Современная сельская молодежь и Церковь
На протяжении многих веков Церковь поддерживает устоявшиеся традиции. На Руси распространение христианства имело и прогрессивное значение, т.к. способствовало развитию просвещения и образования, проникновения элементов западной культуры в российское общество (1).
Несмотря на то, что меняется окружающий мир основные библейские заповеди остаются неизменными.
В XXI веке Церковь не всегда является для молодежи центром духовного общения. Молодежь, особенно в сельской местности, стремиться самоутвердиться с помощью подражания западным героям кинофильмов, которые зачастую пропагандируют насилие.
Если у старшего поколения еще присутствуют моральные и нравственные принципы, то у молодого поколения все больше наблюдается: пассивность, пессимизм, нежелание изменить свою жизнь в лучшую сторону.
В сельской местности эта проблема наиболее актуальна, поскольку нет положительного примера для подражания. Отсутствие культурного выбора, недоступность для сельчан многих видов культурной деятельности существующих у горожан (посещение музеев, театров, художественных выставок и т. п.), ограничивает культурные запросы и культурный кругозор, не позволяет сформировать у сельчан, особенно молодежи, развитый культурный вкус (2).
В деревнях и селах среди молодежи преобладают: пьянство, безработица, наркомания. «Понижению уровня духовной культуры в настоящее время способствует и пропаганда агрессии, насилия, наживы любой ценой, преступного образа жизни, прямая и косвенная реклама сексуальной вседозволенности, алкоголя, наркотиков в средствах массовой информации. Особую опасность эти разрушительные влияния представляют для детей, юношества, молодежи» (3).
Сегодня Церковь уделяет огромное внимание проблемам молодежи, она стремится к духовному влиянию, культурному развитию, приобщению к традициям, помогает обрести свой жизненный путь молодому поколению.
На встрече с молодежью на большой арене спорткомплекса "Измайлово" 24/05/2009 Патриарх Московский и всея Руси Кирилл говорил "Молодежь - органическая часть нашего общества, и не должно быть никакого сюсюканья, никакого подыгрывания. С молодежью надо говорить с уважением, любовью, но на серьезном языке и о проблемах нашей жизни".(4).
Вовлечение молодежи в церковную жизнь есть часть направления миссионерской деятельности Церкви.
В сельской местности Церковь для молодежи зачастую служит не только центром духовного общения, но и выполняет миссию по привлечению молодежи в социально-культурную деятельность, раскрытию и поддержанию талантов.
Молодежь остается такой, какая она есть, язык, привычки, сленг, все это неотъемлемая часть их жизни. Но задача, которую ставит перед собой Церковь, изменить образ жизни молодого поколения, прививая им культуру общения, приобщая к традициям наших предков, помогая найти правильный путь в жизни.
Зачастую молодой человек, оканчивая школу, стоит перед непростым выбором будущей профессии. Освободившись от занятий в школе, молодые люди получили массу свободного времени. Если это свободное время не занять интересным делом, то молодежь пойдет на улицу. Где зачастую попадает под влияние неформальных лидеров и асоциальных структур.
Последующая жизнедеятельность молодого человека во многом будет определяться уровнем и качеством образования и профессиональной подготовкой каждого.
Вступая во взрослую жизнь, молодое поколение не должно оставаться вне Церкви, пастыри должны помочь молодым обрести дорогу к Богу и жизни во Христе.
В сельской местности, где зачастую на несколько сел функционирует всего одна Церковь, привлечь молодежь в храм очень трудная задача. Но есть положительные примеры, которые могут послужить стимулом для многих молодых людей.
В Липецкой области на левом берегу реки Воронеж, расположено село Карамышево.
Селение возникло в первой половине XVII века. Название — от фамилии Карамышев. Она встречается у служилых людей XVII века в документах.
В селе Карамышево есть храм ап. Иоанна Богослова.
Деревянный храм в селе упоминается впервые в документах 1643 г. Новая Церковь построена была в 1702 году и освящена в 1703 году по грамотам св. Митрофана, еписк. Воронежского.
В начале 1880 – х годов Богословский храм сгорел и в 1885 году был утвержден проект на строительство нового каменного храма. При храме в начале 20 века действовала церковная школа. В 1922 году храм был закрыт.
Восстановлен в 1997году.
В храме находится ковчег с мощами святых. Приход храма молится за бесчадных.
С 2005 года настоятелем храма является иерей Николай Иванович Староватых.
За это время в храме многое изменилось: возобновились регулярные богослужения, проводятся беседы о духовной жизни и истории Церкви, начато строительство дома для прихожан, в Церковь потянулась молодежь.
Настоятель известен не только своими духовными делами, но и как человек, обладающий хорошими организаторскими способностями. Каждый день двери храма открыты для прихожан.
В храме особая атмосфера, здесь красиво, уютно, здесь чувствуется любовь и забота. И, прежде всего в этом заслуга настоятеля иерея Николая Ивановича Староватых.
На богослужениях все больше и больше можно встретить целые семьи, родители приходят в Церковь вместе с детьми.
В прежние века воспитание молодого поколения проходило при поддержки Церкви и семьи. Семья и Церковь всячески содействовала развитию личности. В сельской местности проблема воспитания молодого поколения стоит наиболее актуально. Семья зачастую не хочет или не может рассмотреть таланты ребенка.
По словам иерея Николая Ивановича Староватых «Во многих семьях устоялись определенные взгляды на жизнь. Например, если дед, отец, брат, работали только пахарями, то и будущее детей определено заранее. Родители ни чего не хотят менять. Даже если видят определенные задатки у своего ребенка» (5).
Настоятель проводит частые беседы с родителями подростков, убеждая их развивать таланты детей, приобщать их к культурному развитию.
Настоятель, организовал для нескольких талантливых подростков мастер класс по пению, которые проводил выпускник Одесской консерватории, лауреат международных конкурсов певцов, магистр педагогики и музыки Олег Коваленко. Уроки проходили в городе Одессе, где подростки отдыхали и занимались уроками пения. Организацию поездки и финансирование полностью взял на себя храм.
Уроки пения помогли раскрыть таланты подростков, что возможно послужит для них дальнейшим стимулом для выбора бедующей профессии. Постепенно молодежь потянулась в Церковь. Многие поют в церковном хоре, добровольно оказывают помощь в строительстве дома для прихожан, да и на службе можно увидеть все больше и больше молодых девушек и юношей.
Совместно с частным предпринимателем Александром Анатольевичем Никольским и школой, настоятель иерей Николай Иванович Староватых, организовал кружок резьбы по дереву. Целью организации кружка было, привлечение молодежи к полезной деятельности.
В сельской местности организация такого кружка требует определенных усилий. Во первых финансирование, во вторых помещение, в третьих не так - то просто найти педагога. Было приложено много усилий, финансирование полностью взял на себя храм, школа предоставила мастерские, обучением занялся А. А. Никольский (безвозмездно).
Кружок открылся 1 февраля 2009г. Изначально в кружке занималось 12 человек. Сейчас в кружке занимаются 10 человек. По словам А. А. Никольского проблема в том, что один преподаватель не справляется с наибольшим числом занимающихся. Работа на станках требует внимательности и соблюдения техники безопасности. А найти второго преподавателя не так то просто. Но если учитывать что в данной сельской местности число учащихся в классе 7-10 человек. Можно говорить об успехах.
Немаловажное значение для занимающихся имеет то, что дети получают за работу материальное вознаграждение с письменного разрешения родителей. Материальная заинтересованность привела в кружок двух молодых людей 25 и 30 лет.
На данный момент основными заказчиками является храм и школа. Для храма в кружке оформляются иконы, делаются аналой, для школы оформляются стенды, рамки.
Но главная задача, которая стоит перед организаторами кружка, это увести молодежь с улицы, отучить от пьянства, наркомании, эта проблема наиболее актуальна в сельской местности.
Миссионерское и пастырское служение должно найти ту форму обращения к молодежи, которая была бы ими услышана. Молодой человек, который стоит на пороге самостоятельной жизни стремиться к самоутверждению, здесь важно помочь стать ему на правильный путь, помочь обрести профессию.
Занимаясь в кружке, дети приобретают навыки, которые возможно помогут им в выборе дальнейшей профессии. В сельской местности зачастую Церковь является единственным местом, где молодой человек может получить совет, высказать свои сомнения.
В сельской местности нет психологов, школа и родители не хотят или не могут психологически помочь подростку, да и сам подросток не всегда готов открыться.
Деятельность и воспитательная работа с молодежью в сельской местности направлена на приобщение к христианским и общечеловеческим ценностям, которые помогут молодым людям ценить свою собственную семью, уберечь от пагубного влияния улицы, помогут воздерживаться от беспорядочных сексуальных отношений.
Церковь призывает молодежь к соблюдению евангельских заветов, прививает любовь к Богу, желание служить Церкви и Отечеству.
Необходимо направить энергию молодого человека в русло служения Богу и Церкви, объединить Православную молодежь, привлекать в проведение Православных мероприятий и праздников.
Важно – чтобы молодому человеку хотелось жить в соответствии с верой в Бога.
Молодежь склонна поддаваться влияниям улицы, душа молодого человека доверчива и нередко стремиться, за неформальными лидерами. И не только от родителей, но и от пастырей Церкви зависит, станут ли молодые люди достойными членами нашего общества.
Мир вокруг нас меняется и существование множества неформальных объединений, сект которые призывают не «любить ближнего своего», а стремиться к материальным благам любыми способами становятся намного соблазнительней, чем проповеди в Церкви.
Православная Церковь всегда готова придти на помощь молодому человеку, раскрыть радость духовной жизни во Христе.
Важно что бы семья не препятствовала духовному развитию ребенка или подростка, а наоборот старалась привить любовь к Богу, ближнему, Родине.
Некоторых родители и педагоги, зачастую считают, что религиозно-нравственное воспитание, предпринимаемое Церковью, не способствует развитию личности, а наоборот мешает ребенку. Некоторые родители запрещают ребенку посещать Церковь, принимать участие в проведении Православных праздников, посещать богослужения.
Многие так же считают, что Церковь может отвлекать ребенка от учебы, занятий в музыкальной школе, секциях.
Но обращаться или нет к Церкви дело каждого. Ведь главная задача, которую ставит перед собой Церковь это - объединение усилий Церкви и семьи в нравственном и духовном воспитании молодого поколения.
Примечание:
1. Жарков А.Д. Теория и технология культурно-досуговой деятельности: Учебник для студентов вузов культуры и искусств. - М.: МГУКИ, 2007. - С 12.
2. Кравченко А.И. Культурология: Учебное пособие для вузов. - 3-е изд.- М.: Академический проект, 2001.
3. Гусев Г. В. История обучения и воспитания трезвости в православном образовании. Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. – М.. 2007.
4.Выступление Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на встрече с молодежью на большой арене спорткомплекса "Измайлово"24/05/2009
МОСКВА, 24 мая - РИА Новости. 02:27 24/05/2009
5. Беседа с настоятелем храма Иоанна Богословского, иереем Николаем Ивановичем Староватых (Липецкая обл. Грязинский р-н, пос. Карамышево) 7/07/ 2009.
Свидетельство о публикации №210021801071
разврат,наркомания. Понижению уровня духовной культуры в настоящее время способствует и пропаганда агрессии, насилия, наживы любой ценой, преступного образа жизни, прямая и косвенная реклама сексуальной вседозволенности, алкоголя, наркотиков в средствах массовой информации."
Все вышеизложенные вами проблемы наблюдаются среди молодежи не только в сельской местности, но и в городах. Необходимо призывать молодежь к соблюдению евангельских заветов, прививать любовь к Богу, желание служить Церкви, добру и состраданию.
Спасибо!
Владлен Сафонов 14.03.2010 11:58 Заявить о нарушении
С уважением Гальцева И. А.
Ирина Гальцева 14.03.2010 21:05 Заявить о нарушении