Маленькие уроки из жизни
Я тогда была студенткой. Такой же, как тысячи других – немного наивной, не к месту романтичной, смотревшей на жизнь, как на поэму, где, если персонажи любят друг друга, то доверяют безмерно, и нет между ними места эгоизму и расчету; где дружба – это объединение духовно-возвышенных людей. А ненависть – страстное чувство на основе несовместимости принципов и взглядов на жизнь.
Не смотря на то, что большинство моих знакомых по сей день считают невозможной дружбу между парнем и девушкой, я дружила со своим однокурсником. Звали его Вова Рябой. Я намеренно не меняю имя и фамилию, возможно, кто-то узнает персонаж, и напишет мне. Правда, наша дружба родилась не на основе взаимной симпатии, даже наоборот. Думаю, будет правильно сказать, что поначалу мы с Вовой терпеть друг друга не могли. Даже не знаю, почему. Возможно потому, что изначально «местные» (из нашего города), и «общежитские» (поступившие в институт из других городов и сел) находились в некой конфронтации, что, думаю, распространено и до сих пор. Я была местной, Вова - общаговский. Плюс мой романтичный склад ума и его откровенный цинизм. Плюс моя потребность защищать всех, нуждающихся в поддержке, и его умение растоптать каждого, кто прогнул колени. Причем выглядело это, как забавная шутка, некий фарс, где даже не указывалось воткрытую, кто объект, но всем без исключения было понятно, на кого направлено славноизвестное острословие Вовы. А он был воистину мастером слова. Достаточно было нескольких его фраз, даже незлобных, что бы человек был раздавлен. Не знаю, как и почему он выбирал себе объекты. Иногда он равнодушно обходил своим вниманием девушек, ведущих откровенно разгульную жизнь, и вдруг набрасывался на несчастную, которая была неглупая, интересная, просто иногда позволяла себе некоторые «вольности». Бывало, он «покровительствовал» довольно жалкому субъекту, а человека, имевшего репутацию «славного во всех отношениях», заставлял чувствовать себя ничтожеством.
Но нельзя не сказать, что при всем этом у него было самое потрясающее чувство юмора, которое я смогла наблюдать в жизни! Если у него было настроение, он мог расшевелить любую компанию, разного возраста и разных социальных слоев. Вова очень хорошо разбирался в людях, и мог с юмором так сыграть на чертах характера и особенностях человека, что я до сих пор вспоминаю это с восхищением! Настолько неординарный человек, что его «обаянию» подверглись не только студенты, но и преподаватели. Вот, такой себе Герой Нашего Времени.
К концу второго курса Вова стал самой знаменитой личностью далеко за пределами и общаги, и нашего института. Само собой разумеется, больше всех повезло тем, кто были его друзьями, они грелись в лучах его славы. Более-менее повезло и тем, на кого он не обращал внимания, они были благодарной публикой его «выступлений». И уж совсем было несладко тем, на кого было направлено его злословие. Они разделялись на две группы. В первой были те, кто даже не защищался, а во второй - кто с ним вел долгую мучительную борьбу. Я была во второй. Можете представить мой ужас. Я, тепличное растение, на которую дома никак не говорили, кроме, как «доця» и «солнышко», и даже запретили поступать в выбранный институт в другом городе, что бы я была под крылышком у родителей, откровенно враждовала с этим «полководцем» и, соответственно, с его «свитой». Нет, «враждовала»- слишком сильное слово, скорее я оборонялась. Это было ужасно. Всегда считавшая себя довольно неглупой и начитанной девушкой, я изо всех сил пыталась парировать его злобные шутки и высказывания, что было очень трудно, учитывая его способность высказываться не лично, а, как бы, вскользь, о постороннем лице, добродушно-отстраненным тоном. А еще моя попытка защищать всех остальных от его яда…. Да, да, знаю... Уж очень приторно-положительной получаюсь я в своем рассказе. Нет, я не совсем альтруист, и имеются у меня пороки так же, как и у других. Просто, наверное, "нужные книги в детстве читала", как спел Высоцкий однажды. И все у меня внутри переворачивается, когда при мне унижают людей, тем более без очевидных причин. Один раз я в открытую вступилась за нашу однокурсницу, на что услышала равнодушное: «Лично к ней я ничего не имею, но она образец для подражания. Если ты ****ь – то веди себя, как *****. А она шалава, но ведет себя, как дама голубых кровей. Это неправильно. Вот, например М…., она такая, как есть, и я ничего против не имею». Согласитесь, странная логика….
Точно не могу вспомнить, когда положение изменилось, но толчком, вероятно, послужило то, что мы с ним случайно выяснили, когда поехали на «отработки» собирать яблоки в колхоз. Оказалось, мы оба были любителями Валентина Пикуля, что его очень удивило. Меня, кстати, тоже. Часа два мы обсуждали прочитанные романы, делились впечатлениями, спорили, и после этого я стала замечать, как его негатив ко мне сменился сначала легким ехидством, а потом дружеским подтруниванием. Топор войны был зарыт. Потребовалось еще несколько месяцев, и мы стали практически неразлучны в институте. Теперь мы общались, как старые добрые друзья, делились книгами, музыкой, эмоциями, и я даже смогла отстоять нескольких человек от его нападок. Настоящим доказательством нашей с ним дружбы стало одно событие. Мне практически вся группа объявила бойкот. Не хотелось бы развивать эту тему, могу сказать только, что причиной послужили любовные интрижки типа «отбила парня у очень хорошей девушки». Сейчас это кажется смешным, а тогда я жутко переживала. От меня, как ни странно, отвернулись люди, которых я лично неоднократно выручала, и которые отнюдь не обладали незапятнанной ситуацией. Парадокс, верно? И в этот "тяжелый" момент моей жизни (смешно, ей богу), Вова силой своего авторитета заставил замолчать любителей морально-показательных казней. Сделано это было с таким подтекстом: «кто ей враг – мой враг». Врагом Вове никто не захотел быть. Мне же было сказано наедине: «Не бери в голову. Твой парень не бычок и не козлик, что его можно взять и увести. Нельзя увести мужчину против его воли. И никогда не смей извиняться перед обществом. Сделаешь это хоть раз - и все будут считать, что ты должна отчитываться и искать одобрения у них. А ты ничего никому не должна». Это был один из первых уроков.
Со временем у нас с Вовой вошло в привычку дежурить в классной аудитории вместе. (Вся группа разбилась по парам, и по очереди убирали кабинет). Мы запирались, и несколько часов болтали обо всем на свете, делая вид, что убираем. Однажды во время наших дружеских посиделок к Вове пришла его девушка (я забыла сказать, что, не смотря на небольшой рост и не очень симпатичную внешность, Вова встречался с самыми красивыми девушками, которых сам же потом бросал). Она просила провести ее домой, потому что была очень расстроена чем-то, и не хотела быть одна.
- Я занят, я общаюсь с человеком, ты что, не видишь?- отвечал он ей почти с раздражением, стоя на пороге и не пуская в аудиторию.
- Но, Вова, я хочу с тобой поговорить. Мне так плохо….
- Ты что, не поняла?! Я второй раз повторять не собираюсь.
- Но, что же мне делать?
- Иди домой и учи уроки. Я вечером приду,- отчеканил он и захлопнул дверь у нее перед носом.
Я была в шоке. Моему возмущению не было предела. «Как ты можешь так? Она ведь нуждается в тебе! Ты бесчувственный, что у тебя вместо сердца? Ведь она твоя девушка. Как ты позволяешь себе общаться так с ней?». Спокойно выслушав мои трепыхания, он сказал то, что я запомнила на всю жизнь:
- С девушкой общаются так, как она позволяет.
- Я бы никогда…,- начало было я, но он меня перебил.
- Вот поэтому я с тобой и не позволяю такого. А она позволяет,- значит заслуживает.
Я запомнила это на всю жизнь.
Прошло много лет, Вова умер в прошлом году, я узнала об этом случайно и слишком поздно. Сейчас даже навестить его могилку не представляется возможным, никто из наших не знает, где она. Ясно только, что в городе Умань Черкасской области. Собираю в памяти по крупицам все его высказывания. Насчет дружбы, насчет любви, насчет преданности и неверности…. Иногда я с ними была согласна, иногда нет. Но чаще всего только спустя много времени я понимала, насколько он был прав в том-то, в том-то. А тот случай в классном кабинете особенно отложился в моем сознании.
У меня много разных ситуаций было в жизни. Но всегда я помнила этот урок. И не позволяла. И, вы знаете, действительно, не смели…
Свидетельство о публикации №210021500786
Злой Шарманщик 03.03.2010 12:25 Заявить о нарушении
Руслана Стоцкая 03.03.2010 13:50 Заявить о нарушении