Думки об Асане-Ате, и не только

В газете Караван(№26 от 13 июля 2007г) была опубликована статья Е,Джикибаева»Башни приаралья»

   Статья занятная, и не без претензий. С одной стороны приятно осознавать, что в зодчестве мы далеко обошли древних греков с их Пантеоном, и особенно в строительстве купольных сооружений.
Поделились технологией сначала с тюрками, а затем и со всем миром. Вот откуда оказывается истоки турецкого зодчества, и через них и древнегреческого.

 А как же быть с тем фактом, что мы были номадами, и по определению вели кочевой образ жизни, который и не предполагает строительство капитальных городищ и поселений…

И скорее соглашусь с тем, что и ранее залетные зодчие, и наемные строители возводили за У.Е. по тем временам наши известные памятники архитектуры. Лучше получалось, и дешевле обходилось. А самим было некогда, надо было нефть продавать (т.е.тучные стада овец пасти ) банковским сектором заниматься, созерцать .Ну может быть немного и утрирую.

А вот это  цитата задевает ординца за самое, самое живое…

«Уже не первый год в Кызылорде царствует бум восстановления могил предков. На деньги родственников, коммерсантов без всякой меры и согласования с официальными органами, ведущими надзор за памятниками, безграмотно "реставрируются" величайшие ценности как архитектурные, так и исторические. Специалисты предприятия "Кызылордареставрация" рассказывают, что после такого народного "рвения" даже профессионалам трудно сохранить ценность строения, делая повторную капитальную реставрацию. Одну из древних башен местные жители покрыли оцинкованной жестью, мазар на могиле Бухарбай батыра вообще отстроили заново из силикатного кирпича, а в Шиелийском районе самодеятельные радетели культурных ценностей не один раз призывали к сбору средств и приложению сил для "улучшения" состояния великолепного трио мавзолеев Асана-ата, Окшы-ата, Есабыз.»

Ведь чего и скрывать, раз на территории именно нашей области  покоится прах Асана-Ата, то и до тезиса, что мы и живем в том самом Жер –Уюк -рукой подать.
 
Хотелось воскликнуть: «Это Святое, не замай!»

Полез в Интернет, и пыл остыл.

Вот что нашел, а данные скудны, о Асане-Ате.

Не будем останавливаться на том, что Ч.Валиханов назвал его степным философом, и что на быстроногой верблюдице Желмая, искал он по легендам землю обетованную - Жер уюк. Это факты общеизвестные.

«Асан-кайгы (в переводе на русский язык означает горемычный) жил, как считают исследователи, в XV в. Под этим же именем фигурирует другое лицо, жившее на рубеже XIX-нач. XX вв.»

Это уже поинтереснее.

Опять, чем меньше доказательная ,документированная база, как тут как тут появляется у исторической личности двойник.

Итак, у Асана-Кайгы был двойник, и родился он то ли в15,то ли в 19 веке.

А вот две цитаты из электронной газеты» Известия науки» WWW.INAUKA.RU от 12.07.2007

«Сенсационные открытия сделали археологи Атырауского государственного университета. На границе с Актюбинской областью они нашли древнее сарматское захоронение, за две с половиной тысячи лет не пострадавшее от рук грабителей. Найденные драгоценные украшения говорят о том, что здесь была захоронена знатная сарматка, жившая в 7-2 веках до нашей эры. Золотые цепь с кулоном–оберегом в виде двух грифов, серьги с камнями и подвеска прекрасно сохранились.»

«И это не единственная находка атырауских археологов в этом году. В 20 километрах от сарматского захоронения они начали раскопки на месте городища, которое пока датируют 15-17 веками нашей эры. Городище большое по меркам того времени - примерно 400 на 400 метров. По легенде именно здесь жил известный философ Асан Кайгы»

Но и это еще не все.

Вот что нашел я на сайте татарской молодежи Казахстана TMK.KZ

«А. Кайгы  родился  в Поволжье  в  семье  сокольничего.  Названный  от  рождения  Хасаном,  он  прославился  в  татарских  степях  как  Асан  Кайгы (эпитет  кайгы   к  имени  Асан  означает  <печальник>).  Известно,  что  он  был  одним  из  самых  влиятельных  сановников  правителя  Золотой  Орды  Улуг - Мухамада. Когда  хан  был  изгнан,  Асан  остался  верен  своему  повелителю  и  добровольно  отправился  с  ним  в  изгнание,  а,  когда  тот  стал  правителем  Казани,   Кайгы  стал  его  советником».

Это уже полный облом.
Предположить, чтобы советник правителя Казани, до того как этот город Иоанн Грозный воевал, сел  даже на самую  ветроногую верблюдицу, чтобы упокоиться на берегах Сыра-руки отказываются набирать на клаве подобную ересь..

 Нечто подобное можно найти и в киргизских источниках, и в башкирских.

Не хочу отнимать хлеб у профессиональных историков,да и цели мои скромны и просты поделиться со своими земляками нарытой в Инете инфой.

А вот за этот посыл Елибая Джикибаева,голосую обеими руками

«Через десяток лет сырцовые мавзолеи станут "былым культурно-историческим фондом области", и будет сожаление о не сделанном для истории. Больно, когда прекрасное уходит в небытие. Страшно, когда потомки вырастают, не зная самого ценного из истории предков.»


Рецензии