Легкая судьба

Шаг за шагом, легкой поступью идет старик по дороге. Он дойдет до берега реки. Одной и той же дорогой, не меняя пути, не приостанавливаясь, не сбиваясь с шага. Шаг за шагом, легко и просто.

И так каждый день вот уже много-много лет.

Старик идет к реке и становится на мелководье. Он закрывает глаза и слушает. Еще не ушел ночной холод. Тишина и холод – таким сном должно быть спят камни, безмолвно, холодно и цельно. Спят столетиями и ничто не тронет их покоя.

Старик слушал этот широкий и немного мертвящий покой, в который иногда хочется окунуться, а иногда очертя голову прыгнуть и уйти целиком и полностью, чтобы быть таким же широким, тихим…навсегда… но рано…

Еще минуту-две и должно начаться утро. Должно взойти Солнце и несколько работяг и романтиков увидят его появление. Оно непременно взойдет, как всходило до этого и как будет подниматься после. И так будет день за днем – всегда, что бы ни случилось. Спокойно и незаметно вспыхнет первый луч, а за ним новые и новые лучи. Станет виден край Солнца. И дальше, дальше шаг за шагом, неизбежно оно воссияет на небе.

Старик пожевал губами:

- …даже если вся Земля будет в тумане, а Небеса в тучах, если кругом будет лишь тьма, и совсем не станет надежды в сердцах…

С этими словами он поднимает и разворачивает большой веер, который каждый раз приносит с собой к реке. Поворачивается навстречу Солнцу. Но на Солнце тяжело смотреть и старик отводит взор - смотрит на воду…

Если бы кто-то пришел к реке ранним утром, то мог увидеть, как яркие блики пылают на воде, как волны расходятся и пересекают друг друга, сплетаясь в сложные узоры; старый человек поднимает и опускает большой веер, при каждом взмахе по воде расходятся новые круги. Лицо старика спокойно и немного грустно.

Проходит раннее утро, и день все дальше идет по земле, все выше Солнце. Время идет и день пройдет – кто-то будет работать, кто-то отдыхать, несколько парней уйдут на войну, и почти столько же вернется, кто-то будет тосковать и ждать чего-то, кто-то будет просто жить, кто-то непременно ошибется, и кто-то непоправимо.

Так происходит всегда и так всегда будет. Это танец, который все знают. Одна и та же музыка, одни и те же движения. Хотя музыканты и пары каждый раз разные. Танец повторяется и остается неизменным. Так должно быть всегда, так оно всегда и будет, как было уже раньше. Шаг за шагом пары повторят свой танец, движение за движением музыканты сыграют верную музыку. Будет смех, радость и у кого-то грусть при расставании…

Старик уйдет от реки с закатом. Он вздохнет, сложит веер и пойдет домой, чтобы на следующий день все повторить вновь.

Правда иногда что-то меняется…

Иногда бывает дождь, тогда старик видит дождь на окнах своего дома, старчески ворчит, говорит, что “надо бы взять зонт, ведь идет дождь”. И берет с собой зонт.

Иногда ветер становится очень сильным и старик устает сражаться с ним, опускает веер и тоскует, печалится, что не хватает сил против могучего ветра, не выстоять против ветра и самому сильному из людей. Печаль давит и без того прижатые к земле старые плечи. Но силы вернутся или ветер стихнет. Непременно что-то из этого произойдет, и веер вновь будет подниматься и опускаться над беспокойной водой реки.

А иногда местные мальчишки прибегают и с берега бросают в воду камни. Иногда ради невинной забавы, а иногда чтобы посмеяться над стариком.

Жизнь идет и меняется. Повторяясь раз за разом.

И так однажды сказка стала подходить к своему концу. Я расскажу вам об этом. Сядьте, а еще лучше лягте на диваны или кровати, закутайтесь в подушки и одеяла, пледы и теплую одежду. Возьмите какао, чай и варенье.

…Все-таки это сказка. Хотя начало у нее не самое веселое, но я обещаю – она закончится с надеждой и светло. Пусть так оно и будет – пусть будет темное и безнадежное начало и будет надежда. Не больше и не меньше.

Улыбнись читатель, у нас есть Надежда – сказка идет дальше!

                ___________________

Иногда что-то меняется…

Один из юношей, знавших о старике и ни раз смеявшийся над ним, подошел поближе и сидел на берегу, совсем рядом. Сидел и смотрел. Долго, почти целый день.

К его удивлению, старик свернул веер и пошел на берег, удобно лег на землю и смотрел на солнце сквозь веки. Старик молчал какое-то время. Очень тихо молчал – только камни и тайны так умеют.

Но пришло время, старик вздохнул и рассказал многое, просто и точно, как если бы он ждал этого дня и ответ был готов долгие годы назад:

- Слушай. Это все не просто так - каждый мой день, каждый порыв ветра и веер. Слушай внимательно. Только чистая, гладкая вода может стать твоим зеркалом. Только в ней будет видно настоящее. В спокойной реке, не знающей волны и ряби, отразится все, но ты увидешь только настоящее, подлинное. Это так. Просто никто никогда не пробовал смотреть в тихую, ровную воду и искать там всё. Так все и будет, слушай: ты можешь увидеть в миг все отпущенные на твою долю сказки, все чудеса и битвы, отмеренные твоей Судьбой. Отражение будет чисто и ясно. В нем даже будет Солнце, на которое можно смотреть и не бояться ослепнуть, но Солнце теплое, греющее. Как увидишь его в воде, знай: ты нашел свое, ты сейчас видишь себя... И все так и будет, как ты увидишь. Неотвратимо, как рассвет. Его можно желать, можно не желать, бояться или нет, но рассвет будет. Солнце поднимется и осветит землю, деревню за деревней, за лесом лес. ...Так все и будет и никак иначе.

Если решишься, то запомни только одно предупреждение. Не делай этого без света Солнца. Никогда, запомни, никогда не смотри в зеркала, когда нет рядом Света…

Старик замолчал, попробовал посмотреть на яростное Солнце в высоком небе, но быстро отвел глаза. Через минуту веер вновь поднимался и опускался над водою.

А молодой парень… Что про него скажешь? Молодой парень пошел к своим друзьям и все им рассказал. Долго говорили. Им было горько, что издевались над стариком, который оказался просто старым несчастным человеком, который достоит сочувствия и помощи, а не насмешек. И юные человечки решили помочь деду, избавить его то страшного бремени, похожего на безумие.

Той же ночью дружно прокрались они к дому старика. Самый отважный из них пролез в дом и искал веер. Веер был рядом со стариком, на его кровати. Парень наклонился над стариком, чтобы дотянуться до веера и вздрогнул – у самого уха старик говорил ему…

…говорил голосом без силы, голосом горячки и покоя:

- …заканчиваются камни… тяжелые, тяжелые камни… они тревожат воду – и круги расходятся всюду… а ты… ты… ты уже никогда не сможешь так, как прежде. Никогда. Никогда…

Отважный юноша испугано смотрел на старика. Но тот спал. И только.

Радостно было возвращение компании – они праздновали доброе дело, возглашали смехом и громким разговором Победу. Веер был сожжен и слова всеобщего одобрения были ему последней молитвой. Впрочем этого никто не заметил и не услышал – юноши громко обсуждали, что им следует делать дальше. И вновь – общим мнением было решено встать рано, до рассвета, и тайно ждать старика у реки, чтобы проверить и убедиться в сделанном, что старик не будет более биться с ветром, не будет разгонять волны и молить Солнце задержаться.

Они думали, что так освободят старика…

…шло время – проходила ночь… вот уже скоро ей придет конец…

Шаг за шагом заканчивается сказка - больше уж нету веера, и не будет он подниматься и опускаться над поверхностью воды. больше не должно быть ежедневной безнадежной пытки, как считали молодые человечки, которые верили в то, что делают все правильно и будет только лучше...

Но тише... Довольно разговоров. Не то время. Уже настает Утро!

                ___________________

Легкой поступью, за шагом шаг идет старый человек по своей дороге. Он доходит до берега реки. Той же дорогой, не меняя ее, не спотыкаясь, не сбавляя шага. Просто и легко, шаг за шагом.

Утро начинается. По реке все также шли круги и круги, пересекающие круги. Волны отражались от берега и наступали вновь.

Старик стоит у воды с закрытыми глазами и слушает.

Слезы падают в воду. По воде побежали новые круги, наперекор тем, что поднимает ветер…

                ___________________

Так бы все и закончилось - старик изо дня в день шел бы дорожкой своей судьбы, слишком молодой парень вероятно испугался бы того, что увидел тем утром, и поспешил бы решить, что старик - непроходимый дурак, не знающий жизни. Друзья парня через месяц бы забыли про эту историю, но сначала вдоволь насплетничалась. И все ушло бы, как круги на воде... Все забудется и больше не будет сказок - какие могут быть сказки, если сказочник отчаялся, если сердце его наполнено тоской. Не будет сказок - будут долгие ночи, такие холодные, что ни один огонь на земле не сможет согреть. И так будет вечно, потому что такой станет Судьба.

Но иногда что-то меняется. Порывом ветра, вздохом или взором с Небес - быстро и незаметно все стало меняться. Этого не было видно и не было слышно, но кто-нибудь умеющий слышать и видеть, и очень-очень ценящий, когда одно живое существо понимает другое, сказал бы, что "эти слезы перестали быть горькими". А сказочник начинал исправлять свою тоскливую сказку - уже приходило должное время:

- Я не хочу так. Пусть не проходит день, не уходит тепло, пусть даже ночи будут светлы и теплы в наших душах. Пусть будут лишь светлые слезы, а прочие - иссохнут, исчезнут и забудутся. А плачущие - утешатся. Да, пусть Плачущие утешатся... Эй! Тоска моя! слушай. Я не могу быть Сказочником, когда звучишь только ты, когда во мне царит одиночество с холодом и тяжестью камня. Так никогда не быть мне вновь Сказочником, и не родиться сказке - будет тьма, долгая и грузная, наваливающаяся, страшная и жестокая тьма. Будут сломанные цветы и такие же обломанные судьбы. Нет, так не должно быть. Я знаю: Сказку может написать лишь любящее сердце. Самое Сердечко, чистое и очень-очень тихое. Тихое той же тишиной, которой тиха красота цветов, моих любимых рыжеватых, озорных одуванчиков! Сердечко-сердечко, хитрое сердечко... Только ты во мне знаешь, что такое любовь - только ты умеешь просто любить и ты хранишь лучики чистейшего Солнца, чтобы светить нам в самом отчаянном мраке. Чтобы мы никогда не потеряли друг друга. И всегда могли признать своего по Свету... Не застить более тебе этого Света, Тоска моя. Не тобой я стану жить, не быть тебе госпожой мне, но верным псом будь - сторожи меня и кусай за ногу, за душу, если я отвернусь от своего лучика Света. Но... Ох... Охо-хох... Светло теперь, но тяжело и больно. Не все слезы мои иссякли, не исчезли и круги от них на воде...

Старик вышел из воды и пошел прямо к деревьям у берега, где прятался молодой парень и его друзья. Старик шел просто и прямо к остолбеневшему юноше. Старик плакал и улыбался. Он взял ладонь юноши и крепко сжал ее:

- Спасибо, ты помог мне. Пусть ты сделал не самую умную вещь и причинил мне боль. Пусть ты баран упертый и не видишь дальше своего носа. Многие люди постарше тебя найдут лучшие и лучше лучших решения, чем то, что сделал ты. Но не это важно. Это лишь круги на воде - на них нет смысла смотреть. Настоящее - другое. Я тебе не безразличен... Так посиди со мной - я расскажу тебе одну, только одну, но единственно важную сказку. Это совсем недолго, милый мой человечек. Слушай и Смотри!

                ___________________

И всходило Солнце. Легко и без обреченности. Луч за лучом - яростным заревом, с востока на запад по предначертанной в Небесах дороге. Никогда не останавливаясь и не горюя, что в ночи, в тумане и за тучами его не видно - оно всходило раньше и взойдет вновь. Солнце не ведает печали и в свете его нет ничего, кроме Света... И так будет всегда. Очень важно всегда помнить это. Где-то встает Солнце. Чтобы ни случилось. Вспомните это и внутри вашего сердца проснется свет. У каждого свой - у кого-то он будет трепетать, у кого-то будет ровным и белым, яростным, у кого-то мечущимся, любопытным солнечным зайчиком... Но он непременно есть и не надо забывать о нем. Где-то в наших сердцах живет маленький мир, в котором нет ничего кроме Огня и Света.

                ___________________

Старик и юноша вместе посмотрели на Солнце.

Солнце взошло и слезы Сказочника наконец-то высохли, не оставив и следа. Юноша обнял Сказочника - так всем стало еще на капельку теплее. Чуточку... Не найти меры для этой капельки, этой яркой искорке - и старик, и юноша скажут, что огонек был безмерен и как сильно ни обнимай своего любимого - все равно будет мало, все равно хочется быть ближе к своему любимому, веселому солнышку.

Юноша и Старик легко смотрели на Солнце. И никто не вспомнил о воде и вечных, раз за разом повторяющихся, волнах на ней...


Рецензии