою жизнь. Терпеливые собеседники, друзья и учителя. С ними я редко чувствовал себя в одиночестве. Я люблю читать. Эти умные собеседники всегда рядом, но никогда не мешают думать. Книгу можно отложить в сторону и через некоторое время, без всяких объяснений, вновь к ней вернуться.
Среди людей не всегда встретишь интересного для себя собеседника. Хотя, конечно, все люди интересны по-своему. Но беседе, как любви и дружбе, необходима взаимность. Разговор, иногда, требует много энергии. Особенно если приходится спорить или убеждать в чем-то. Хорошая беседа – это такое же искусство, как игра в шахматы.
Хорошая книга дарит новые мысли, заряжает энергией! Раздвигает границы привычного, знакомого мира.
Книги научили меня говорить на великом и могучем языке. Я не стал знатоком, но необходимость иметь на своем рабочем столе словари и справочники осознал хорошо!  Хотя и это не всегда спасает от ошибок.
В средней школе я, почти всегда, получал самые низкие оценки по грамматике. В диктантах, изложениях и сочинениях делал много грамматических ошибок. В одном слове мог сделать две ошибки. Меня спасало хорошее знание правил грамматики.  По теории я получал высокие оценки. Дело было в моей невнимательности и рассеянности.  Однажды меня оставили на «осень», так мы называли дополнительные занятия и переэкзаменовку во время летних школьных каникул. Конечно, занятия проводили не осенью, а летом. Человек пять – шесть, таких как я, во время летних  школьных каникул, ходили в школу на занятия по русскому языку. На этих занятиях мы каждый день писали диктанты и изложения. Сначала разбор вчерашней работы, в конце занятия новый диктант. Через неделю мы уверенно писали на тройку, а еще через две получали хорошие и отличные оценки. В конце курса занятий успешно написали экзаменационную работу и нас отпустили на каникулы. До первого сентября оставалось два месяца.
За эти два месяца мои летние достижения выветрились из головы, и все началось бы вновь, но оценку за школьные сочинения стали ставить одну, общую – за грамматику и литературу. Это помогло вылезти из трясины – я стал получать хорошие отметки за сочинения.
На  школьном выпускном экзамене, когда писали сочинение, возле моего стола, изредка, останавливались преподаватели. Иногда, тонкий женский палец указывал на какое-нибудь слово в моей работе. Я исправлял ошибку, а преподаватель шел дальше и останавливался уже рядом с другим столом.
В результате каждый получил за экзаменационную работу ту оценку, которую он, по мнению педагогов, заслужил за долгие годы учебы. Не было неожиданностей, как не было и больших обид.
Поэтому я очень удивился, когда получил четыре балла за сочинение на вступительных экзаменах в институт. Еще большим было удивление моих школьных учителей, узнавших о такой отметке.
А на самом деле не было ничего удивительного. Просто я последовал мудрому совету пользоваться короткими предложениями и словами в правильности написания, которых был уверен. Начитанность, и достаточно прочные школьные знания помогли решить эту задачу. А она не так проста, как кажется на первый взгляд! Включает в себя несколько задач совмещения, порой, трудно совместимого. Писать картину крупными мазками трудно! Конечно, если это картина, а не какая-нибудь мазня!
Часто, когда я читаю хорошую книгу, чувствую, как в мое сознание, проникает чужая душа. Я начинаю по-другому думать, говорить, иначе смотреть на окружающий мир, становлюсь другим человеком. Колебания моей души входят в резонанс с чужими колебаниями.  Быть может так и мужчина с женщиной, однажды слившись, оставляют друг в друге, не зависимо от желания, часть своей души. Оставляют навсегда.
И вот уже собственная сытая и спокойная жизнь вызывает раздражение и чувство неудовлетворенности. Совершаешь неожиданные и странные поступки. Что-то или кого-то начинаешь искать. То ли потерянную часть своей души, то ли свою любовь, растворившуюся в привычке.


Рецензии