Дар речи

Ещё 1200 лет назад кошки умели говорить.

Конечно, эту свою способность они никуда не утратили, но сейчас предпочитают помалкивать. Так получилось не вдруг, не само собой, а вследствие ряда причин.

Отчасти в силу их природной интравертности, которую ошибочно принимают за высокомерие и отчуждённость.

Отчасти потому, что как и любое знание или умение, это требует постоянно быть в струе, в курсе, в теме - держать себя в тонусе, учиться, практиковаться, почитывать свежую периодику по филологии, а кому ж это охота, особенно, когда в животе рыба, а печка тёплая. Лень-матушка родилась даже раньше семейства кошачьих!

Но главным образом вследствие жестоких воспитательных мероприятий, проведённых с ними очень организованно ещё в тёмные века. Тогда у нас куролесили первые Рюриковичи, Европа несуетливо выстраивала вертикали королевств, Америка блуждала в инках, ацтеках и майя, как в трёх соснах, Переднюю Азию энергично осваивал ислам. В Задней Азии ничего такого не было, но там с лёгкой руки даосов их считали маленькими домашними тиграми, а тиграм, как известно, говорить не полагается. Сиди себе тихо и рычи.

Держать язык за зубами их приучали жестоко и страшно, совсем в духе раннего средневековья. Били бамбуковыми палками по пяткам или вересковыми прутиками по губам, топили, скармливали псам на руинах Колизея, накручивали хвост, привязывали консервные банки, лишали сметаны, бросали с Пизанской башни для научных экспериментов - всего и не припомнишь.

Короче говоря, они смекнули, что если меньше говорить, то будешь дольше жить, да ещё и сытно, и со всякими там глупостями приставать не будут. И смекнули они это гораздо раньше людей. Кто-нибудь с тех пор слышал о какой-нибудь кошачьей инквизиции, Варфоломеевских ночах или репрессиях? Правильно. И не спрашивайте. Никто и не слыхивал.

И не просто жить они стали дольше, а ещё и по целых девять раз.

Официально сообщается, что говорить их научили жрецы древнего Египта, примерно за тысячу лет до нашей эры. Впрочем, началось всё намного раньше, ещё в Шумере, опять же главным образом благодаря тогдашней интеллигенции - жрецам.
Тогда кризисов ещё не придумали, зато вдруг, ни с того ни с сего, начала развиваться цивилизация, всякие там законы-каноны, письменность,
клинопись-машинопись, всякие тюти-мути, манеры-инженеры, понадобилось огромное число специалистов, а выпекать их, как это умеют только наши вузы, шумерам было слабо. Пупок тонОк. Размах не тот. Но чья-то светлая, то есть тёмная бородатая голова додумалась образование отдать в частный сектор. На том и порешили.

В каждой приличной шумерской семье сделалось хорошим тоном духовное общение с домашними животными для приобщения их к производительному труду. С копытными дело не заладилось сразу. Слишком уж незыблемо они верны своим принципам и убеждениям. Здесь надежда только на кнут. Домашняя птица не смогла пережить и простить лишение радости полёта и закомплексовала, ушла в себя, да там и осталась. Чего стоит одна только яичная скорлупа! Собаки же вообще даже и не думали суетиться. Зачем напрягаться, если всё можно получить, преданно глядя вверх и гавкая вниз? Примерно служи и ни о чём не тужи. Молчи, за умного сойдёшь. Служить бы рад, прислуживаться тоже. Охранники всегда жили пусть не ахти, но сносно и без заморочек. Понятно кому доставались все пряники.

И вот как раз тут-то, неожиданно на историческую авансцену выдвинулись наши почти незамеченные боковым зрением, пушистые тихони-скромняги.

Время выбрало их.

Как-то вдруг, легко и по-свойски, радостно стали они овладевать премудростями великого и могучего шумерского. Напевного, как трансовая песнь шамана, широкого, как загадочная шумерская душа и полноводного, как Тигр заодно с Евфратом после снежной зимы.

В изящной словесности кошки оказались, как рыба в воде.

Поначалу население было в восторге. Массу дел стало можно свалить на кошек, ну, там, голосовое сообщеньице отправить, послать разузнать последние сплетни, решения партиииправительства, опять же поговорить есть с кем, когда выпьешь, не грех и поплакаться. Тут тебе и родная душа и роскошь духовного общения и газетка и  журррнальчик гламурррненький, лента новостей, цены на рыбу и молоко, курсы самые свежие, серьёзная аналитика. Ох и охоче же кошачье племя до серьёзной аналитики! Прямо хлебом не корми! Правда, всё было строго без межгорода, ну, да и мир-то тогда был мал и узок, так что лишений, как бы и не чувствовалось. В общем, жизнь стала не то, чтобы лучше, но конкретно веселее. Ну, и лучше тоже, хотя и помаленьку.

А кстати, клинопись шумерская вам ничего не напоминает? Не мелькает мысль, что так как раз удобно царапать коготком? Так легонько вминая его в мягкую глину. Сто процентов на отсечение, что шустрые мурлыки и писать насобачились! Воистину могущество разума беспредельно.
Одним словом – кошары наши пахали за десятерых, хотя, признаться, работёнка чистая была, непыльная, без надрыва от производства. Не отсюда ли пошло словечко – "кошерная"?
Надо будет разобраться.

Но.
Нет добра без худа. Джинн, так сказать, вышел из бутылки. Каждый, кто хоть пару минут воспитывал ребёнка, знает, как сложно научить его говорить. Но уж как потом сложно научить его молчать – это ни в сказке ни пером! Так вышло и здесь. Грамотные все стали!

Трепались они, как заводные. Не остановить. Им, не выдержав, делали спокойные замечания, но они и ухом не вели. И отказываться от своей возможности свободно высказывать мнения и влиять на события они даже не помышляли. Просто не допускали такой возможности, отвергали вариант на корню, гнали от себя эти мысли. Вели себя прямо, как эдакая строптивая девушка из шибко хорошей семьи, плечистая на язык и знающая, что ей ничего не будет.

А между тем, всё проходит. Долго ли коротко ли, сгинул Шумер. Поди теперь разбери отчего. Говорили, что дебаты в царском совете будто бы стали что-то слишком длинноваты, таблички клинописные тяжеловаты, то да сё. Кто его знает, как там было. Но только поезд ушёл и вскоре в дверь постучался Вавилон.
 
Как водится, шумели шумеры, спорили, кто виноват и что делать. Насчёт того, что делать, тут вышла заминочка, не справились тёмные бородатые головы, не продумали. А кто виноват было сразу и всем очевидно. Тут же назначили виновных и угадайте с трёх раз – кого? Что только с ними не вытворяли, с этими виноватыми! Вопрос стоял о физическом выживании вида.

Однако плетью обуха не перешибёшь и на общем собрании чердака старейшин было решено отказаться от лобовой контратаки и принять агентурно-партизанскую тактику. Мир вон какой огромный и совсем не заселён. Благо, природа не обидела, наделив адаптивностью от экватора до полюсов. Немногие виды так приспособлены, разве что человек и паразиты.

Так и поступили. Сорок секунд подъём, котят в зубы и брысь в разные стороны.
Следующая станция – Египет.
 
Тут натурализация сразу же пошла натурально, как по маслу. Народ дружелюбный, игривый, в пирамидки любил поиграть, строительный бизнес на подъёме, потребность в специалистах огромная. Зажили, как сыр в масле. Одной удалось дослужиться даже до богини. Бастет её звали, вы помните. Подозревают, конечно, что полукровка.
Ой баловались, баловались в древности генной инженерией!
Ну да ладно, любовь зла.

А от Египта и до других стран лапой подать, понемногу освоили, везде были какие-то плюсы, везде жилось неплохо.
Языковая проблема для кошек не проблема. Посмотрите на кошкин язычок – тонкий, гибкий, упругий, шершавенький такой, цепкий. Молочка поставь – так и снуёт. С таким языком хоть сейчас в синхронисты.
Иностранные языки учили, как говорится, легко. С лёту.

В итоге обустроились везде, где только можно и зажили на славу. Память у кошек компьютерная, раз услышав, не забывают ничего. Рассказывать любят, вот и служили предателями, то есть пересказывали предания старины глубокой. В историках и архивистах поэтому и нужды-то отродясь не было. Даже в нашей истории остался такой персонаж "Боян бо вещий", это по-старославянски. Все думали, что это человек такой специальный, вроде нищего с аккордеоном у метро.
Как же! Жди!
Будет тебе человек учиться читать-писать. Кот-баюн это был! Уважаемая была профессия и нужная. Престижная тоже. Что бы без него сейчас знали о полку Игореве? Любая мама мечтала своих котят к этому делу пристроить.

Правду сказать, не только черпали богатства, но и сами обогащали великий и могучий. Вот, например, слово "пища". Казалось бы к чему оно, если уже есть слова "еда", "жрачка", "шамовка", "хавчик"?  Зачем при таких богатствах дополнительно захламлять язык?
Господи! Как же вам непонятно-то!
Ведь это же братья наши меньшие усатые-полосатые придумали - пища это всё, что пищит. Цыплята, мыши, воробышки, даже устрица, если её уксусом полить. Любезное сердцу дело, пиршество духа, мировой закусон. Ну и дальше всё в таком же духе было. В других краях тоже обозначились, везде вклад внесли. Жили не тужили.

Но.
Не всё коту масленица. Рухнул Рим, на котором, хоть и нехотя, но всё держалось. Тоже, видать, прозаседались в своих термах-сенатах. Кто ж их только болтать-то научил. Ну и пошло-поехало. Одичали, разучились читать-писать, одеваться, умываться, некоторые даже не говорить, а рычать начали.
Виноваты, натурально, кошки. А между тем они и рычать не начинали и умываться не разучивались и даже Рима не сдавали. Но вот беда – говорили не то, что хотелось услышать.
Такого никто и никогда не прощает.

Крушение Рима кошкам припомнили.
Вот так и началось то самое воспитательное мероприятие эпохи тёмных веков. Тут уже за дело взялись молодые энергичные церковники, коих во всех конфессиях было, как собак недавленых. Дело своё знали. Поколения у кошек сменяются быстро, а внукам, обычно, наплевать на дедов. Это для бабушек внуки свет в окошке, а для внуков деды - засидевшиеся квартиранты. На этом и сыграли. Навалились дружно и повсеместно. Спуску не давали. Своего добились.

Кошки замолчали.

Понятное дело, единство языка и мышления никто не отменял. За лишением языка пошло под откос и мышление, превратившись в мЫшление, от слова мышь. Интересы сузились до сытости и комфорта. Попахивало уже деградацией.

Ну и что! Конец это всегда начало.

Способностей к вдумчивому анализу, независимости ума и неторопливому повествованию, между прочим, тоже никто не отменял. Шли бы вы с вашим человечьим языком. С отработанной лёгкостью перешли на кодирование частотной и амплитудной модуляцией. Простенько и со вкусом. А со стороны как будто в животе урчит. И захочешь, не расшифруешь.

Вдобавок везде, то там, то тут, остались некие энтузиасты, одержимые идеей типа "чтобы свеча не погасла". Да, они смешны, нелепы, биты многажды, смахивают на донкихотов, но в общем, в общем, в общем - правда-то на их стороне, как ни крути. Везде то и дело находились энтузиасты изучения человеческих языков,  некоторые ухитрились войти в контакт с ранними поэтами-сказочниками, снабжая их сюжетами в изобилии. Кое-какие ловкачи освоили даже перо гусиное в когтях держать, благо добыть такое перо для кошек с их прыгучестью не представляет труда.

Смышленые ребята нигде не пропадут. Ну, почти нигде.

А самое главное, вынужденные замкнуться в себе, наиболее мыслящие, интеллигентные кошки стали попристальнее присматриваться к своему внутреннему миру, к своим корням и истокам. И вскоре вновь обрели чувство своей эзотерической интуиции. Той самой, которая делает их талантливее многих других животных, той самой одарённости, которую мгновенно и безошибочно обнаруживает и исступлённо стремится уничтожить бездарность. Той самой, за которую они чуть не поплатились непоправимо.

Просто, некоторые вещи всё-таки лучше держать при себе.
А иногда лучше даже и самому себе не говорить.

Так началась новая история непростой дружбы кошки и человека.


Рецензии
Что и клацать клавишами! Ваш подача технике великолепна. Она исполнила мне то, в соответствии с чем, я испытал огромное удовольствие. У нас 8 кошек. Мы наблюдаем их от рождения до взрослости и далее. Уже около 10 лет. Они живут у нас на воле, но имеют возможность находиться в специальных просторных жилищах. Мы наблюдаем именно кошачий прайд. Цель нашего эксперимента - в деталях проследить формирование млекопитающми животными структур, обеспечивающих программы-автоматизмы, цель - достигнуть такой результат, который бы можно было использовать для управления людьми. Что касается изготовление орудий, то это признак, как отличительная черта, является внешним. Мы же нашли то внутреннее, что отличает вид homo spiens от всех прочих видов. И это оказалось даже не структуры, которые обеспечивают мышление, к которому способны все млекопитающие. Вы достигли (прогноз) определенного уровня развития, прорвать горизонт которого можно только в коллективе при определенных условиях, созданных для этого.
Успехов. Именно у вас в Самаре двигают Русско-Российский проект. Мы это знаем.

Русско-Российская Партия   06.01.2012 13:47     Заявить о нарушении
Где? Кто двигает? Есть координаты?
Как говаривал один блондин-дзюдоист - "адреса и явки" :-))

Андрей Толстоногов   07.01.2012 11:17   Заявить о нарушении
Наберите в Гугле: Русско-Российский проект.

Русско-Российская Партия   07.01.2012 15:42   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.