Синхронист - встреча с параджановым

Глава 3 Встреча с Параджановым
Об этом режиссере я слышал давно, видел и его фильмы, но с ним лично не был знаком. И вот это знакомство состоялось. Это было весной восемьдесят третьего года. Тогда в кинотеатр «Газапхули» привезли фильм Пазолини «Царь Эдип». Фильм вызвал большой ажиотаж. Зал был заполнен до отказа на протяжении многих дней. Почти весь город приходил посмотреть этот фильм, наслышавшись о скандальной репутации гениального итальянского режиссера и поэта. Я обратил внимание, что каждый раз Параджанов приобретал целый ряд. Заметьте, не одно место, а целый ряд. И не на один сеанс, а на все сеансы. И так в течение двух недель. Приобретая билеты целого ряда, Сергей Параджанов приглашал на этот фильм своих друзей, которые вместе с ним столько раз смотрели этот фильм. Ходили слухи, что Сергей собирается снимать фильм о Сурамской крепости. А поскольку Пазолини, как режиссер и как личность был ему близок, Параджанов считал своим долгом, может исходя из своих ближайших творческих замыслов, смотреть этот фильм, и при этом окружать себя друзьями, знакомыми, почитателями и льстецами. Во всяком случае, я уверен, что в результате тех многочисленных просмотров фильма, Параджанов и его сателлиты выучили фильм наизусть, и если не оригинальный текст, то, во всяком случае, мой перевод фильма.
  И вот, во время одного из сеансов, дверь в мою ложу открывается, и в нее входит ни кто иной, как сам Параджанов, со свертком в руке. Что-то завернутое в газету.
- Вы Джованни, - обращается он ко мне,- который переводит фильм?
- Да, - отвечаю  утвердительно.
-Я сегодня был на армянской свадьбе и оттуда принес вам настоящую армянскую гату.
Параджанов даже не представился мне, он представить не мог, что кто-то может его не знать, тем более человек, который переводит фильм Пазолини.
Я поблагодарил его, предложил сесть рядом в кресло и смотреть фильм. Параджанов посидел немного, а затем, когда в фильме наступила пауза, сказал мне:
-Я хоронил вашего брата.
- Очень приятно,- ответил я, не подумав, что за абсурд говорю.
 Я ждал от него чего-то необычного, какого-то сюра, но такой фразы я не ожидал услышать.
 Придя домой, я рассказал маме об этом эпизоде. Она сказала, что это правда, и Параджанов, хорошо знавший моих родителей, действительно принимал участие в похоронах моего малолетнего брата, умершего за четыре года до моего рождения. Мама также рассказала, что когда я был маленьким, и она на руках носила меня к своей маме, по дороге часто встречала Параджанова, жившего по соседству, который предлагал свою помощь понести меня на руках (я еще не ходил), или понести чемоданчик с моими вещами. Я начинал плакать и не давал ни себя нести, ни чемоданчик. Почему-то не доверял ему.
Может поэтому мы с ним так поздно познакомились.


Рецензии