Ностальгия

  Слово «ностальгия» обладает мелодичностью и изысканным звучанием. Но на деле, это всего лишь опоэтизированное определение такого негативного  состояния, как тоска. То же назойливое нагромождение идеализированных образов, тот же режущий слух гимн развалинам воздушных замков. Тоска гложет нас, обнажая хронические  язвы души и тела, заставляя всё светлое и воздушное зарываться, с головой, в глубокие пески губительной пустыни.
  Человек меланхоличен и полон сожалений. Такова его натура. Сожаления, сопровождаемые проливными слезами (у женщин, мужчины их не льют, а глотают) – это предшественники сумрачного заточения надежд, нередко приводящие к логическому завершению пути.
    Отчего она приходит, тоска? Не на пустом же месте она вырастает? Мы тоскуем по скоротечно ускользнувшему детству, по школьным годам, полным приключений и авантюр, по стенам родного до основания дома, в котором, впервые завопив, мы заявили о себе как о личности.
Дождь,  сопровождавший  нас  в дни  первого свидания с первыми любимыми, постукивающий по асфальту в унисон дамским каблучкам; ветер, резвящийся с воздушным змеем, сделанным руками отца; тающие на ладошке снежные хлопья в преддверии сказочного праздника; летние посиделки-полежанки  в тени деревьев; благоухание цветущей яблони и вишенки, принарядившейся невестой – всё это пробуждает в нас двойственные ощущения, лидирует среди которых всё та же тоска.
  А если отбросить сентиментальные моменты, которые, к тому же имеют привычку всё приукрашать, так ли весомо то, о чём мы грустим, по чём тоскуем? К примеру, хотим ли мы заново очутиться в детстве или же нас  просто влекут невинные образы, сохранившиеся в избирательной памяти? Это случайно не в школьные годы в нас стал накапливаться негатив, впоследствии,  не раз, дающий о себе знать, нанося сокрушительные удары по позитиву? Разве не мы, став взрослыми, проклинаем бесшабашный ветер, сметающий всё на своём пути?  Не мы клянём зиму за её стойкие продолжительные  морозы? Мы негодуем на дождь и молим его  о передышке, поскольку он мешает осуществлению наших планов, и мы же изнываем от обезвоживающего, томительного зноя. Выходит, мы тоскуем, вспоминаем, сожалеем – и всё без царя в голове. К чему эта всепоглощающая панихида по ушедшему? Что в нас постоянно испытывает дискомфорт, не даёт наслаждаться настоящим? Душа? А что это, высокая идея или материализовавшееся нечто, находящееся в непрерывных прениях с разумом? Ответ на этот, извечно волнующий человечество вопрос, пытался найти не один ученый ум. Однако и сегодня это остаётся задачей с множеством неизвестных. Правда, существует множество версий.
  Допустим, душа – это необъятный сосуд, вмещающий в себя неисчерпаемое количество чувств и ощущений. Она радуется и веселится, любит и уважает, надеется и ждёт, мечтает и фантазирует – одним словом,  она кладезь добра и красоты.  И тут  появляется  она,  пучеглазая тоска и своим нежелательным вмешательством оккупирует и почти подчиняет её себе. Счастье лишь в том, что «почти». Небольшой лучик света всё же проскальзывает сквозь мрачные ряды и торопится распространиться. Только он и может  ёщё спасти.
 Итак, мы выяснили, что ностальгия это то, что постоянно вставляет нам палки в колёса. Поверженные ею, мы склонны к неадекватным действиям и неоправданным поступкам. Горюя об оставшихся в прошлом друзьях, мы лишаем себя возможности  обрести новых, не менее достойных. Скорбь по ушедшим в мир иной, убивает в нас способность ценить и беречь тех, кто рядом и нуждается в нашей любви и поддержке. Убиваясь по потерянной некогда любви, наши, разум и сердце, превращаются в ненужный атрибут, слепой и глупый, неспособный распознать новое, светлое и доброе. Оно приходит, стучится, случается – ломится, но, оказавшись не у дел, уходит, нередко навсегда. Тоска по прошлому, порождает гнетущее, весьма удручающее ощущение. Она, словно гигантский барьер заслоняет собой дверцу души, и новорождённая любовь, столкнувшись с ней, отскакивает, разбивается, мельчает и утекает, как песок сквозь пальцы. В итоге, горький опыт неудавшегося прошлого, иронично перекликающийся с необустроенным и фактически лишённым жизни настоящим, порождает массу страхов, сомнений, и, как результат -  отвращение к будущему. Малоперспективная картинка.
  Всякий организм, включая амёбу, проходит этап, протяжённостью от рождения до смерти. По видимому, минуты взлёта и падения, ослепительный пик славы и сокрушительное фиаско, даны не только человеку. Но только человек воспринимает это как приговор. Только он, в страхе совершить очередную ошибку, выбирает бездействие, оставляя истину за гранью собственного бытия и мышления. Он уверен, что, запретив себе думать и понимать, отказавшись от принятия кардинальных решений, он тем самым гарантирует себе покой и стабильность. И это заблуждение засасывает как болото.
  Только в стремлении достойно противостоять жизненным каракатицам, можно свергнуть гнёт прошлого, на грани предельного эгоизма, одуряющий душу.


Рецензии
Хотим мы этого или не хотим, память доброго человека имеет свойство все плохое забывать, а доброе помнить. И этой свойство Создатель не зря ей дал. Приятно окунуться в воспоминания с добрыми друзьями или с сами собой. Ностальгия , нам дана для самоочищения души от скверны!

Федор Радецкий   14.05.2017 05:46     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.