6 августа 1942 г. под Ржевом

   Здравствуйте!
   С 3-го августа нахожусь в бою. Начали наступлению юго-восточнее Ржева км. на 40, прошли уже около 30 км. Сейчас нахожусь в г. Зубцово,  близ Ржева. Ржев взяли числа 5 -го. Отрезали путь на Вязьму, и теперь ему деться некуда. Наступление началось с мощной артподготовки, в которой участвовали и «Катюши», и «Андрюши» (те же ракетные снаряды выпускаются не с машин, а с рам, стоящих на земле, залп состоит из 200 выстрелов). Стояли мы среди батарей, и грохот был страшный, тем более что батареи стояли очень густо. В наступлении участвует очень много танков. Почти все американские и английские. Больше половины всех машин Ford, Dodge и Shevrolet. После прорыва фронта наступление идет не останавливаясь. Очень много авиации, причем наших истребителей не меньше, чем немецких истребителей и бомбардировщиков вместе взятых. Несмотря на это, немецкие бомбардировщики бомбят довольно интенсивно. Ежедневно на наших глазах сбивается несколько «стервятников». Немцы танков  в бою не применяли ни разу. Как это ни удивительно (для некоторых), потери убитыми с нашей стороны в несколько раз меньше, чем со стороны немцев. Идем по пятам пехоты. Направление движения  - параллельно Волге: там еще немцы. Они бьют по нам артиллерией (главным образом, по деревням, которые у них очень точно пристреляны). Уже три раза лежал под осколками. Из моего отделения 1 убит и два ранены. Несколько раз засыпало землей от разрывов снарядов.  Были разрывы на расстоянии до 2 м от меня. Одним из таких «удачных» попаданий меня царапнуло по затылку (повезло, что осколок не взял на несколько см. ниже). После этого обзавелся каской. Повезло и в др. случае, когда разрывы шагали по направлению ко мне, и, когда осталось до меня 20 м (а я лежал на ровной дороге), огонь прекратили. Теперь народ мы ученый и деревни обходим, а если этого сделать нельзя, пробегаем их бегом. Наши огневые позиции расположены на таком расстоянии, что к нам залетают лишь шальные пули. Немецкие минометы до нас не достают (у них нет тяжелых минометов, maх калибр у них 80 мм).  Бегут немцы, что называется, «теряя штаны». Остается много трофеев. Остаются склады с боеприпасами, обмундированием. Деревни они, если у них хватает времени, поджигают. Жителей в бывшей прифронтовой полосе нет: они были отведены в тыловые деревни.  Народ здесь страшно одичал и подавлен. Голодали. Показывают хлеб из травы и семян трав, но не изо ржи. Посевов почти нет (съели все то, что немцы оставили зимой, а оставили они очень мало). Немцы им рассказывали, что дошли почти до Горького, что Ленинград они не берут потому, что там чума и пр. Войну они обещали закончить в этом месяце.
   Обзавелся немецким автоматом. Собираюсь полностью экипироваться в немецкое: ранец, сапоги, брюки с кожаным задом и пр.. Жизнь пока неплохая. С питанием великолепно. Выдают водку (по спец. приказу войскам, имеющим успех, выдается ежедневно по 200 гр. C2H5OH). От возлияний воздерживаюсь. К моему удивлению, мои познания в немецком языке оказались достаточными для того, чтобы читать газеты и журналы. Обо мне не беспокойтесь. Люди здесь погибают почти всегда от собственной глупости. Уже освоился и могу дать вам обещание соблюдать все меры предосторожности. Ну, всего хорошего. Пишите. Времени для писем вам очень мало, поэтому не обижайтесь на редкие письма. Коллекция трофеев Витьке обеспечена (конверт - тоже трофей).
   Витька, поросенок, ты, что же это! В какой это книжке написано, что самый лучший способ достижения цели – обман?  Возьми «техминимум сумасшедшего» и посмотри, что там написано об истериках. Смотри, не скатись на эту дорожку. Цени свободу, которой ты сейчас обладаешь, развивай себя и в себе лучшие чувства. В трудную минуту это, как я убедился на собственном опыте, почти единственное спасение. Я не считаю себя плохим человеком. Замени меня в семье, в случае если я не вернусь. Да, на случай смерти я написал вам письма-извещения, которые дал товарищам. До получения этих писем вас не должно беспокоить ни мое молчание, ни повестки, которые могут прийти по ошибке, как это бывало. Надеюсь, что они исполнят то, что они обещали. Когда я дописываю письмо, уже темнеет. Начинается ночной концерт! К моменту написания этих строк надо мной провизжали 7 снарядов, причем из них разорвалось лишь 2!!!
   Сегодня стирал барахло, и в первый раз за лето искупался в реке. Сегодня день был необычайно летний. Или лето в этом году холодное, или климат здесь такой, но за все время было только дней 4-5 летних, остальные осенние – сентябрь прямо. Ну, всего хорошего!
   До встречи! Юрке напишите, что нет бумаги, и поэтому письма к нему писать не хочется. Лучше вы передавайте ему мои при приездах или в своих письмах излагайте содержание их.


Рецензии