Всему своё время

          Когда Алёша вошёл в комнату, за письменным столом бабушка проверяла тетради. Две аккуратные стопки, одна чуть больше другой, лежали перед ней, а чуть поодаль, на краешке стола – развёрнутая на первой странице тетрадь-одиночка.
          – Бабушка, – позвал Алёша, – пойдём обедать.
          – Сейчас. Погоди-ка, – сказала бабушка, взяла одинокую тетрадь и, что-то записав, помедлив, произнесла: – Теперь идём.
          – Бабуль, – Алёша потеребил бабушку за рукав платья, – а что ты пишешь?
          – Перлы заношу.
          – А что такое – перлы?
          Алёша подошёл к столу, взял тетрадь и прочёл:
          "Горький родился в семье столяра-краснодеревенщика. Шумилов, 10-а.
Кулигин  – мещанин. Часовщик-самочка. Ворошина, 10-г.".   
          Он читал чётко, медленно, по слогам. Там было написано ещё много чего, но он отложил тетрадь.
          – Бабушка, а кто такой – краснодеревенщик?
          – Алёша, правильно будет – краснодеревщик. Это столяр, специалист, который изготавливает мебель из дорогих пород дерева.
          – А часовщик-самочка? Что есть специалист – самец?
          Алёша знал, что из живущих у них хомячков, один был самец, а другой – самочка.
          Бабушка засмеялась, можно сказать, даже захохотала.
          – Ты меня уморил. Пойдём обедать.
          В столовой папа и мама вместе накрывали на стол.  Сегодня был День учителя, и они приготовили праздничный  обед.
          – Вкусно пахнет, – сказала бабушка. – Пойдём, Алёша, руки мыть.
          По возвращении, как бы продолжая разговор с Алёшей, бабушка, улыбаясь, произнесла:
          – Перлы, Алёша, – это выдающиеся высказывания.
          – А что в самочке выдающегося? – удивился он  и готов был уже к перечню других, не менее интересных для него тем, но  отец перебил словами:
          – Вы это о чём?
          – Да вот, тетради проверяю да ляпсусы записываю. Алексей прочёл, теперь интересуется.
          – А что такое – ляпсусы? – не унимался внук.
          – Ну, это ошибки, обмолвки, упущения непроизвольные. Бывает, человек случайно что-то скажет неправильно. Не по незнанию,  а по невнимательности.
          – Ну, тут твои – молодцы. Такого понапишут, нарочно не придумаешь, – усмехнулся папа и продолжал: – Ты, Алексей, возьми «Учительскую газету».  Всякого начитаешься. Бабушка тоже там как-то печаталась.
          – Мам, ты что, сочинения проверяешь? – снова обратился он к матери. – Сегодня бы могла отдохнуть. Праздник всё-таки.
          – Да  Горького закончили. «На дне».
          – А, так твои, значит, самоучку в самочку превратили. Ловкачи!
          – Прекратите разговоры!   У мамы был, как говорила бабушка, командирский голос.
          – Есть! – засмеялся папа и обратился к Алёше:  – Садись, абитуриент.
          Алексею было уже пять лет. Он готовился к поступлению в школу. Кто такой абитуриент, он знал и поэтому смолчал.
          Все уселись вокруг стола. Папа сказал тост. Подняли бокалы. Мама с бабушкой сразу заохали, предлагая друг другу сок, а Алёша медленно жевал и думал про хомяков – самца и самочку. Нет, они не были часовщиками. Зачем им часы? У них вообще не жизнь, а красота. Хотят –  спят, хотят –  едят, хотя, что  такого  хорошего  в  их  жизни.   Противоречивые мысли занимали его часто, поэтому со  всеми своими вопросами  он шёл к взрослым.
          – Бабушка! – обратился Алёша к бабушке во время наступившей паузы. – Расскажи про самочку.
          – Прекрати, Алексей! – скомандовала мама. – Дай поесть спокойно!
          Мама вышла и принесла что-то на большом  блюде.
          – Цыплята-табака! – сказал папа, торжественно вскинув руки.
          – А почему – табака? – опять спросил Алёша.
          Бабушка опять рассмеялась:
          – Мне кажется, что мы не были такими любопытными в детстве.
          – Мы тоже, – поддержал папа и, уже обращаясь к бабушке,  сказал:  – Мама, а помнишь, ты рассказывала про цыплят «по-грачски».
          – Это как? – мама тоже повернулась к бабушке.
          – Да, – бабушка вздохнула. – Вот тётя Маша у нас никогда цыплят не ела.
          – Почему? – поторопился Алёша спросить.
          Тётя Маша была много старше бабушки и не дожила до его рождения.
          – Да потому, что…  – она помолчала. –  Грустная это история, не праздничная. В войну гражданскую это было.  Тётя Маша ещё маленькая была.   Чуть старше тебя, Алёша. 
          Бабушка посмотрела на Алёшу, протянула руку, чтобы погладить его по голове, но он быстро соскользнул со стула и прижался к ней.
          – Да, чуть постарше.  Война тогда многих крова лишила. Страшная разруха кругом. Что делать? В сарае жили. Весна. Холодно, голодно, а детей  – четверо.
          Отец – на фронте с первых дней.  Мама очень за детей боялась. Ну, как начнут проверять, да узнают, что отец  – дворянин.  Перестреляют.  Старалась лишний раз никому на глаза не попадаться. Когда на работы надо было идти, работала хорошо, чтоб детей сиротами не оставить.
          Вот тогда-то Машенька, старшенькая,  наладилась с соседским Ванюшкой,  Ванькой-Встанькой – так его называли, всё куда-то отлучаться. Иногда продукты приносила: то хлеб, то сахар. Приходит однажды, а за пазухой – три грача дохлых.  Мать как заругается, а Маша ей и говорит: "Не ругайся, лучше послушай".
          Долго, говорят, они шептались. Мама плакала, в чём-то убеждая Машу.
Только потом все узнали, что они с Ванюшкой ходили на свалку грачей силками  ловить.
Наловят, ощиплют, а потом идут на рынок и продают румынам за цыплят.
          Потому-то тётя Маша никогда цыплят не ела. Они ей войну напоминали.  Сколько горя та война принесла, сосчитать невозможно.
          Все притихли.  Говорить о войнах не хотелось, хотя только вчера бабушка со своим классом ходила на Малахов курган к единственному оставшемуся в живых дереву – миндалю. Старую крону его спилили, и он дал новый молодой отросток.
          Дерево-память! Память!  Вечная слава и вечная память, высокая, неизгладимая.
          – А я кино про войну люблю. – Алёша выскользнул из рук бабушки. Он не понял, что же это такое – цыплята  "по-грачски"  и почему всем стало грустно.
          Что ж, всему своё время.


Рецензии