Межгорье

               
       Это  будет  моя  первая  попытка  сочинения  в  прозе,  после  того,  как  я  стал  членом   проекта  «Проза.ру». И  вызвана  она  тем,  что  читатели,  как  будто,   проявляют  интерес  к  моим  карпатским  стихам. 

        И  Карпаты  того  вполне  заслуживают,  не  знаю  только,  насколько  удачно  я  смогу  реализовать  свой  замысел,  что  смогу  вспомнить  спустя  примерно,  тридцать  лет  после  событий.

         Планы  на  предстоящее  лето  были  у  нашего  семейства    довольно  обширные .  В  апреле  я  один   отправился  с  лыжами  на  Чегет  и,  зарывшись  в  глубоком  снегу  в  районе  кафе  Ай,  получил,  как  выяснилось  по  приезде  в  Москву,  перелом  фрагмента  лодыжки  (смотри  «ЧП» на  «Стихах.ру»).  Из  травмпункта  в  Москве  я  вышел  с  загипсованной  ногой,  хотя  со  времен  травмы  прошло  дней  десять  и  я  уже  мог  прилично  ходить,  с  эластичным  бинтом  на  лодыжке.

         Неувязка  же  заключалась  в  том,  что  на  руках  у  нас  были  заблоговременно  взятые  путевки  на  карпатскую  турбазу  Министерства  Обороны  «Межгорье».  Ехать  туда  с  гипсом  на  ноге  мне  совсем  не  улыбалось

         Несколько  слов  о  происхождении  этих  путевок.  Не  знаю,  как  сейчас,  но  в  те  далекие  времена   это  делалось  просто.  Не  помню,  откуда  я  это  узнал,  но  я  просто  заходил  на  Фрунзенской  набережной  в  отдел  Туризма  МО  и  спокойно  покупал  путевки,  Первый  раз,  правда,  меня  спросили,  являюсь  ли  я  офицером  запаса.  Возможно,  не  помню  точно,  потребовалось  показать  военный  билет.  Таким  путем  я  два  раза  побывал  на  Чегете,  затем  в  Межгорье  и,  боюсь  соврать,  на  маршруте  Кавказа  Ходыженск – Аше. 

        Такие  вот  были  патриархальные  времена  на  Руси.  Даже  хочется  проверить  этот  канал  для  путевок  в  наше  время.  Где – то  ведь  должен  сохраниться  телефон  в  Отдел  Туризма.

         Постепенно  в  памяти  всплывают  новые  подробности:  похоже,  что  на  турбазы  МО  в  Бакуриани  и  в  Красной  поляне  я  тоже  добывал  путевки  этим  же  путем, поскольку  я  точно  помню,  что  там  и  там  турбазы  принадлежали  МО. 

         Короче,  поносив  для  приличия  гипс  до  дня  отъезда  на  Карпаты,  я,  с  большим  трудом,  с  помощью  зубила  и  ножниц  снял  с  ноги  лангетную, т.е. не  сплошную,  а  с  продольным  разрезом,  повязку  и  мы  с  женой  и  дочкой  отбыли  в  Карпаты.

         Турбаза  МО  «Межгорье»  была  открыта  на  базе  бывшего  кемпинга  для  венгерских  (мадьярских?)  офицеров,  работавшего  до  войны  в  еще  не  «освобожденной»  Западной  Украине.  Это  был  чистенький  городок  из  круглых  однокомнатных  домиков,  построенных  для  этих  офицеров.    
         Досуг  по  вечерам  и  в  дождливые  дни  на  турбазе  скрашивало  нам  некое,  чисто  Карпатское  заведение,  Коолыба.  Представьте  себе  большой  круглый  сарай  с  конической,  как  в  туземных  деревнях,  крышей.  Однако  изнутри  помещение  было  весьма  колоритно  (см. стих  Колыба  в  «Стихире».)
         
            Как  изложено  в  этом  стишке,  по  стенам  висели  гуцульские  вещи:  топорики,  рушники,  трембита  (здоровенный,  больше  трех  метров,  пастушеский  рожок),  козья  или  оленья  голова.  В  центре  помещения,  обложенный  каменной  кладкой,  пылает  очаг  с  шашлыками. 

           Других  подробностей,  кроме    домиков  и  еще  приличного  стадиончика  на  этой  турбазе  я  не  помню.  Зато  четко  помню  оригинальный  способ  утреннего  подъема.  Для  этого  утром  в  час  побудки  от  домика  к  домику  ходили  два  или  три  инструктора  с  гитарами  и  в  дверях  комнаты  лихо  пели  песню  «Ти ж  мене  пидманула…».  Сон  после  этого  как  рукой  снимало!

         После  подъема  туристы  приглашались  на  зарядку,  проводимую  на  стадионе.  Я  прилежно  выполнял  все  упражнения,  но  после  команды  «Бегом  марш!»  у  меня  были  проблемы   Бежал  я  с  натугой,  в  самом  конце   группы. 

         Помню  еще,  что  в  первой  половине  мая  погода  в  Межгорье  была  неважная,  дожди  лили  каждый  день,  что  нас  порядочно  угнетало.  Окошко  в  домике  было  под  самым  потолком,  видно  было  только  небо,  увы,  затянутое  тучами.  Пару  раз  вместо  дождя  нам  предлагался  еще  и  град.

          Но  постепенно  погода  улучшалась  и  была  почти  в  норме  к  моменту  выхода  на  маршрут. Перед  выходом  я  вырубил  себе  в  лесу  крепкий  посох  и  с  этим  снаряжением,  после  некоторых  колебаний  (ведь  маршрут,  как  никак,  горно -   пешеходный),  рискнул  пуститься  с  группой  в  этот  поход.

          Маршрут  запомнился  мне  фрагментами.  Вот  мы  берем  крутые  и  довольно  мокрые  подъемы    среди  непривычных  деревьев,  грабов,  чем – то  похожих  на  темнокожую  березу.  Посох  тут  меня  здорово  выручал и  от  группы  я  не  отставал:  были  и  более  слабые  ходоки.  Напомню,  что  с  момента  перелома    в  лодыжке  прошло  примерно  две  недели.

          Помню,  что  для  ночлега  мы  тащили  с  собой  палатки.  При  этом  наш  инструктор  Иван  разбивал  себе  отдельную  палатку,  где  с  ним  ночевала  только  одна  постоянная  туристка.  Но  на  маршруте  были  и  ночевки  на  стационарных  пунктах.  Помню  и  ночлег  в  карпатской  хатке,  где  мы   сгрудились  в  одной  комнате,  бок  к  боку.  Иван  с  подругой  тоже  примостились  с  группой.

          Запомнилось  большое  и  красивое  озеро,  к  которому  мы  вышли  на  второй  или  третий  день  похода.  Ночевка  там  была  в  прибрежной  деревеньке.  Иван  нам  все  время  обещал  устроить  шашлыки  и  здесь  он  договорился  в  деревне  и  нам  мальчишки  привели  для  шашлыка  изящную  козочку  с  ленточкой  на  шее. 

          Увидев  это  создание,  девчонки  заохали  и  отказались  пустить  овечку  на  шашлык.  Овца  была  отправлена  обратно,  а  мы  ели  обычную  свою  кашу  с  тушенкой,  о  чем  никто  не  пожалел.  Я  и  сейчас   с  гордостью  вспоминаю  о  нашем  решении.

          В  остальном  наш  поход  не  отличался  от  обычных  туристских  походов.  Тот  же  ночной  костер,  песни.  Гитары,  помнится,  не  было:  По  горам   её  тащить  затруднительно,  да  и  в  наличии  на  турбазе   её,  вроде,  не  было.  А  жаль!   Зато  вернувшись  на  базу,  отвели  душу.  Среди  других  песен  была  и  моя,  почти  пионерская.

                М Е Ж Г И Р С К А Я
               
                Вспомним  мы,  друзья,  когда – то
                Как  шагали  по  Карпатам,
                Рюкзаки  тяжелые  несли.
                По  горам  и  по  долинам,
                По  широким  полонинам,
                Вместе  с  песней  по  маршруту
                Дружбу  пронесли.

                Хоть  пускать  нас  не  хотели
                По  тропинкам  узким  ели,
                Осыпались   камни  из – под  ног,
                Весел  был  турист  в  дороге
                И  быстрей  шагали  ноги,
                А  мотив  веселой  песни
                Вел  вперед,  как  мог.

                Мы  кормились  кашей – пшенкой,
                И  шашлык  был  из  тушенки,
                Но  калорий  хватит  нам  вполне:
                Ведь  в  приправу  к  этим  кашам
                Были  смех  и  шутки  наши,
                А  известно:  смех  веселый
                С  маслом  наравне!

                Пусть  пропахли  мы  кострами,
                Но  сегодня  перед  вами
                Повторить  готовы  мы  сто  раз,
                Что  лесистые  Карпаты
                Не  забудешь  никогда  ты,
                Не  истратишь  здесь  добытый
                Бодрости  запас!      

 
      


               


Рецензии
А танці на турбазі!!!
или дожди мешали? :)))

Василина Иванина   26.04.2010 22:56     Заявить о нарушении
Вы знаете, танцев тогда там не было: слишком мало туристов.

Сурен Парсаданян   29.04.2010 18:40   Заявить о нарушении
А я там танцевала довольно часто :)))

Василина Иванина   29.04.2010 19:14   Заявить о нарушении
Рад за Вас и слегка завидую! Инструктора с гитарами были?

Сурен Парсаданян   01.05.2010 23:31   Заявить о нарушении
:)) не только инструктора с гитарами
в школе я посещала хореографический кружок – и мы иногда ходили на турбазу показывать свое мастерство :)))
ну а в мои студенческие годы – там танцевали на площадке летними вечерами под разную музыку, классно вспомнить, романтика :)

Василина Иванина   08.05.2010 13:22   Заявить о нарушении
да, классно вспомнить ))а рядом же ще была военная часть

Василина Иванина   29.07.2015 01:05   Заявить о нарушении