Российская Идея. Часть 5. Союз Инь - Ян

    
     Каждому, живущему в России, от крупных воротил в политике и бизнесе и до простого обывателя, уже стало бесспорным фактом то, что Россия, после развала СССР и «костоломного» перехода с социалистического уклада на капиталистический, значительно потеряла свой вес почти во всех сферах жизни народа и государства в целом.
   Россия, отказавшись от социалистического пути развития и значительно утратив техническое, технологическое, финансовое, военное и политическое могущество, естественно, выглядит в глазах других народов «хромой уткой», с которой дружить, значит выставить себя в глазах других стран таким же «слабаком».
   Где искать ослабевшей России надежного планетарного союзника? Не на год и не на два! А хотя бы на сто, если не на тысячу лет. Причем союзника такого, у которого не только технологический уровень развития был бы на высоте, но и духовно-нравственная культура и образ жизни народа был бы близким с российским.
    По моему мнению есть такая цивилизация, потенциальный союзник России на планете! И это наш юго-восточный сосед – Китай.
    Разница между китайцами и нами, конечно, есть. Но мы строить отношения должны не на зыбком песке отличий, а на прочном каменном фундаменте схожих духовно-нравственных ценностей, которые служат веским основанием в принятии решений. Мы, русские, у себя называем решения на нравственном фундаменте справедливыми.
   Для этого воспользуюсь исследованием китайских жизненных установок, проведенным почти сто лет назад Марселем Гране - французским философом, социологом, специалистом по китайской культуре. (Китайская мысль от Конфуция и Лаоцзы, - М. Алгоритм, 2008,-528с.).  Данная книга среди ученых-китаеведов считается философским бестселлером.
    Как отмечают Марсель и другие ученые, индивидуальный ум китайца всегда работает в системе коллективных представлений о чем-то, что, в свою очередь, образует интеллектуальный фундамент цивилизации. Эта осорбенность их менталитета  обусловлена жизнью с незапамятных времен китайцев деревенской обшиной, основанной на «чувстве доброго согласия».
    В этом месте следует констатировать тот факт, что до революции 1917 года Россия также представляла собой страну крестьян и решения для исполнения всеми жителями деревенской общины принимались на деревенских сходах. Решения же всегда согласовывались с христианскими или исламскими религиозными представлениями о нравственности тех или иных поступков.
    Вот вам исходная точка соприкосновения духовных культур казалось бы совершенно разных цивилизаций. Последующее различие в реализации этой единой нравственной установки что такое хорошо, а что плохо, заключается в практике применения или на основе религиозных представлений об устройстве окружающего мира (как у нас) или посредством размышлений философов-мудрецов по этой же проблеме (как у китайцев).
     Цена вопроса сохранения и дальнейшего развития русской цивилизации в нынешней планетарной схватке настолько высока, что становится неуместным ставить во главу угла перед другой цивилизацией, планируемой для союза,  вопрос о правильности именно своей (религиозной или атеистической) точки зрения. Давайте рассмотрим возможность китайско-российского планетарного  союза представить с позиций китайской философии.
   Привожу выдержки из философского исследования М. Гране относительно особенностей мышления китайцев:
    «Человек и природа образуют не два раздельных мира, но единое общество. Таков принцип в основе различных начал, регламентирующих человеческое поведение. Всемирный порядок достигается благодаря активному участию людей; он же – плод своего рода цивилизаторской дисциплины. На место науки, имеющей целью познание мира, китайцы поставили этикет жизни….
     Категория порядка или всеохватности – высшая в китайской мысли. Ее конкретным символом считается «дао». Китайцы приписывают своим символам изобразительную силу, которую не отличить от созидательной деятельности….
      Дао, инь и ян напоминают о ритмической упорядоченности, которая в ее целостности главенствует в жизни мира и деятельности разума,…..
    Инь и Ян составляют чету, которая совместно определяет ритм вселенной от основания мирового порядка…   
   В своих решениях и поступках китайцы приняли мудрость цивилизационного поведения. И наилучшим способом выразить свою мысль китайцу можно вложив ее в общепризнанный оборот, достоинства которого станут ее достоинствами. А самое лучшее – это прибегнуть к их древности…..»
    Надеюсь, из приведенных выше примеров особенностей мышления китайцев становится понятным, что убедительным доводом для  принятия решения китайцем в предложении, высказанным другим лицом, может быть соответствие этого предложения его жизненной установке, закрепленной в его сознании и подсознании духовной культурой его пращуров.
   Что может быть для китайцев древнее, а значит весомее понятий Дао, Инь и Ян? Вопрос чисто риторический, не требующий ответа по причине ее очевидности.
    Согласно представлению китайцев о расположении сил Инь и Ян по частями света следует, что силы Инь сосредоточены преимущественно на севере и западе, а Ян, соответственно, на юге и востоке. А теперь возьмите глобус или карту мира и посмотрите как расположены на планете Россия и Китай относительно друг друга.  Россия расположена аккурат севернее и западнее Китая.
    По понятиям китайцев силы Инь женственны, холодны и медлительны. Насчет российских морозов и заторможенности народа не стоит даже спорить. Это очевидный факт. Кроме того мы сами свою страну признаем как Россия-матушка. Так что у китайцев Россия, согласно их философским представлениям, стопроцентно соответствует категории сил Инь. Китай же, расположенный с юга и востока, олицетворяет силы Ян – сильное, горячее, мужское начало. И представление будущего союзника России в таком качестве им будет очень даже импонировать.
    Но тут имеется масса НО, которые требуется преодолеть, решить, разрулить.
     Первое, самое тонкое и важное – это подача Идеи. Она непременно должна идти от Китая. Согласно их философии, инициативу должна проявлять сторона Ян. Это его прерогатива. Если же предложение будет подано со стороны России (Инь), то Китай ее может отразить, как не соответсвующее их представленияю о соблюдении протокола. Тут предстоит огромная работа неправительственных лиц «по посеву и вырашиванию саженцев» будущего союза в ходе застольных бесед с неправительственными китайцами. Мысль должна без барабанного боя СМИ и горлопанства политиков тихо растечься живительной влагой под корни «древа Китая».
     Второе, самое трудное и долгое, так как потребует чудовищных усилий для подготовки России как государства к подобному союзу. Я имею ввиду особенности нашего государственного устройства, где правит бал не столько волеизявление народа, сколько финансово - олигархический капитал, имеющий целью получение личной выгоды вне зависимости от выгоды государства. Нынешний капиталистический путь развития России и социалистический путь, реализуемый в Китае, - это два совершенно разновекторных направления. Исходное состояние напоминает известный сюжет из басни Крылова по намерениям рака, щуки и лебедя. Китай однозначно не будет менять свою политическую установку по строительству своего государства на фундаменте философских концепций конфуцианства и даосизма. Россия же, как известно из нашей истории, всего за каких-то сто лет несколько раз кардинально меняла курс. Так что нам, если встанет такая необходимость,  скорректировать свой новый курс – раз плюнуть. С кровью и осколками от зубов. Нам не впервой.
    Способна ли нынешняя власть на подобное решение? Да ни в жизть! Думаю, что потребуется для этого новое поколение управленцев, поставивших целью своей жизни не личную власть и амбиции богатого «буратино», а духовно-нравственное чувство заботы о прочности и успешности развития российского государства. Откуда же они (новые управленцы) появятся, если в городах построены и строятся частные школы на деньги забугорных спонсоров и программы обучения в них, естественно, в скрытой форме пропагандируют интересы спонсоров. Российские же школы в целях «оптимизации» управленческого звена прошли такое укрупнение, что директора и учителя потеряли возможность воспитательной работы. Ситуация стала подобной известной из старого немого кино работе Чарли Чаплина на конвейере.  Так что новым лицам в госуправлении предстоит адская работа по «очистке авгиевых конюшен» во всех сферах. Во-первых, эти новые лица должны придти и укрепиться во власти и, во-вторых, потребуется время для решения накопившихся проблем и воспитания нового поколения с иной жизненной установкой в головах. Так что для планетарного союза мы не только несозревшие, но и недееспосбные.
    Третья, казалось бы косвенная, но обязательно требуемая разрешения проблема. Имеется в виду то, что конфуцианско-даосистский менталитет китайцев очень сильно реагирует на символики.  Согласно их взглялов реальность вызывается к жизни символами. Тот, кто обладает символом, воздействует на действительность. Это не моя выдумка. Эта ментальная установка китайцев взята мной из аналитической работы ученого Гране.
    А теперь вспомните государственную символику современной России. На флаге изображен двуглавый орел, одна из голов которого как раз обращена на восток, т.е. на Китай. Орел – хищная птица. Подсознание китайца непроизвольно начинает воспринимать государство Россию как  хищника, желающего растерзать Китай. Они вам по этому поводу ничего не скажут и будут вежливо улыбаться, но вы для них с этой символикой НИКОГДА не станете другом. И соответственно кратковременный союз может быть только на условиях торгашеских контактов купи-продай, но никак на основе их древнейшей философии Дао, Инь и Ян. Так что смена нынешней капиталистической власти в России с переходом на социально ориентированный путь развития государства потребует и замену государственной символики без хищных птиц на знаменах, без бредущих куда-то медведей и надкушенных фруктов.
    И четвертое, самое простое (казалось бы) для реализации. Я имею ввиду доверие будущего китайского партнера относительно профессиональных способностей русских специалистов.    Как человек большую часть своей трудовой деятельности контактирующий с ИТР разных предприятий в европейской части России, на Урале и за Уралом, а также в Казахстане, могу с большой уверенностью сказать, что категория ИТР у нас была сформирована из хороших профессионалов своего дела. Но когда утверждение того или иного решения передается политикам, финансистам, или менеджерам широкого профиля, то тут жди беды. Полагаю, что с изменением курса развития России с капиталистического на социалистический, мы сможем решить и вопрос о разграничении полномочий и ответственности лиц за принятые решения. В настоящее же время никто ни за что не отвечает. Или отвечает, но условно. Переводом, в случае чего, на иное место работы.
   Вот такая обстановка на сегодняшний день. Союз России с Китаем потенциально возможен на прочной основе, но не сегодня и даже не завтра. И не нынешними лицами у власти.
    Вывод – вот вам молодежь непочатый край работы по поднятию нашей страны «с колен». Причем в совершенно разных областях и направлениях приложения своих знаний и сил.
    Дерзайте.


Рецензии