Тарифные войны ЖКХ Точка принятия решения

Представьте себе картину:

Едет грузовой поезд с платформами. На платформах стоят автобусы с водителями и пассажирами.  Водители усиленно крутят рули, сигналят, объявляют остановки, открывают и закрывают двери.  Но поезд идёт своим маршрутом. Скорость и пункты остановок определяет машинист.  Периодически из локомотива выходит кассир и собирает с водителей плату за пользование платформой и перевозку автобусов. Те платформы, которые не нашли нужной суммы, штрафуют, ставят на «счетчик» или вообще отцепляют от поезда. Иногда в счет оплаты забирают запчасти автобусов или сами автобусы.

Водители тоже обилечивают пассажиров, но каждый по своему разумению.

Поэтому водителей периодически бьют, выбрасывают из автобуса и назначают другого водителя. Новички обещают плату за проезд не поднимать, но после прихода крепких ребят из локомотива впадают в глубокую задумчивость, что-то подсчитывают и….объявляют новую стоимость проезда.  Пассажиры возмущаются, сжимают кулаки и идут стенкой на «этого негодяя». История с завидной регулярностью повторяется.

Поезд катится, теряя пассажиров, запчасти и целые платформы.

 

Картина смешная и горькая одновременно.  Именно так работает сегодня ЖКХ на местном уровне.

По законодательству тарифы на жилищно-коммунальные услуги устанавливают местные органы власти.  Вроде бы всё понятно. Мэры и сельские головы лучше знают специфику населенного пункта и возможности своего бюджета. Им и карты в руки.

Но если посмотреть внимательно, то это не кто иные, как водители автобусов. Тех самых автобусов, которые стоят на платформах и едут за локомотивом.  Потому что городские чиновники почти не влияют на составляющие тарифа. От их решений зависит в лучшем случае 2-5% злополучных тарифов. Остальное: энергоресурсы, ГСМ, зарплата персонала (привязанная к минимальной зарплате), стоимость расходных материалов и инвентаря, оборудование, налоги. Львиная доля составляющих зависит от цен на газ, электроэнергию, нефть и постановлений правительства.

Там, где введены экономически обоснованные тарифы – ропот и критика со стороны населения, многочисленные комиссии и расследования. Там, где тарифы ниже себестоимости – низкокачественные услуги, высокая аварийность, иски в суд и уголовные дела, ропот населения. И из местного бюджета нечем помочь – там «шаром покати» - кризис. А что осталось от кризиса – перечислено в бюджет государственный.

Местные органы власти стали заложниками делегирования полномочий. При катастрофически низкой платежеспособности населения они не могут ввести реальную стоимость услуг.  А, следовательно – не в состоянии обеспечить стандартный уровень качества.  Об инвестсоставляющей и говорить не приходится. Инвестиции должны направляться на модернизацию и новое строительство. Т.е, на мероприятия, которые позволят улучшить качество и снизить потери. Но это – огромные суммы, сравнимые с годовыми бюджетами всего города или поселка.  За годы независимости капитальными вложениями мал кто занимался, вот и имеем сегодня основные фонды, изношенные на 75-80%.

Основные фонды ЖКХ - это дома, подъездные пути, сети и энергосооружения, котельные и подстанции. Всё то, что должно надёжно и круглосуточно обеспечивать нас качественными услугами.  Но ресурсы, заложенные ещё при СССР, выработаны. Запас прочности исчерпан.  И для местных властей вопрос качества не стоит, предоставить бы хоть какие-то услуги!

Поезд потихоньку едет дальше, водителей меняют, иногда отцепляют платформы и расплачиваются запчастями.  Расплачиваются будущим и нашей безопасностью…


Рецензии
Даже такую серьезную профессиональную тему (нудную для дам-с) изложили интересно и доходчиво для непосвященных! Браво!

Марина Бурмака   28.01.2012 15:26     Заявить о нарушении
Вообще, это статья для блога. Я её размещал в "Лиге". Получил много нелестных озывов и оскорблений, чем невероятно горжусь :)))

Бондарь Юрий   28.01.2012 16:36   Заявить о нарушении