22 июля 1942 г. под Ржевом

  Здравствуйте!
  Вы думаете там, дома, что я, находясь у самой передовой, уже давно участвую в боях, проводимых нашей дивизией (не помню, писал ли я о том, что со 2 июля наша дивизия пошла в наступление). Нам так и не дали обещанных автомашин для перевозки минометов (а вес их с колесным ходом и передком 1100 кг) и боеприпасов, а без них мы воевать не можем. Так что в бою на сей раз мне побывать не пришлось. Наступление началось с артподготовки. Мы оказались в самой середине нескольких артполков, ведущих огонь. Сутки продолжалась стрельба: примерно выстрел в секунду. К этому времени, как я вам, кажется, писал, мы уже получили минометы и от рассвета до заката занимались их освоением. Все время ждали, что нам дадут автомашины, и мы поедем пострелять. Наступление носило характер местной операции. Фронт передвинулся на два десятка километров на запад. Целью наступления было, очевидно, отодвинуть фронт от города Кирова – он отстоял от него на 3-4 км. Бой шел до 13 июля, после чего нас сняли с фронта (нашу дивизию) и погрузили в эшелон.  По этому случаю из автобата нам дали машины, и я испытал, что такое наши прифронтовые дороги. Ехать пришлось по гатям: машина идет со скоростью 10 км/час и трясет ее и кидает так, как никогда в жизни мне испытать не пришлось. Везли нас чрезвычайно быстро (по ж.д.) и никаких задержек по пути не было. Приехали к Москве (по Киевской дороге), и я смог еще раз лицезреть Москву с Воробьевых гор. Вид замечательный и волнующий. Куда нас везли, мы, конечно, не знали и только гадали: попадем ли мы к Воронежу или к Ржеву – местам, где по нашему мнению требовались подкрепления. Повезли нас по окружной дороге: сначала на север - «на Ржев». Но … перецепляют паровоз на хвост эшелона. Только мы успели подумать: «На Воронеж!», как эшелон свернул на Белорусско-Балтийскую дорогу, и мы развели руками. Ночью высадились в Можайске и отправились через город на север. В поезде меня немного развезло, очевидно, с пересыпа, и я шел с трудом. К моему счастью, переход оказался небольшим, и только я собрался «лечь и помереть», как голова колонны свернула в лес. Здесь мы и осели, ждали  остальные части дивизии. Занялись пока приведением себя в порядок: баня, стирка, чистка винтовок, патрон, гранат и пр. В стремлении очиститься от грязи  и от возможных вшей дошли до того, что весь состав батареи гулял целые сутки в одном нижнем белье, другая пара белья, гимнастерка и брюки кипятились в котле. Представьте себе часовых, стоящих на посту:  вид у них нормальный, но когда ветер отнесет полу шинели, видны ноги, обтянутые голубыми или сиреневыми кальсонами.
    Здесь у Вязьмы более заметны следы боев, чем у Сухиничей. К железнодорожной станции натащена целая гора «трофеев»:  разбитых автомашин, сгоревших танков, орудия и пр. Заметны следы боев в самом Можайске: дома побиты пулями, взорваны чем-то некоторые дома. В окрестных деревнях жители основательно ограблены. Если у Сухиничей в деревнях еще осталось много скота, то здесь его нет вовсе, не говоря о ставших символом отсутствия немцев - курах.
    По пути видел днем Наро-Фоминск. Город разбит очень основательно. 4-х-5–ти этажные дома стоят пустые, без рам и дверей. Весь фасад почти полностью сорван - по зданиям била артиллерия прямой наводкой, и через каждые 4-5 окон огромные дыры. Фронт от того места, где я нахожусь, находится в ближайшем случае не менее чем за 40 км, так что мы не слышим даже стрельбы, и только по ночам на горизонте видны вспышки ракет. Авиация немцев нас не беспокоит. Наших самолетов здесь множество. Между прочим, только здесь я увидел наших бомбардировщиков, летающих днем; до этого днем я видел истребителей, а бомбардировщики наши пролетали только по ночам.
   По вашему совету развиваю товарообменные операции. За две горсти табаку получаю коробку мясных консервов или гр. 100 сахара. Можно применять и более ростовщический прейскурант, но  совестно.
   От судьбы, как говорят, не уйдешь: отказался я от школы лейтенантов (о чем нисколько не жалею), но мне предложили в форме приказания стать замполитом или помощником политрука. На этот раз может обойтись без столь ненавистной мне казарменной обстановки школы. Хотят просто присвоить мне звание. Дальше разговора на эту тему, однако, не пошло. Замполит - это 4 тр-ка со звездой на рукаве, масса свободного времени и почти никаких определенных обязанностей, если не считать бесед, чтения газет и брошюр и пр.


Рецензии