Чем черт ни шутит

1969год
Я учился на втором курсе академии, когда вся страна готовилась отмечать знаменательную дату 100-летие Ленина. Помню, как в один из тех дней меня вызвали в партком академии и предложили написать пару картин на тему Ленинианы. В то время многие художники писали на эту тему. Я даже шутил, что Ленин нас кормит, имея в виду что и мой дедушка и мой папа писали подобные картины, и на это мы жили. Художники с удовольствием писали бы на другую тему, но данная тема давала средства на пропитание, а художники, кроме духовной пищи, к сожалению, нуждаются еще и в обычной пище.
 И вот я активно подключился к этой Лениниане. Я написал две картины, и два анекдота на эту тему. Об анекдотах ничего говорить не буду, ибо это литературный жанр, но о картинах скажу  пару слов. Одна картина называлась «Ленин в Смольном», а другая  «Ленин в Лондоне». На академической студенческой выставке картины имели успех, во всяком случае их не забраковали. После окончания выставки я их забрал домой, и они у меня лежали прислоненными лицом к стене, вместе с другими работами, которым не досталось места на стене. Эти картины были моими первыми, и как потом оказалось последними работами на тему Ленина. Я не знал, что с ними делать. Они так и лежали у меня, пока не представился еще один случай их выставить.

1976год
Страна готовилась к празднованию 60-ой годовщины Великого Октября. Художники с радостью ждали приближения подобных дат, потому что вместе с ними приходили заказы, а затем и деньги. В то время я уже был действующим художником и тоже не прочь был немного подработать за счет вождя мирового пролетариата. Но чтобы получить заказ,  надо было представить эскизы. И я понес на утверждение эскизов две мои картины с Лениным, о которых я говорил выше. Они были достаточно проработаны, и их можно была принять как за маленькие картины, так и за большие эскизы. Но комиссия  мне их не утвердила. Все члены комиссии в личной беседе со мной сваливали друг на друга и приводили один и тот же аргумент, что кто-то из членов комиссии сказал, что это не мои работы, а моего дедушки, которого в то время уже не было в живых. Несмотря на это, я все-таки выставился на той выставке, но уже с другой картиной. А те ленинские картины продолжали лежать у меня, и для них по прежнему не находилось места на стене
.
1985год
Картины так и пролежали бы у меня вечно. Хотя ничего вечного нет, тем более если речь идет о картинах, даже на тему Ленина. И вот благодаря неожиданному и странному увлечению Запада соцреализмом ко мне обратились с вопросом:
-Джованни, у тебя не найдется картина папы или дедушки на тему соцреализма?
 Этот вопрос мне задала Ия, которая тоже была не прочь заработать на подобных картинах.
- Я знаю,- сказала Ия, - они много писали на эту тему.
- Да писали, - ответил я, - но это были работы на заказ, они все были приобретены.
- Может что-нибудь где-нибудь завалялось, - упорствовала она.
И тут я вспомнил про две мои картины, которые не приняла комиссия, под предлогом, что это были картины дедушки.
- Вспомнил,- с наигранной радостью воскликнул я,- кажется у нас в мастерской, по счастливой случайности остались две дедушкины картины на ленинскую тему.
     И мои картины, вместе с другими работами на подобную тематику, которые Ия сумела раздобыть, уплыли вместе с ней за океан.



Наши дни

- Мистер Ю., вы один из крупнейших собирателей Соцреализма. Чем объяснить это ваше увлечение, - задал свой первый вопрос корреспондент журнала по искусству Х.
- Дело в том, - заявил Ю., с видом знатока искусства,- что эта эпоха уже закончилась, и вместе с ней закончился и соцреализм. Сейчас время подвести итог. Посмотрите на мою коллекцию, здесь собраны работы художников со всего Советского Союза, бывшего разумеется. И большинство художников люди известные, многие со званием, Народный художник, Заслуженный художник. Забавно, не правда ли. Знаете, я уже успел ознакомиться с их творческими биографиями. Даже в Советской энциклопедии пришлось порыться. Вот, например, художник со званием, он из Грузии, Вепхвадзе И.А., Народный художник, заслуженный деятель искусств и так далее. Я недавно приобрел на аукционе две его картины. Не скажу что очень за дорого, но сейчас они стоят намного дороже. Они написаны незадолго до кончины художника. В свое время он был ведущим художником Грузии, протеже самого Берия.
-Вепхвадзе, кажется, я слышал эту фамилию.
-Да, у него есть также сын художник. Я прочитал о них в Советской Энциклопедии, - гордо заявил коллекционер.
- Вспомнил,- вдруг воскликнул корреспондент,- Но скажите, случайно, не имеет ли отношения к автору ваших картин некто Джованни Вепхвадзе, автор скандального бестселлера  «Записки художника».
- Ни в коем случае. В моей коллекции нет ничего скандального. Хотя кто знает, надо внимательно посмотреть в Интернете, чем черт не шутит.


Рецензии