В шкуре серой мышки

Хочу новую жизнь. Чтоб все в ней было тихо и спокойно. Чтоб на улице и в кафе ко мне не подходили чужие мужчины с сальными глазами и не предлагали «покататься по ночному городу, а потом – ко мне…» Словом, хочу быть среднестатистической. Неприметной, неяркой и нешумной.   
 
Эти мысли приходят ко мне всякий раз, когда мне особенно тяжело, и я не уверена, что смогу справиться с чем-либо. Но, однажды, задумавшись, я пришла к выводу, что мне никогда таковой не стать. Потому что я уже давно сделала свой выбор в пользу образа сильной, успешной и ухоженной женщины. И тут я вспомнила свою любимую теорию «о методе от противного» и приступила к претворению в жизнь эксперимента над своим «эго» под кодовым названием «две недели в шкуре серой мышки». Дабы удостовериться в том, что я — действительно та, за кого себя выдаю, а никак не «среднестатистическая».
Итак, для начала надо было проникнуться экспериментальным образом. Для этого надо:
1.не пользоваться косметикой;
2.прекратить общение со своими знакомыми из мира тусовки;
3.носить неприметную одежду;
4.и поменьше говорить (где вы видели болтливую мышь?)   Самым сложновыполнимым для меня был второй пункт, потому что предстояло две недели жить в изоляции. Что, в общем-то, правильно для «серой мышки». В первый же день эксперимента мне дико захотелось пойти в какое-нибудь кафе и отдохнуть душой от пережитого в течение девяти рабочих часов. Но мой новый имидж оставлял желать лучшего: без косметики я выглядела как несовершеннолетняя, одежда сидела на мне непривычно свободно и волосы были собраны в странный пучок. Поэтому было решено ехать прямо домой. Дома же я стала ощущать такое безмерное одиночество, что захотелось выть на луну.   У меня даже не было любимого человека, с которым я могла бы поделиться своими мыслями! Все потому, что ранее, возомнив себя эдакой «звездой», я могла себе позволить менять парней как перчатки и говорить с улыбкой: «Свято место пусто не бывает». А сейчас я не могла пойти «на охоту», потому что образ «неприметной, неяркой и нешумной» явно не мог обратить на себя внимание мужчин.   
Первые дни эксперимента было действительно трудно — я отчаянно чувствовала себя «чужой среди своих». Мне казалось, что нужно поменьше говорить, показываться на людях и привлекать к себе внимание, чтобы люди не дай Бог не обратили внимания на то, что я вот уже который день хожу в одной и той же одежде (дело в том, что у меня не так-то много серых «шмоток»). Но позже новый образ жизни обнаружил в себе немало полезного: я стала намного более наблюдательной, научилась слушать людей и настолько привыкла к одиночеству, что после работы уже не изнывала от скуки, но всегда находила какое-нибудь полезное дело. Ходила в солярий или в тренажерный зал, читала, смотрела старые фильмы, размышляла над смыслом жизненного бытия или же просто убиралась. Между прочим, перелопатила множество психологической литературы про «синдром серой мышки» и выяснила, что нередко именно застенчивые женщины становятся преуспевающими бизнec-лeди и успешными руководителями солидных учреждений. Парадокс? Не скажите. Стеснительный человек, привыкший наблюдать за собой и окружающими, как никто другой способен к психологическому анализу. Ему дано предугадать внутренние устремления конкурентов и дирижировать ситуацией внутри предприятия. От вчерашней тихони и сегодняшней "железной леди" просто ничего невозможно скрыть…
Мой эксперимент продолжался две недели. Не скажу, что он прошел гладко, потому что я периодически «срывалась» и устраивала дома «посиделки» с подругами: мартини, сигареты и разговоры по душам. Один раз, уже к концу второй недели я решила просто прогуляться по магазинам и посмотреть на красивые вещи. В итоге – опустошенный кошелек и куча ярких вещичек, каждая из которых повергла бы в шок любую уважающую себя скромницу. Зато я их не носила! Ждала окончания эксперимента.
Кстати, однажды я даже решила проникнуть в самую суть «синдрома серой мышки» и позвонила бывшей однокашнице. Долго выпытывала   у неё «как дела?» и «чем сейчас занимаешься?», но так и не дождалась от неё исчерпывающего ответа. Во-первых, она ОЧЕНЬ удивилась моему звонку, во-вторых, на все вопросы отвечала настолько односложно, что я сама расхотела продолжать попытки наладить с ней отношения. Почему я позвонила именно ей? Потому что более незаметного человека я не встречала нигде и никогда. Ее мало кто замечал ещё во время университетской учебы. И… немыслимо, но ее забыли пригласить на выпускной вечер! Помню, как-то мы с девчонками решили взяться за ее имидж. Пытались ее научить краситься, ежедневно принимать душ и делать укладку. Говорили о том, что нужно больше улыбаться и не стесняться высказывать свое мнение. Звали на дискотеки, в кино, в кафе… Но все бесполезно. Она слушала, соглашалась с нами, но ничего не делала! Ей было жалко тратить деньги на косметику, на одежду и даже на еду. В итоге, в один «прекрасный» день наша подопечная закатила нам истерику, плакала и требовала, чтобы ее оставили в покое. Стало понятно, что мы не в силах побороть какой-то сильнейший психологический комплекс, который мешает ей раскрыться. Такие люди как наша знакомая, в любой жизненной ситуации чувствуют себя не в своей тарелке. В большинстве своем молчуньи внутренне зажаты, постоянно насторожены, неохотно идут на контакт, беспричинно краснеют и отвечают невпопад - лишь бы отделаться от собеседника. Склонность к самокопанию, стремление «не выделяться», гротескное преувеличение собственных недостатков, сверхчувствительность к невинным колкостям и способность легко впадать в депрессию от осознания своей полной никчемности — вот основные характеристики «серых мышек». Человек начинает ощущать себя жертвой судьбы и оберегает внутренний мир от вмешательства посторонних. Психологи называют это социофобией (страхом перед общением). Чаще всего в основе этого явления лежат психологические травмы, пережитые в детстве или такие особенности темперамента и характера как склонность к одиночеству, заниженная самооценка, повышенная тревожность и многое другое. Причины психологического феномена, который известен нам как «синдром серой мышки» все ещё не известны. Одни считают, что дело в наследственности и в наших родителях, поведение которых мы копируем на бессознательном уровне. Другие склонны считать, что вышеназванный «синдром» возник вследствие отсутствия общения. Как бы там ни было, решить эту проблему можно только при сильнейшем желании поменять свою жизнь. Но есть люди, которые вполне довольны такой вот «серой» жизнью. Они все видят, все замечают, а о них никому ничего неизвестно. Им не нужно быть в центре внимания. И они лишь посмеиваются над теми, кто «наполнил свою жизнь лишней мишурой». «Серые мыши» — это, в основном, будущие «серые кардиналы». А в жизни кардиналов есть свои «плюсы», согласитесь?


Рецензии