Слово о матери

 Ах, как много за свою жизнь ты сказал комплиментов женщинам. И в будни и в праздники Это были и обязательно-комплиментарные спичи для начальницы, и шутливо-игривые для сотрудниц в офисе, проникновенные и душевные для жены и любимицы дочери. Но где, в каких словарях, толковых и не очень, найти слова для матери, да такие, чтобы сказать ей всё о своей сыновней любви к ней?
 Ты помнишь? "Мама мыла раму". Ты мог выучить это днём с помощью сестры, но ты увернулся и весь день гонял в футбол с друзьями. Вечером же клевал носом перед букварём, а рядом сидела она, твоя мама, и терпеливо пыталась помочь тебе. А позади у неё был трудный день у станка или в поле, ещё нужно приготовить обед на завтра, отутюжить брючата и беленькую сорочку для тебя, ненаглядного сыночка, "чтобы не хуже всех, чтобы лучше всех". Но она молодая, сильная, она всё успеет, всё сможет.
 А в праздник мама наденет своё лучшее крепдешиновое платье, и ты с яркими шарами будешь бежать впереди, оглядываясь на них с отцом. И для тебя несомненно одно - мир всегда будет состоять из радости и красивой молодой мамы, которая пожалеет, спасёт, поддержит...
Какой счастливой возвращалась твоя мама с родительского собрания, когда ты учился в первом-пятом классе, как она радовалась твоим пятёркам и четвёркам, которые, словно синицы, залетали в твой дневник каждый день!
 Ты помнишь, что было потом, в седьмом-девятом? Усталой и понурой приходила она с родительского собрания. "Да, способный мальчик, очень, но вот дисциплина..." И дальше перечислялись твои преступления, одно за другим: "Сорвал урок", "Принёс голубя в класс", "Мешал на уроке пения". Вывод: "Учится только благодаря хорошей памяти. Будем ставить вопрос на педсовете." С какой укоризной смотрела мама на тебя: "Что ж ты?.." Иногда она не сдерживалась, кричала, просила отца "повоздействовать"... А поздно вечером, когда ты засыпал, взъерошенный и обиженный на весь свет, она неслышно подходила к кровати, поправляла на тебе одеяло, гладила твои непослушные вихры и вздыхала, переполненная материнским чувством любви, тревоги и вины.
 Так ты и жил - в форватере материнской заботы.
А к концу девятого ты как-то и сам выровнялся, подналёг на математику, так как задался целью поступить в военное училище, а её там как раз и сдают.
Ты помнишь тот день, когда ты уезжал по направлению из военкомата в Харьковское ВАТУ? Неважно, где это было - на перроне вокзала южного города Тихорецка или на автостанции небольшого села Хмельницкой области. Подружки у тебя ещё не образовалось, друзья - Витька и Колька, подогретые вермутом, распитым заранее, хлопнули по плечу: "Ну, давай!" Неловко прижал к себе отец: "Ты уж там, сын, смотри, не подведи!" И вот ты попадаешь в руки матери.
 Да, я знаю, что сегодня, в свои уже вполне зрелые годы, ох какие зрелые, ты не раз вспоминал те минуты и жалел, что так поспешно вырвался из её объятий. Ведь тогда стыдно было - ну чего она плачет, на войну что ли провожает? И впрямь - чего? Даманский позади, Афган ещё не начался. Да и не служить, учиться на офицера едет сын, в отпуск приезжать будет два раза в год.
 Всё было так, всё верно. Лишь одно знала мать - отрывается её сын от родного дома, и с этой минуты всю последующую жизнь будет появляться в нём только гостем. А ей остаётся ждать. И она ждала.
 Радовалась первому отпуску из училища, суетилась, пекла пироги, а когда ты заполночь возвращался от друзей и засыпал ,она опять укрывала тебя одеялом, растерев мазями и примочками твои сопревшие в кирзовых сапогах ноги.
 А потом встречала тебя из Забайкалья, уже не одного, а с женой и маленьким сыном.
 А потом - Афган, наполнивший бессонные ночи тревогой и болью. Материнской молитвой хранимый, ты вернулся из Афгана цел и невредим. И опять житейские проблемы заслонили всё. А тут ещё эта перестройка, выжить бы...
 Когда в очередной отпуск ты приехал в родительский дом, то вдруг увидел, как мать постарела, как поседели её волосы, некогда вьющимися завитками падавшие на плечи, а теперь небрежно стянутые в узел. И твоё сердце захлестнуло чувство сыновней любви и вины...
 Поклонись своей матери. Поклонись тихо, несуетно её памяти, если твоей мамы уже нет в этом мире. А если тебе даровано счастье, и старенькая мама рядом с тобой, найди час и в будни и в фейерверке праздничных дней - позвони, пойди, поздравь. Скажи те добрые и светлые слова, которые так ждёт терпеливое сердце твоей матери.
 И поцелуй её руки, знавшие, видевшие, чувствовавшие тебя с первых минут твоей жизни.


Рецензии
Добрый вечер, Раиса. Увидела Вашу фамилию и оставила Вашу страничку до свободного времени. У Вас редкая фамилия, особенно в тех краях, где живу я. Со мной рядом жила женщина, Болюх Галина Лукьяновна (говорила при жизни, что девичья её фамилия Филипенко). Родом она была все же из Украины, вероятно, попала на строительство Волго-Донского канала, работала разнорабочей...
Ни с кем родственных отношений она не поддерживала. Как соседка, была доброй и отзывчивой. В Память о ней я хотела познакомиться с Вами, прочесть что-либо и вот открыла наугад, вышло - о Матери. В маленькой миниатюре проскользнула целая жизнь... Моей мамы тоже нет и очень давно, читать строки о Любви к ним, нашим мамам, не надоедает никогда. Жаль, что не кому отдать свою Любовь, только Память, незабвенная Память отражает то время, когда мы могли прижаться к материнскому плечу, обнять седую голову, поговорить с ней... Спасибо за Память...

Тамара Брославская-Погорелова   26.05.2013 20:42     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.