Языковые операции и русская седьмица

Языковые операции и русская седьмица.Внедрение вместо недели воскресенья, вместо седьмицы – недели.

"ВОСКРЕСЕНЬЕ - седьмой день недели российского гражданского календаря, общий день отдыха (первый день недели еврейского и христианского - в т. ч. и православного - богослужебного календаря и гражданских календарей многих стран).
По свидетельству евангелистов, Иисус Христос был распят накануне дня субботнего (последнего дня еврейской недели), а воскрес "по прошествии субботы... в первый день недели" (Мк 16:1-2), освятив его, т. о., величайшим событием христианской истории. Тот же день (через семь недель после Воскресения) ознаменовался сошествием Св. Духа на апостолов и рождением Церкви Христовой (см. Троица), а потому уже в апостольское время стал преимущественным днем "преломления хлеба", - т. е. совершения таинства Евхаристии (Деян. 20:6; 1 Кор. 16:2). Вскоре "день Солнца" (dies Solis семидневной планетарной недели римского календаря) получает у христиан наименование "день Господень", греч. ;;;;;;; ;;;;; (Откр. 1:10). Малоазийские христиане нач. II в. в этот "установленный день собирались до рассвета и воспевали... Христа как Бога..." (Письма Плиния Младшего, Х, 96, 7). Это значит, что каждый воскресный день посвящался празднованию Христова Воскресения. Так полагалось начало христианскому праздничному календарю.
Древнейшее по времени свидетельство о соблюдении воскресного покоя принадлежит Тертуллиану († после 220 г.): "В день Господа, в который Он воскрес, мы должны быть свободны от всякого обнаружения печали и скорби, отлагая также и дела, чтобы не дать места диаволу" (О молитве, гл. 23). Как еженедельный государственный праздник он был впервые узаконен в 321 г. имп. Константином Великим, приказавшим, чтобы "все судьи... а также все ремесленники в почитаемый день Солнца отдыхали" (Codex Just., III,12,2). Таков статус воскресенья во всех странах христианской традиции.
В Древней Руси до XVII в. указы о праздновании воскресного дня исходили от духовных властей. Согласно совместному постановлению царя Алексея Михайловича и патр. Иосифа (17 марта 1647), "по правилам св. апостолов и св. отцев в воскресный день отнюдь никому не подобает делати: господину и госпоже, ни рабом, ни свободным; но... приходить к церкве Божией на молитву". С некоторыми дополнениями это постановление вошло в состав "Уложения 1648 г."
Древнехристианское название воскресного дня - "день Господень" (лат. dies Dominica) - было усвоено романскими языками (Dimanche, Domenica, Domenigo); германские, проигнорировав его, сохранили языческое "день Солнца" (Sonntag, Zontag, Sunday). Славянские народы называют воскресенье "неделей" (днем, когда отдыхают от дел, ничего не делают): укр. Недiля, польск. Niedziela, чешск. Nedele, болг. Неделя. Этот же термин, первоначально употребляемый и на Руси, сохранился в богослужебном календаре Русской Церкви; в гражданском обиходе название дня ("неделя") перешло на семидневный период, именовавшийся ранее "седмица".
Слово "воскресенье" в современном значении стало систематически употребляться с XVI-XVII вв. Первоначально воскресеньем называли только один день в году - праздник Пасхи (Светлое Воскресение), хотя в смысле первого дня каждой недели оно было известно и ранее. "Того же лета, месяца мая в 15-й день... в день воскресенья Господня въ Сборъ святыхъ отець 7-й недели по Пасце, по Литургии, загореся градъ Ростовъ" (Лавр. летоп., 1211). Т. о., "во всем христианском мире одни мы - русские - называем Господний день... Воскресеньем. Как и когда осмелились мы сделать это, стоит исследования. Правда, и другие славяне не отстали от нас, характеристично придумав для первого дня седмицы имя "недели", которое мы бесхарактерно распространили на всю седмицу" (Антонин (Капустин), архим. Поездка в Румелию. СПб., 1879, с. 10-11).
Лит.: Краткое сведение о воскресном дне (без подп.) // Христианское Чтение. 1837. Ч. III; Смирнов Д. Празднование воскресного дня. (Его история и значение). Киев, 1893; Петровский А. Воскресный день // Правосл. богословская энциклопедия. СПб., 1902. Т. 3. Кол.956-979; Миркович Л. Хеортологиjа. Београд, 1961. С. 26-36."


Рецензии