Звонок с урока

Это было… где-то в седьмом классе. Зимой.

Из памяти стерлось – какой именно был урок.

До конца оставалось немного. 

В эти последние минуты моему взору открылась интересная картина.

Ученик протянул руки вперед, к соседу впереди. Тоже ученику, сидящему в пальто.

Так вот, тот что был сзади, ухватился за ремень пальто сидящего впереди, притянул к себе концы; осторожно, чтобы хозяин не почувствовал. Да и учитель(ница) тоже.

И потом, когда концы ремня были у него в руках, он обвел ими спинку стула и привязал концы друг ко другу. Так сидящий оказался привязанным к своему стулу.

Сделавший сие великое дело откинулся на спинку стула - и дальше, как ни в чем ни бывало, продолжал созерцать урок.

Мы ждали.

Все, видевшие сказанное, ждали. Чего? Конца урока.

И вот, наконец, прозвенел звонок.

Кто учился в школе, знает, как приятен слуху звонок с урока. Это как благовонный елей для ушей. Как лучший музыкальный хит всех времен и народов. И мы помним, какое оживление он вносил в сердца учеников. Как они быстро поднимались и спешили к выходу. Если, конечно, учитель(ница) не скажет: «постойте! сидите! звонок для учителя!» Или нечто подобное.

Но есть и другой случай, при котором не все ученики быстро покидают парты. Это как раз наш случай.

Мы наблюдали за привязанным.

Он быстро встал и устремился к двери. Так быстро, как изголодавшийся спешит к еде. Как жаждущий - к воде.

Мы смеялись. Хохотали. Я и сейчас, двадцать лет спустя, хохочу до слез, когда пишу это. Вспоминаю и смеюсь.

Ну вот, вытер слезы. Пишу дальше.

Встал ученик и понесся к выходу из класса. Но не один он был: его сопровождал стул. Его же стул.

Я только что опять захохотал. Но без звука: с глушителем. И только левый глаз чуточку прослезился.

Стул был удачно привязан к пальто. Ученик сделал несколько шагов и только потом сообразил: что-то не то.

Нет, стул не катился по полу. Он - как детеныш коала, вцепившийся в спину матери, - несся вместе с ним бесшумно и легко.

Ученик, может быть, пошел бы и дальше. Но почувствовал тяжесть. Он ощутил, что весит чуть больше чем обычно. Наверняка это не от полученных на уроке знаний.

Сколько шагов он сделал со стулом за спиной? Не помню. Шага эдак три-четыре. Может больше. Много воды… много лет прошло с тех пор. Но такое разве забудешь?
Когда он осознал, что к нему что-то привязано, - остановился. Сделал недовольную гримасу и развязал себя от стула.

Что он сказал привязавшему? Не помню. Забыл и то, кто именно из одноклассников был автор этой гениальной идеи. Этого выдающегося проекта. Но в любом случае спасибо и тому и другому. И зачинщику, и пострадавшему.

30.10.16. Только что помолился и за обоих. У меня такое увлечение: когда вспоминаю человека, с которым связывало меня какое-то событие, то молюсь за него.

Были времена. Беззаботные. Веселые.

Много радости. Много любви. Первой... Школьной...

Но прошло. Жизнь как-то изменилась и стала раскидывать нас. Не всех. Кого-то оставила на месте. А с кем-то поступила как спортсмен, мечущий ядро. Так что некоторые оказались на другом полушарии.

Что до меня, то, хоть земное полушарие не поменял (лишь мозговое чуть изменилось), но очутился далеко, за тысячи км. А оттуда, через годы, – еще дальше.

Воспоминания приехали со мной на чужбину. Воспоминания… Они связали два времени морским узлом, привязав к ним и мою взрослеющую душу. И уносят меня временами назад, далеко в детство… И брызжет жизнь… Играют краски… И кто-то в классе сердце мне тревожит…


Рецензии