Тханки Ивана Ковалева

 В феврале в краевом музее изобразительных искусств состоялось открытие персональной выставки «Будда Шакьямуни и другие танки Ивана Ковалева» - искусствоведа, книжного графика и педагога, которому исполнилось 75-лет. На ней представлены живопись, книжная графика, танки (тибетские и монгольские иконы в форме свитка - гуашь на загрунтованном холсте), искусствоведческие исследования старого мастера. Она - первая из цикла музейных экспозиций, проводимых в рамках программы «Художники Ставрополья» и посвященных Году учителя и продлится два месяца.   Юбилей И.Ковалева приехали почтить его близкие и друзья со всего края, и даже из Калмыкии. И это не случайно, ведь  становление художника состоялось именно в этой южной республике. И.Г. Ковалев начинал как живописец, впоследствии увлекся искусством калмыцкого народа и посвятил его изучению всю жизнь. Монография «Калмыцкий народный орнамент» переведена на многие языки и хорошо известна в мире искусства. С 1935 г. он иллюстрирует буддийскую мифологию. Его заслуги в области книжной графики отмечены 14 дипломами Всероссийских и Всесоюзных конкурсов «Искусство книги». Одним из наиболее удачных признано оформление романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин» (на калмыцком языке). И.Ковалев оказался и одаренным педагогом.  Уже в 19 лет в Калмыкии он  учил рисованию в детской художественной школе. С 1977 по 1993 гг. был директором Картинной галереи Калмыкии. В 1995 г. по приглашению краевого управления культуры художник переехал в Ставрополь и стал главным хранителем краевого музея изобразительных искусств, где  и работал до 2003 г. После ухода из музея И.Ковалев преподавал живопись на кафедре «Дизайн» в Северо-Кавказском гос.тех. университете. В настоящее время является профессором кафедры «Дизайн» Института экономики и управления им. Казначеева.
Открытие юбилейной выставки в музее изобразительных искусств коллеги  приурочили к Новому году по буддийскому календарю и превратили его в красочное, театрализованное зрелище. Ведущий актер Ростов, облаченный в наряд калмыцкого жреца, вместе с очаровательными юными помощницами из театра «Боди-арт», переодетыми в восточные наряды, предлагали гостям калмыцкий чай в пиалах. Потом гостей завораживали нарисованной на теле артисток буддийской символикой – они казались ожившими персонажами с танков маэстро. В промежутках Ковалева поздравляли коллеги, директор музея, ученики, среди которых оказалась даже представитель краевого минкульта, председатель Союза художников СК… Сказано было много теплых и благодарных слов человеку, который отдал всю жизнь искусству. 
И.Ковалев работает в одном из наиболее интересных и загадочных жанров - в жанре буддистских танок (тханок) – изображения божеств на ткани. Несмотря на кажущуюся простоту, процесс написания танка очень трудоемкий. Их пишут на ткани (по-тибетски танка переводится как «свиток») льняной или хлопчатобумажной, а для особо важных изображений используют шелк. Прежде всего, материал натягивается на деревянный подрамник. Затем грунтуется специальной пастой, приготовленной из животного клея и смешанной с порошком мела. Когда паста высыхает, поверхность тщательно полируют с обеих сторон. Начинают работу с рисунка, постепенно выполняя основные и второстепенные детали. После этого начинается процесс живописания. Интересно, что    танка пишется не обычными красками, а непрозрачными минералами, например, добавляют малахит или киноварь, а также некоторые краски, приготовленные из растительного сырья. Они смешиваются с животным клеем и желчью, чтобы сделать танка более стойкой. Самой важной частью работы над танка, является живописание золотом, это как бы заключительный аккорд. После окончания танка вшивается в парчовое обрамление. После этого совершается обряд освящения танка, который проводит опытный Лама. На то, чтобы писать танки И.Г. Ковалев получил специальное благоволение в Иволгинском дацане в Бурятии, ряд его произведений находятся в собраниях различных музеев страны, картины из его коллекции постоянно экспонируются в Москве, Анапе, Крымске, Таганроге, городах Кавминвод. Танки, написанные И.Ковалевым, выдержаны в традициях тибетской и монгольской иконописи. Персонажи, изображенные на танках, отражают легенды о них. Их позы, расположение рук, ног, изображения глаз, постаментов, на которых они сидят – все это выдержано в традиционных представлениях о религиозном значении персонажей.
  Первые тханки появились в Тибете в 8 в. Священные изображения пишут монахи или люди, имеющие особое посвящение. Особо дорогие танки пишутся золотом. Изображения божеств тханки подчиняются строгому канону пропорций. Тханки отличает красота и соразмерность, филигранная роспись. В Тибете исторически сложились три основные школы тханка-живописи: менри, карма-гадри и менсар. Менри - непальский стиль. Сформировался в период правления первого Далай-ламы, его основатель — Менла Дондруб (1440 г.р., Южный Тибет), который в своих книгах дал подробнейшее описание религиозных объектов тханка-живописи — всего их семь. Главная его заслуга состоит в том, что он выработал «правильные пропорции» изображений, в том числе объемных. Особенностями живописного стиля менри являются насыщенные цвета, чистые и яркие краски. Второй стиль — карма-гадри . Этот стиль сформировался в Восточном Тибете (провинция Кхам) в XVI веке.  Ему присущи три  особенности: 1) формы, рисунок согласно индийским канонам; 2) цветовая гамма и текстуры, свойственные китайской живописи; 3) композиция и ландшафты в тибетской манере. Для гадри-стиля характерны прозрачные пейзажи, близкие к китайской традиции.  Пейзаж выполняется в особой технике — множеством точек или штрихов, глубина цвета достигается многослойным наложением точек. Техника чрезвычайно трудоемкая, но именно благодаря ей достигается необыкновенная мягкость цвета и эффект мерцания (танка словно светится изнутри).   В тханках, написанных в стиле гадри, много пространства. Небо, облака, реки и водопады, горы со снежными шапками и холмы, деревья, цветы, животные и птицы изображаются такими, какие можно увидеть в Тибете. Тханки в гадри-стиле были редкостью и высоко ценились. Третий стиль — менсар (мангсар)  или «новый менри». Этот самый поздний стиль, основанный на менри (с нововведениями в стиле, пигментах и подготовке холста), появился в XVII в. и стал очень популярен в Западном Тибете. Его основатель — Чоинг Гьяцо (1670-е г.). Для этого стиля характерен прозрачный пейзаж и очень яркие, интенсивные цвета изображенных божеств.
В собрании тханок Ковалева явно прослеживается третий стиль, на его полотнах представлены различные божества: Авалокитешвара, Белая и Зеленая Тара, Самантабхадра, Манджушри, Ченрези, Гуру Падмасамбхава, Ганеша, также множество гневных божеств - Защитников. Словом, и те, кто осведомлены о танках и те, для кого этот жанр новый – получат яркие и незабываемые впечатления.


Рецензии