Евангелие от лукавого

Дьявол пришел зимой, ранним утром и позвонил в мою квартиру. Я на мгновение прижался к глазку -  симпатичный, усталый черт в поношенном, но чистом и глаженном костюме, - и приоткрыл дверь.
- Доброе утро, - сказал я.
- Доброе, - сказал дьявол и рассеяно потер щетину, - Вы позволите?
- Конечно, - я распахнул дверь и жестом пригласил его войти, - Осторожнее с собакой, она прыгает.
Африка, сторожившая в передней, без интереса обнюхала его копыта и легла около двери.
- Обычно она более эмоциональна, - чуть виновато сказал я, - Может быть, чаю?
- Не понравился, - вздохнул дьявол, раздеваясь, - Не откажусь. Куда можно повесить?
Я взял у него шляпу и пиджак.
- Ванна слева по коридору.
- Спасибо.
Он зацокал в ванну. Я повесил его одежду в шкаф и налил две кружки чая.
- Уже готово? - удивился гость.
- Чайник только вскипел, - сказал я, - Печенье на столе, не стесняйтесь. Может быть, бутерброд?
- Спасибо, я позавтракал, - дьявол аккуратно отхлебнул из кружки и захрустел крекером.
Я  нарезал себе бутербродов и съел их, запивая чаем. Дьявол задумчиво вертел в руках пустую кружку.
- Так зачем Вы пришли? - спросил я.
- За душой, - улыбнулся он, - Я консервативен.
- За моей? Полагаете я ее продам?
- А зачем она вам нужна, - демон пожал плечами, - Все эти истории про каменное сердце – сплошные выдумки.
- То есть чувствовать я не перестану? И плакать буду и смеяться?
- Ну, я же не соматику у вас покупаю, - со смешком ответил он, - и не сигнальную систему.
От сильного порыва ветра распахнулась форточка. Завыла сирена воздушной тревоги, дьявол бросился под стол. Я подошел к окну - на фоне светлеющего неба мелькало несколько крылатых силуэтов. Ангелы заложили пару кругов и полетели за хладокомбинат.
- Все? - спросил демон.
- Да.
Он выбрался из-под стола и предложил прогуляться
- Хорошо, - ответил я.
Мы оделись и вышли на улицу. По тревожному, синему небу медленно ползли облака, снег переливался в призрачном свете рождавшегося утра и все вокруг казалось немного неестественным, как декорации малобюджетного фильма.
- Не люблю, - сообщил дьявол, ткнув начищенным когтем в небо, - Вы не против, если я закурю?
- Нет, - сказал я.
Мы пошли к метро. Дьявол курил длинную, почти женскую сигарету и сосредоточенно молчал.
 - Вообще это я придумал, - наконец сказал он.
- Что именно? Никотин?
- Не, никотин придумал Батя, он вообще все придумал. Я придумал насыщать дымом легкие. Вредно, вызывает привыкание. Специальное растение искал. Серьезные исследования провел. Меня даже наградили - "За вклад в энтропию".
Он выбросил бычок в урну и закурил новую.
- Вы ученый? - спросил я.
- Я любопытный, - ответил дьявол, - Всем понемногу. Чего вы хотите?
- В смысле?
- Ну, в обмен на душу.
- Я не хочу ее продавать.
Мы спустились в переход. Дьявол расслабился и расстегнул воротник.
- Люблю метро, - заметил он, бросая монетку скрипачу, сосредоточенно играющему "Зеленые рукава".
Я кивнул.
- Мне оно тоже раньше нравилось.
- А теперь по большей части все равно, - закончил он за меня, - Продайте мне душу, а?
- Нет, не хочу.
Мы зашли в вагон.
- Ну вот зачем вам она? - спросил дьявол, зависая в воздухе, чтобы не качало.
Я брезгливо обернул руку платком и взялся за поручень.
- Чтобы любить.
- Чушь, - он даже фыркнул, - Любовь никакого отношения к душе не имеет. Будете любить на здоровье.
- Добрые дела, - предположил я.
Дьявол назвал несколько имен.
- Знаете их?
Я кивнул.
- Благотворительные фонды, хосписы, приюты, волонтерские организации.
- Все они продали мне души. И деньги ушли сиротам. Не о чем волноваться, Вы так же будете интересоваться миром, не потеряете ни своих чувств, ни совести, ни привязанностей, ни морали, ни правил, ничего.
Я был немного удивлен
- Зачем она тогда вообще нужна?
Дьявол кивнул на неопрятного мужчину, с восхищением созерцавшего волосы стоящей перед ним женщины, на девушку в огромных наушниках, полностью погруженную в музыку, на ребенка, спящего на коленях у матери.
- Любимое дело, - пояснил он, - Смотрите, вагонный извращенец или меломанка - это неважно, главное, они вкладывают в свое занятие душу. Но ты даже не поймешь, когда это происходит.
- А мальчик? - спросил я.
- О, он любит и умеет спать, - улыбнулся дьявол, - Когда он вырастет, то станет лучшим соней на свете и сможет спать когда угодно и как угодно долго. Жаль только, что родители посчитают его слишком вялым и будут лечить.
Он сокрушенно помотал головой, потом что-то сделал - и на лице у мамы будущего чемпиона появилось какое-то отрешенное, безмятежное выражение.
- Тогда почему вы покупаете их? Магическая сила? Война добра и зла? Личная выгода?
- Да какая там выгода, - вздохнул дьявол, - Их даже нельзя хранить долго - портятся, становятся с гнильцой.
- И вы продаете их обратно?
- О нет, ни в коем случае. Конечно, кое кто из наших этим занимается, в семье не без урода, вы же знаете. А начальство... Я вам по секрету скажу - им обоим уже все равно.
- Жаль, - с грустью сказал я.
- Немного, - согласился он, - Раньше было веселее. Тем не менее бухгалтерия требует. Давайте договоримся.
- Но у меня тоже есть любимое дело - возразил я.
- Нет, - печально сказал дьявол, - Нету. Когда-то могло было бы, а теперь нет.
Я почувствовал, как внутри меня что-то опустилось и рот наполнился горечью.
- А ведь я могу дать вам писательский талант, - сказал он, - Не просто чувство ритма, как сейчас, а по-настоящему, с муками, с увлечением, славой.
Он прикоснулся к моей руке и на мгновение передо мной задрожали сладостные картины - премии, отпечатанные книги, всемирная известность. Я ощутил полноценную радость создания, рождения чего-то прекрасного, удивительную легкость, с которой находил нужные слова и метафоры, бессонные ночи бесконечного, мучительного, но по-настоящему счастливого творчества.
- А может, - тихо зашептал дьявол, - кое-что другое? Помните ваши детские, инфантильные мечты?
Мне пригрезилось - толпы народа, следящие за каждым моим движением, мудрые, убедительные слова, которыми я несу смысл и утешение каждому из них. Что-то свободное, счастливое, что-то привлекательное для всех. Великое учение. Великий философ. Почти религиозный лидер, властитель умов.
Я помотал головой. Видение рассеялось.
- И все это за одну душу?
- Можете отдать мне две, - усмехнулся дьявол, - если у вас найдется лишняя.
- Вы, наверное, очень любите свою работу, - сказал я.
Дьявол помедлил.
- Да, - сказал он, - Люблю.
- Но как же я буду писать без души? - спросил я, - Как буду вести за собой людей?
- Душа - это то, что вкладывается в дело, но без чего дело может обойтись. Вы будете любить свое занятие, будете искренне преданы ему. У Вас будет хорошо получаться и вы не заметите никакой разницы.
- Но она все-таки есть?
Поезд остановился на нужной нам станции. Мы вышли из вагона и встали на эскалатор.
- Есть, - признался он, - но это трудно объяснить. Как будто небольшая порция специй в блюде - только эксперт сможет почувствовать, и даже он не скажет, стала ли пища от этого вкуснее.
Мы поднялись наверх.
- Мне тут на работу скоро, - сказал я.
- Направо, я знаю, - кивнул дьявол.
- Я хочу то, что… - Я немного покраснел, - что вы показали вторым.
Дьявол мягко и с радостью улыбнулся.
- Конечно, - сказал он.
Я почувствовал, как ко мне перетекает что-то теплое, влекущее. Внезапно мир вокруг стал объемнее, красочнее, понятнее. Голова прояснилась, на сердце воцарился покой, но что-то, непонятно копошившееся на задворках моего сознания, исчезло. Это было, как всю жизнь слушать тихий, но постоянный шум краешком уха, а потом, когда он исчезнет, поразиться и оглохнуть от внезапной тишины.
- Вот и хорошо, - ласково сказал дьявол, - Кстати, сколько вам лет?
- Скоро будет тридцать, - на автомате ответил я, оглядываясь вокруг. Мне многое стало понятнее, а говорить было удивительно легко.
- Значит, я успел, - дьявол закурил, довольный собой, - Я рад, что ты вернулся, брат.
Я оглянулся назад, на всю нашу встречу и разговор. В нем было что-то не так. И тогда я понял, зачем нужна душа.
- Значит, - медленно спросил я, - теперь меня не убьют?
- Нет! - в восторге воскликнул дьявол, - Ты будешь жить! Ты будешь счастлив!
- Мне жаль, что тебе пришлось пострадать из-за меня, - я положил руку ему на голову и аккуратно погладил между рогов, - Мне жаль, малыш.
Дьявол ткнулся мне в плечо и заплакал. Я неловко обнял его.
- Поплачь, поплачь, - нежно шептал я, - Все будет хорошо. Поплачь. Станет легче.
На небе собрались тучи и внезапно полился дождь, смывающий слезы с его лица. Дьявол высморкался в платок.
- Как ты думаешь, так никто не заметит? - спросил он.
- Все в порядке, - улыбнулся я.
Дождь прекратился, из-за туч начали пробиваться свет восходящего солнца. Я немного постоял в задумчивости - казалось, как будто что-то должно было произойти не так, как случилось, но я не мог сказать, хорошо это или плохо. Дьявол молчал.
Я внимательно посмотрел на него и понял в чем дело.
- На что ты обменял ее? - спросил я.
- На умение курить, - ответил он, тихо растворяясь в рассветных лучах, - Ты же знаешь.
Я кивнул и помахал ему на прощание.
Конечно. Я знал.


Рецензии