Картина вторая

Нет, наверное, ничего прекраснее в этом мире, как чувствовать руки любимого человека, и видеть его счастливую улыбку. Прекрасное несомненно существует, но почему-то оно либо проходит стороной тех, кто его заслуживает, либо забирает в свои объятия тех, кто его вовсе не достоин. Почему?..
Роза в юности мечтала, что она будет самой счастливой женщиной на свете; она верила в свои силы, возможности и способности. Роза была убеждена, что сможет выстроить свою жизнь по своим собственным эскизам и чертежам. Однако жизнь оказалась сильнее её, и вскоре Роза сломилась. Она так же, как и цветок — с шипами, но такая же и хрупкая; а если сломать стебель, то цветок вовсе завянет, и шипы уже не помогут. Жаль…
Что же такое любовь? Необыкновенные чувства к человеку, когда ощущаешь родственность неродственных душ, или же — своеобразный, почти дьявольский соблазн быть счастливым человеком? А может — это только фантазии неразумных мира сего? В любом случае, нет человека, который бы хоть раз не говорил, что он любит или любил. Значит, любовь всё-таки есть, несмотря ни на что: ни на какие размышления, ни на какие отрицания. Печально…
Эльдар влюбился. Несколько месяцев втайне от матери, из-за возможности её гнева и нового скандала, он встречается с миловидной девушкой — Катей. Она, как и Эльдар, молода и интересна; оптимистична и добра. Можно сказать, что она красива, однако её красота несколько специфична, а потому большинство юношей проходят мимо, не замечая и не желая замечать, что скрывается за этой необычной красотой. Вследствие отсутствия повышенного интереса к её персоне, девушка немного закрыта в себе, и ей постоянно приходится прилагать нечеловеческие усилия, чтобы вырваться из клетки, в которую была загнана одноклассниками ещё в школе.
Спустя несколько дней после знакомства с Аркадием и подчинившись его уговорам и советам, Эльдар всё-таки решился привести Катю к себе домой, не думая, но зная, какая гроза разразится в квартире, если мать увидит его в объятиях девушки.
Вторая половина дня. Гостиная в квартире Эльдара и его матери. Эльдар сидит на диване, рядом с ним, поджав под себя ноги — Катя. Они смотрят какую-то комедию, пьют чай и громко хохочут. Изредка Катя позволяет себе поцеловать Эльдара в щёчку, а он, держа её руку — шепнуть пару ласковых слов.

Эльдар (обнимает Катю за плечи, прижимая к себе). Ещё чаю, радость моя?
Катя. Да нет, спасибо. (Смотрит ему в глаза.) Мне и так хорошо. Да и не хотелось бы тебя отпускать, даже на минутку.
Эльдар. Я люблю тебя. (Целует в ухо.)
Катя. Я знаю, милый.
Эльдар. Мне бы хотелось провести с тобой вечность.
Катя. Не имеет смысла. Вечность — это отсутствие времени и всяких процессов. А я люблю слушать и чувствовать, прижавшись к твоей груди, как бьётся твоё сердце.
Эльдар (смотрит на часы). Скоро мама придёт…
Катя. Думаешь, ругаться будет?
Эльдар. Не думаю, а знаю… Несколько дней назад приходил с Аркадием… Ну, я тебе рассказывал про него… Так вот, она такую истерику закатила, что мы еле ушли спать. (Крутит головой, вздыхает и негодует.) Она всё время цепляется за своё прошлое: за неудачи, которые ей пришлось пережить, буквально, перебороть; за всё, что ей не позволяет жить нормально сегодняшним днём.
Катя (гладя Эльдара по руке). Не волнуйся, всё будет хорошо.
Эльдар. Будет скандал, и это в лучшем случае. (Хватается за лоб.) Как же мне всё это надоело!.. Почему она не рада всем, кого я привожу домой, кто мне дорог?.. Почему она всё время пилит меня за то, что я, якобы, неблагодарный сын?.. Господи, как мне всё это надоело!..
Катя. Всё хорошо, милый.
Эльдар. «Хорошо» говоришь? Вот она сейчас придёт и увидишь, как будет хорошо… И надоел мне этот телевизор! (Нажимает на пульт управления, и выключает телевизор.) Бесит!.. Терпеть не могу, когда эти, так называемые, звёзды в кино целуются. В жизни же всё не так!.. (Кажется, что потолок сейчас, вот-вот рухнет от его негодования.) Жизнь — это не кино с хэппи эндом.
Катя (успокаивающе). Эльдар, милый мой? Всё будет хорошо. Ты только не нервничай. Я помогу тебе. Ты только верь мне… Эльдар?
Эльдар. Я здесь. (Прижимает к себе Катю ещё сильнее.) Я верю тебе, и люблю тебя.

Целуются.

Просто пойми, моя мама похожа на Бабу-ягу из сказки! Она любого доводит до порога, либо — до могилы, если тот осмелится ей противоречить.
Катя. Я с тобой, а значит: тебе нечего так переживать. (Целует Эльдара долго и жадно.)

Эльдар включает радио. Постепенно начинает доноситься “Volare” в исполнении Доменико Модуньо. Катя ложится на диван, кладя свою голову на ноги Эльдара.

Эльдар (хочет переключить волну). Что за песня!
Катя. Оставь-оставь. Пожалуйста.
Эльдар. Это песня из репертуара моей матери — старинная как Ноев ковчег. Терпеть не могу старину.
Катя (подпевает). Volare. Oh. Oh. Cantare. Oh. Oh. Oh. Oh.
Эльдар. Это вообще о чём песня? Чё мужик воет?
Катя. Он не воет, а летает. (Чуть смеясь.) Слышишь? Он поёт: «Летаю. О-о. Пою. О-о-о-о». Он летает и поёт, и ему это нравится.
Эльдар. Идиот он. Летает и поёт. Больше ничего ему от жизни что ли не надо?.. Хотя, наверное, он счастливый человек, раз довольствуется полётом и песнями в своём же исполнении… Нет, всё равно песня бредовая.
Катя. Эта песня шестидесятых годов. Чего ты хочешь? В конце концов, лучше слушать, как человек летает и поёт, нежели слушать про то, как одну девочку бросил мальчик, а она его никак не может забыть и ходит вдоль дорог босая. Да ещё, наверное, и голая. (Легко посмеивается.)
Эльдар. Я тебе никогда не говорил, что тебе надо работать профессиональным критиком?
Катя. Постоянно. Только об этом и говоришь.
Эльдар. Ну?..
Катя. Ты же не хочешь, чтобы после моих критических статей и замечаний Белинский стал в гробу переворачиваться?
Эльдар. Да мне как-то на него с высокой колокольни.
Катя. А вот мне — нет.

На смену “Volare” Модуньо и ещё как-то старинной песни приходит Нина Пантелеева с песней «У моря, у синего моря». Эльдар взбесился.

Оставь-оставь…

Эльдар не слыша просьбы Кати, переключает волну. Девушка обиделась.

Ну, спасибо.
Эльдар. Что? За что спасибо?
Катя. За то, что переключил. Я же просила тебя не переключать.
Эльдар. А? Извини, не обратил внимания. (Переключает обратно.)

Вслушиваясь, буквально погружаясь, в сильный и чистый голос Нины Пантелеевой, Катя, закрыв глаза, и чувствуя тёплые руки Эльдара, представляет, что лежит на пляже, на тёплом песке, нежась в объятиях любимого под жарким, южным солнцем.

Катя. А давай в августе поедем на море?
Эльдар. Не знаю, всё зависит от денег. Если мне удастся заработать до августа, то обязательно поедем. А если нет, то — увы, не на что будет ехать. Но я постараюсь заработать. Обещаю. (Ласково целует Катю.)

Внезапно послышался из прихожей щелчок замка. Через мгновение в дверях гостиной появилась Роза с набитыми сумками и видом, способным испугать даже льва. Поймав её недоброжелательный взгляд, Катя резко поднялась с ног Эльдара, и села рядом.

Роза. Ну?!
Катя (испуганно). Здравствуйте!
Роза. Угу, здоровья мне не помешает. А то совсем ничего не осталось из-за всяких новых подружек сына.

Проходит в комнату, садится в кресло.

Ты кто? Как звать-то тебя, милочка?
Катя. Катя.
Эльдар. Мама, мы с Катей встречаемся уже три месяца, и любим друг друга.
Роза (Эльдару). А ты вообще помолчи, тебя никто не спрашивал.
Эльдар. Мама!
Роза. Что «мама»?! Я уже почти тридцать лет как мама. И толку? Вырастила себе на горе сына-полудурка. Столько в тебя вложила, столько лет потратила на то, чтобы вырастить тебя человеком. Вырастила! И что? Приводишь домой непонятно кого! (Впивается огненным взглядом в глаза Кати.) И эту… (Пытается подобрать нужное слово.) тощую девчину ты хочешь сделать моей снохой?! Тварь безмозглая!
Эльдар. Мама!..
Роза (перебивает). Я ещё не закончила!..
Эльдар (перебивает). Закончила! Либо я тебе сам рот закрою!
Роза. Да как ты смеешь так со мной разговаривать, скотина безрогая! Ещё раз позволишь себе подобное — зарежу!
Эльдар. Режь! Надоела, старая ведьма! И так мне всю жизнь испоганила. (Обнимает испуганную Катю.) Не видишь, что ли, что сделала с Катей?! Сначала — Аркадий, теперь — Катя. И что впереди?
Роза. Я тебя растила не для того, чтобы ты приводил в дом тунеядцев, алкашей и всяких мразей, в роде этой. (Указывает пальцем на Катю.)
Эльдар. Замолчи, ведьма! Не то я сам тебя зарежу!
Роза. Ублюдок…

Катя расплакалась. Немного по-детски; она по-настоящему испугалась Розы и того, что исход этого скандала может быть намного печальнее, чем она предполагала. Катя почувствовала себя лишней в этой квартире, а в глазах Розы — убогой. Мать Эльдара снова напомнила девушке о её худобе; снова Кате указали на её внешние недостатки. (Но является ли недостатком то, что вполне можно назвать преимуществом? И вообще, где заканчивается недостаток и начинается преимущество?) Но Кате все её особенности ещё в юности преподносили как недостатки.

Эльдар (гладит Катю по волосам). Что случилось, милая? Ты плачешь? Не плачь, пожалуйста. А то я сам расплачусь. Не обращай на неё внимания.
Роза. О! Посмотрите на них, картина Васнецова: Алёнушка и козлик! Точнее, козёл! И она — дура: наплевала на человека, который должен был ей быть самым дорогим на свете… Эльдар! Так же хочешь: она — по мужикам, а ты — с рогами?
Эльдар (сквозь зубы, матери). Замолчи, ведьма! Лучше замолчи, пока я в тебя табуретку не запустил. (Указывает на стоящую рядом табуретку.)
Роза (достаёт из сумки упаковку сосисок, разворачивает). Я не понимаю, у нас на улице весна что ли?
Эльдар. Какая весна, мать? Ты спятила или напилась?
Роза (приступила к жеванию сосиски). Нет, не напилась и не спятила. Просто у твоей подружки вся рожа в веснушках, а на улице — вроде лето.
Эльдар. Мама, успокойся!

Катя расплакалась сильнее.

Роза. О-о, смотрю у её ещё и руки в веснушках. Сынок, да она у тебя конопатая!
Эльдар (сквозь зубы). И что?..
Роза. А ты подумал о детях? Это ты её любишь… по ночам… дома (иногда — в кустах… но это не важно), а ведь твоих конопатых детей любить не будут. Над ними всю жизнь будут издеваться, начиная с раннего детства и заканчивая в старости на больничной койке. И повинен в их несчастной жизни будешь именно ты. Как ты думаешь, они простят тебе это?.. (Продолжает жевать сосиску.)
Эльдар. Хватит с меня рассказов о хосписе! Это вы там — медсёстры и сиделки  — непонятно как выполняете свою работу: с одними, более приятными — хорошо, а с другими — менее приятными — плохо. Отношение ведь к больному не должно касаться его внешности! Человек не виновен в том, уродился он блондином или рыжим! Человек есть человек.
Роза. Я знаю, но это жизнь, сын мой! Была у нас одна пациентка в веснушках — так из-под неё всем сиделкам было противно убирать, когда она ходила под себя, и лежала в своих испражнениях больше суток! Это жизнь, Эльдар!
Эльдар. Мама! Успокойся. Я не могу больше тебя слушать. Помолчи, мама, пожалуйста. Иди на кухню, приготовь себе что-нибудь что ты любишь… В конце концов, налей себе водки. Но только помолчи.

Катя, рыдающая, пытается освободиться из объятий Эльдара. Но он крепко держит её за руки, и пытается поцеловать.

Катя. Пусти! Эльдар, пусти.
Роза. Правильно, Эльдар, пусти девку, ей по мужикам пора.

Катя вырывается из объятий Эльдара, и падает на пол. Затем резко поднимается, и выпрямляется в полный рост, озираясь по сторонам в попытках сообразить что дальше делать: бежать в прихожую, или сначала умыться, а потом убегать из этой квартиры.

О-о! Смотрю, у неё ещё и ноги коромыслом!.. Ну, сынок, повезло тебе. (Нервно смеётся.) Девушка, где вы были, когда вам Господь такие ноги выдавал?..

Катя с отчаянным криком бежит в прихожую. Эльдар хватает табуретку и швыряет её в мать. Но он промахивается, и табуретка летит в сервант, разбивая несколько стёкол.

Эльдар. Дура!
Роза (с явным безразличием). Я знаю, что она у тебя полная дура.

Из прихожей послышался щелчок замка. Эльдар бросился в прихожую. Но Кати и след простыл. Эльдар с криками побежал за ней, в подъезд. А Роза приступила к поеданию второй сосиски.
Свет в комнате слегка приглушается. Роза тяжело поднимается с кресла, подходит к дивану, берёт пульт управления от музыкального центра, находит нужную волну, и, осматривая разбитые стёкла серванта, возвращается к своему креслу. Достав с деревянной, полированной полки серванта рюмку, Роза садится. Передохнув, женщина вынула из сумки бутылку дешёвой водки, и дрожащими руками наполнила стеклянную, с претензией на хрусталь рюмку.
Напряженность в квартире постепенно рассеивается, как утренний туман на сжатых нивах. Всё кончено. Нивы сжаты. По радио зазвучала песня “Mamy blue” в исполнении Далиды. Роза увеличила звук почти до максимума, и, утопая в чарующем голосе певицы, и своих воспоминаниях, пьёт водку. Осушив несколько рюмок подряд, практически без пауз, Роза закурила.

Роза (рассуждает). Вот это было время! Ах, какое было время. Правда, мне было всего несколько лет, когда Далида уже пела, но всё же… Помню её пластинки, которые заводила мать на патефоне… Или, уже на проигрывателе?.. Чёрт! Запамятовала совсем. (Наполняет рюмку водкой, и залпом выпивает, занюхивая сосиской.) Ах, эта блестящая звукоснимательная головка у патефона! Как она сверкала на свету! (Пауза.) А что теперь? Диски, пришедшие на смену кассет? Фу! Ненавижу современность. Будь она проклята вместе с этой молодежью и её вкусами!.. Как можно ходить в декольте до пупа, и в юбке, из под которой…

Внезапно в комнату врывается красный и разъярённый Эльдар. Остановившись в дверях, он яростно смотрит на мать, но почему-то молчит. Роза, увидав сына, уменьшила звук радио.

Роза (улыбчиво и беззаботно). Ах, сынок, ты вернулся?! А я думала, что больше тебя не увижу. Когда ты выбегал из квартиры, был похож на породистого боксёра-кобеля, бежавшего от хозяина за колли-сучкой, у которой пик течки. И как бы хозяйка не звала своего пса, он всё равно думает, что он умнее всех, и даже тогда, когда хозяйка понимает, что он потеряется, и вскоре окажется на помойке, либо под колёсами автомобиля. А он бежит и бежит, не видя и не слыша ничего.
Эльдар (падает на диван, хватается за голову). Что ты наделала?..
Роза (наигранно). Я? И чего же я наделала?
Эльдар. А ты не знаешь, да? Не прикидывайся дурой!
Роза (жуёт сосиску). Лучше будет, если ты для начала нальёшь себе, а потом объяснишь, что я наделала.

Эльдар поднимается с дивана, подходит к матери, берёт у неё бутылку водки, замахивается ею, но возвращается на то же место, где сидел прежде.

Эльдар (глотнул из горла). Ты, разве не понимаешь, что я люблю Катю? А ты… а ты её довела до истерики, и она убежала.
Роза. Правильно. Нечего ей появляться в нашей квартире.
Эльдар. Но я хочу быть с ней. И только с ней. А ты всё портишь! Что тебе в ней не понравилось? Веснушки? Ноги? Но пойми, мне жить не с красивыми ногами и безупречным лицом, а с человеком, с его характером и внутренним миром! Мне жить с человеком, а не картинкой! Как ты этого не понимаешь?
Роза. Мало ли что ты хочешь?! Я, к примеру, всегда хотела быть с твоим отцом. И что? Он бросил меня, когда у меня на руках было трое детей!
Эльдар. Ты хотела быть с ним — и ты была с ним! Не от соседа же мы все появились! Ты была с ним, потому что ты этого хотела. Так?

Роза кивает головой в знак согласия, и смотрит в пол, чтобы не столкнуться взглядом с сыном.

Ну, так почему же ты мне мешаешь быть с тем человеком, с кем хочу я?
Роза. Пойми, сынок, я хочу тебе только лучшего; хочу, чтобы ты не наступал на те же грабли, что и я; чтобы ты не совершил по молодости той же ошибки, что и я; чтобы ты, в конце концов, был счастлив!
Эльдар. Но я счастлив с Катей!
Роза. Она тебе не пара.
Эльдар (глотнул из горла водки). А кто мне пара?

Роза подходит к Эльдару, забирает у него бутылку водки, и возвращается на место. Закусив губу, женщина наливает себе полную рюмку. Смотря куда-то в сторону, чтобы не столкнуться взглядом с сыном, она выпивает.

Роза (после некоторой паузы). Понимаешь, мне в хосписе ежедневно приходится сталкиваться с неизлечимо больными, лица которых почти одинаковые — бледные, с измученными от постоянной боли глазами; вопросительные, будто у нас спрашивают, когда же они умрут, и таким образом, перестанут страдать и мучиться. Будто мы знаем, будто мы отвечаем за поставку душ к Господу! Эльдар, сын мой, я боюсь за тебя.
Эльдар. Бояться — это одно, а лишать меня нормальной, человеческой жизни — это другое. Ты же не боишься, а лишаешь меня жизни. Сама неудачница, и меня сваливаешь в эту же яму. С кем мне теперь быть, когда Катя ушла?
Роза (после паузы). Я тут тебе присмотрела хорошую девушку. Она и внешне красива, и учится в университете на третьем курсе, и родители у неё вполне обеспечены, а значит семья не испытывает нужды не в чём. В общем, я подумала, и решила, что вы с ней будете неплохой парой.
Эльдар (ничуть не заинтересованный). Что? Чего ты мне ещё нашла?
Роза. Девушку.
Эльдар. Мне хватает, что ты мне не даёшь самостоятельно трусы покупать, но уж, чтобы ты мне девушек находила — это свыше моих нервов.
Роза. Родители лучше знают.
Эльдар. Согласен, родители. Но не мать-неудачница.

Роза швыряет в Эльдара книгой. Эльдар ловит её и кладёт рядом с собой.

Роза. Дурачьё!
Эльдар. Яблоко от яблони… Сама знаешь.
Роза. Дурак ты! Я тебе присмотрела девушку-загляденье! Ты её как только увидишь — сразу же влюбишься: волосы прямые, русые; стройная, как ствол осины; ноги прямые, как у Мэрилин Монро; улыбка — голливудская. И самое главное: она не бедна, а значит, ты ни в чём не будешь нуждаться, ни в чём себе не будешь отказывать. Ну, разве, не этого всю жизнь ты хотел: быть при деньгах, и толком ничего не делать?!
Эльдар. Мама! Ты только посмотри на меня: я не настолько красив, чтобы удовлетворить её ожидания; я не образован, чтобы удовлетворить её родителей. Мама, я…
Роза (перебивает). Замолчи! Не смей так говорить о себе. Ты красив, уж я-то знаю.
Эльдар. Мама!
Роза. Я показывала ей твою фотографию. Ты ей понравился. И она сказала, что не против с тобой познакомиться, а дальше — как карты лягут. Это её слова, Эльдар!
Эльдар (в изнеможении от спора). Ладно.


Рецензии