Каноны древнего искусства
и связь их с космосом
Ещё совсем недавно в истории искусства вопросы,связанные с символическими и семантическими проблемами считались табуированными.
Уже издаются труды,посвящённые связи человека и космоса, а значит и его деятельности, так как в искусстве или художественном творчестве эта тема нашла наиболее яркое выражение,воплощалась в памятниках,особенно древнего искусства.
Космос ,его составные –Луна,Солнце,Звезды были выделены в первую очередь как главные элементы Вселенной и именно их первыми используют в искусстве. Всё же больше художников привлекает ночное светило, которое представляло собой постоянно «живущее тело»,»нарождающееся- в виде полумесяца и «растущее» до полной Луны.
Науке известно,что Луна не имеет собственного света и лишь благодаря Солнцу освещается его лучами. В момент новолуния Луна располагается между Землей и Солнцем и тогда становится хорошо обозреваем ряд горных образований ,представляющих собой своеобразное изображение человеческой фигуры ,держащей словно на вилах какое-то животное,больше похожее на тигра.
Для нас представляет интерес поза т.н. «человеческой фигуры». Она напоминает очень живо изображения людей с древнеегипетских стелл или рельефов.
Многие тысячелетия Луна видится человечеству без изменений,т.к. лишь одна сторона её обращена к Земле. Завороженность и ощущение зависимости от небесных светил вызвало поклонение им.
Очевидно поклонение небесным светилам не осталось бесследным и в поисках канона древнего искусства. Известно,что человек использовал достаточно активно в своем творчестве,созданные природой формы, так например, в ювелирном искусстве всё яснее помимо астральных и зооморфные формы.
Гонимая ранее астрология всё больше завоевывает своё, когда-то утраченное место в науке. Человек, как часть биосферы или космоса в целом принадлежит Вселенной. Необходимость изучения истории и истории искусства,культуры в комплексе с другими науками, такими как биология,география,естествознание в целом доказана убедительно ещё в трудах Л.Гумилева ,например в работе «Этногенез и биосфера Земли»,трудах В.Вернадского и др.
Плита фараона Нармера,например, из черно-зелёного шифера (Каирский музей) памятник не только искусства ,ешё и общегосударственный документ Древнего Египта 3000 г. до н.э., т.к. создан в ознаменование объединения царем Верхнего и Нижнего Египта в единое царство. На ней фараон изображен в том каноне, в котором «видится изображение человеческой фигуры» на Луне.Необходимо также отметить,что это первое египетское каноническое произведение –человеческое лицо передаётся в фас,нижняя часть в три четверти,ноги в профильном изображении. Лишь фараон наместник бога на Земле имел право быть переданным в такой традиции. Форма прически, по-видимому имела также своеобразную традицию в ней видится сходство с «изображением» на диске Луны.
Так,например, «Пирующий Птахотеп» с рельефа из гробницы в Саккара (сер.Ш тыс. до н.э.) или Осирис с росписи на столбе в гробнице Аменхотепа П в фиванском некрополе (сер.ХУШ дин. ХУ в.до н.э.) имеют аналогичные прически. Подобных примеров можно привести предостаточно.
У известного швейцарского психолога К.Юнга в исследовании архетипов коллективного бессознательного встречаем следующие высказывания- что все «мифологизированные процессы природы,такие как лето и зима,фазы Луны,период дождей и т.д. лишь аллегории объективного опыта, они суть символическое выражение внутренней и бессознательной драмы души,которая благодаря проекции то есть будучи перенсена на события природы,становится понятной человеческому сознанию « Перенесение увиденного на освещённой поверхности Луны изображения ,его мифологизация в памятниках искусства и является своеобразной материализацией психологического и духовного опыта человека.
Возможно идея в целом достаточно спорная,но учитывая роль астрологов в государственной системе,когда любые действия на Земле как бы «согласовывались « с космосом, а значит и вопросы искусства находились в той же зависимости происходило «согласование» в применении, исполнении сюжетов,образов,канонов.
Данное сообщения представляет собой лишь попытку исследования достаточно сложной проблемы . Однако может быть новый ракурс позволит глубже проникнуть в процессы художественного творчества, психологию художника,его ощущения мира.
Свидетельство о публикации №210021700084
С уважением, Рагим.
Рагим Мусаев 14.04.2011 23:39 Заявить о нарушении
Елена Нева 15.04.2011 01:17 Заявить о нарушении