Протестная демократия

Если марши «несогласных», митинги «непримиримой оппозиции» и другие подобные политические акции происходят с завидной регулярностью, то для чего-то ведь они нужны. Заявлять о себе можно и другими способами, но выбираются такие, которые позволяют спровоцировать власть на ответные действия и вызвать скандал, на худой конец скандальчик.

Можно сказать, что это всего лишь наша «оппозиция на экспорт», она хорошо продается на Западе – вот некоторые на этом не пыльно и зарабатывают. Политический бизнес, ничего личного. Однако это не совсем так.

 Стороннему наблюдателю не очень интересны  пространные  комментарии по поводу «хулиганских бесчинств» толпы или, наоборот, «негуманных действий» властей, кто там по большому счету прав, а кто виноват: все были хороши! И очередная  «история» ложится черным пятном на всех, кто оказался замечен в ее скандальных отблесках.  И на партию власти. На кого больше – так ли это важно? 

На этот риторический вопрос каждый отвечает сам для себя по своему разумению. Однако заметим, что созданием  скандального и негативного информационного фона вокруг политической системы России давно и целенаправленно занимается также праворадикальная часть нашей  оппозиции. Она давно пытается сформировать отношение к партии власти в обществе в узком диапазоне:  от пренебрежительного - до уничижительного.

Сегодня этот известный политтехнологический прием, похоже, взяла на вооружение и наша системная оппозиция, КПРФ – ЛДПР - СР. При желании всегда можно найти, к чему придраться. И устроить, например, «думский демарш» с выкрикиванием проклятий, достойных «несогласных маршей». 

Известно, что вторым шагом в такой тактике следует попытка оседлать вызванную  таким образом протестную волну, и въехать на ней во власть. Насколько это удастся сделать оппозиции в предстоящих предвыборных кампаниях? «Единая Россия» продолжает пользоваться поддержкой «молчаливого большинства» общества, пусть и во многом благодаря популярности В. Путина и присоединившегося к нему Д. Медведева, как бы оппозиция ни старалась этого не замечать.

Правда, с другой стороны, наша одноногая единороссовская политическая система не очень устойчива по определению, а потому чувствительна к подобным предвыборным технологиям. Во всяком случае, игры с протестным голосованием всегда вызывают у нее бурную реакцию.
В результате чего в России сложился политический феномен, который можно назвать «протестной демократией». Этакое российское ноу-хау. 
 
Наверное, демократия – это не игра в КВН: кто веселее и находчивее, тот и должен «рулить» обществом, как бы это кому-то ни хотелось. И политтехнологи все-таки не всесильны, хотя бы потому, что общеизвестны. Проблема демократии, в мировом масштабе, как сказал бы известный демократ В.И. Ленин, заключается в том, что на практике ее деятели не несут никакой ответственности, кроме заслуженных отставок. Всю ответственность они оставляют народу. И на любых демократических выборах народ, в лице избирателей, выбирает между многих зол. В наших силах помочь ему выбрать меньшее из зол. И это все, чем можно в действительности помочь народу.



 


Рецензии