Испансия

                "ИСПАНСИЯ"
               
                1.
               
                БЕРБОУТ-ЧАРТЕР

             "Благодаря" бездумной "перестроечной" и последующей "экономической" политике руководителей нашего государства, рыбная промышленность России, богатая пока ещё биоресурсами, подошла к грани "де-фолта".
                Рыболовный флот устарел и подлежит списанию. Судостроение - в загоне. Строившие в большом количестве советские добывающие, перерабатывающие и транспортные суда Киевский, Николаевский и Клайпедский заводы оказались "за границей". Оставшиеся в России Сретенский, Хабаровский, Волгоградский захлебнулись от отсутствия не только заказов на строительство рыболовных единиц, но и единиц ремонтных. Всеобщее обнищание предприятий и отсутствие денежных средств у судовладельцев, заставляет их вести поиск и приобретение дешёвых, но тоже изношенных (сэконд-хэнд) судов за рубежами России или искать богатых инвесторов для покупки современных, высоко технологически оснащённых судов. Но, потому как бесплатный сыр, как известно, бывает только в мышеловке, почти все подобные поиски, увенчавшиеся на первый взгляд успехом, заканчиваются впоследствии для пользователя большими издержками или громкими скандалами.
             Одним из таких скандальных разделов является бербоут -чартер. Кодекс торгового мореплавания трактует бербоут-чартер, как "договор фрахтования судна без экипажа". Фрахтом же (оплатой) в подобных случаях, как всегда является готовая продукция, выпущенная этим судном из наших биоресурсов: рыбы, крабов, прочих морепродуктов.
                Давайте послушаем, что говорят о бербоуте компетентные люди рыбной промышленности России:
                Начальник государственной администрации Мурманского морского рыбного порта Геннадий Маркидонов.
             "Раньше Государственный комитет по рыболовству контролировал количество судов на бассейне с учётом запасов биоресурсов. Сейчас такой жёсткости нет, и, более того,- никто не ограничивает возраст покупаемых судов... И теперь мы имеем то, что имеем... Если покупать хорошие суда, с высокой производительностью, то мы прийдём к тому, что, исходя из нашей квоты, бассейну будет достаточно иметь лишь несколько современных траулеров. И тогда мы получим армию безрабоных рыбаков, а это грозит социальным взрывом. Как здесь найти разумное решение? Пока не понятно. Но оно должно быть."
              Директор АО "Мурманский траловый флот-3" Александр Тугушев.
             "Любое рыбодобывающее предприятие, которое хотело бы развиваться, сталкивается с проблемой обновления флота. Весь вопрос в том, как её решить, если государство не желает в это вкладывать деньги? Конечно, можно прийти в банк, взять долгосрочный кредит,и дело, как говорится, сделано. Но, увы: взять кредит в отечественном банке - означает подписать смертный приговор своему предприятию. Всё это, вместе взятое, и подтолкнуло судовладельцев на такой вариант обновления флота, как бербоут-чартер. И пошли они на этот шаг от своей нищеты."
Газета "Рыбацкие новости" № 33-34 октябрь 1999 г.
г.Мурманск "Квотный договор бербоут-чартера" Вера
Савицкая.
                Председатель правления СП "Рыбкомфлот" О.Н. Симонов.
             "Лишившись возможности обновлять флот за счёт бюджетных средств, судовладельцы вынуждены задерживать списание морально и физически устаревших судов. Это увеличивает риск при эксплуатации и сопровождается снижением её эффективности по мере роста объёма и стоимости ремонтных работ. С целью помощи в приобретении нашими судовладельцами новых судов,по инициативе бывшего МРХ СССР в декабре 1989 года было создано советско-британское совместное предприятие "Рыбкомфлот".(Однако, если мне не изменяет память, в те годы, вплоть до 1992, оно называлось "Соврыбфлот". - Г.С.) Свою деятельность "Рыбкомфлот" начал в условиях почти полного отсутствия нормативно-правовой базы для проведения финансового лизинга и, поэтому в своей деятельности опирался на развитое английское право. (И доопирался, что подвёл под экспансию всю русскую рыбную отрасль.- Г.С.) За 6 лет работы "Рыбкомфлот" реализовал ряд крупных проектов, в ходе которых было поставлено судовладельцам России 60 современных рыболовных судов... По мнению "Рыбкомфлота", возможно дальнейшее  строительство судов на иностранных верфях на лизинговой основе под гарантии администраций субьектов РФ. "Рыбкомфлот" считает также, что при соответствующей организации возможно проведение лизинговых операций по строительству рыбопромысловых судов и на российских верфях".
Статья "Лизинг в рыболовстве" из журнала "Море".
             Но пока эти 60 построенных "Соврыбфлотом-Рыбкомфлотом" по завышенным в два раза ценам (благодаря "развитому английскому праву") наделали столько шуму на русском Дальнем Востоке, что даже очень нуждающиеся в обновлении флота предприятия уже боятся связываться с таким "бербоут-чартером".
             Дело в том, что на нашем морском шельфе идёт открытый и наглый грабёж наших же биоресурсов с позволения Москвы, которая даёт квоты в первую очередь иностранным фирмам за "баксы": американам, японцам, корейцам, тайванцам, китайцам, нежели своим отечественным, не имеющим достаточного количества "баксов", добытчикам. Что рыбы и крабов в русской 200-мильной экономической зоне становится всё меньше и меньше. Цены на мировом рынке нашей, никем не учтённой, выловленной рыбой сбиты донельзя, объём вылова ежегодно падает. Суммы прибылей у наших производителей резко уменьшаются и сроки по платежам за бербоут-чартер отдаляются, а, значит, банковские проценты по кредитам собственников судов растут не по годам, а по дням. А посему судовладельцы уже давно избавляются от полученных из новостроя по лизингу испанских супертраулеров, норвежских филейщиков типа "Стеркодер", немецких ярусоловов-тресколовов - "голубых пароходов", как их окрестили в рыбацкой среде за непривычную для нашего флота ядовито-голубую окраску корпусов.
             Кто не успел от них избавиться, у тех предприятий они съедают помимо квот, и все финансовые запасы. Поэтому и кочуют скандально-эпопейные статьи о маячащих в "голубом тумане" иностранных монстрах-призраках, пожирающих весь российский рыбацкий бюджет, из одной региональной газеты в другую.
             Вот что написал корреспондент "Рыбака Приморья" Андрей Волков, побеседовав с директором "Дальморепродукт-Траулерс" Юрием Диденко в статье "Супертраулеры выходят из голубого тумана":
             Директор: "...По прошествии некоторого времени сложилась ситуация, когда ЗАО "Супер"(предприятие, у которого изымаются 11 супертраулеров и передаются на баланс "ДМП-Траулерс"- Г.С.)гарантированно выплачивать сумму арендных платежей владельцам судов оказался не в состоянии. "Супер" пытался разрешить проблему через подписание договора с Государственным комитетом РФ по рыболовству, в котором была сделана попытка ревизии суммы платежей за суда (скажем, снижение годового платежа с 2 миллионов долларов до 1,2 за судно). Причём, проплата аренды переключалась бы на "Госкомрыболовства", а не как положено - владельцам судов. Федеральное Министерство финансов, сравнив показатели работы судов "Супера" и "Дальморепродукта", сделало вывод, что при равных возможностях идёт нечистая игра с продажами, при которой не гарантируются выплаты задолженности. Судите сами. Стоимость одного супертраулера в среднем 28-30 млн. долларов. Нынешняя остаточная стоимость - в пределах 20-23 млн., а вся сумма долга, выплаченная "Супером" за несколько прошедших лет - 17,5 млн. Долларов. Ещё 3 миллиона заплатили в этом году."
          Корр.:"То есть, фактически,за десять лет выплачена стоимость только одного судна?
          Директор:"Получается так. При том, что продолжительность жизни такого траулера лет 20-25, возникает резонный вопрос: а кто будет расчитываться за остальные суда?"
Такая же проблема существует и на Камчатке в процветающем с виду ЗАО "Акрос" с 12 ярусоловами немецкой постройки и тремя норвежскими МФТ типа "Стеркодер". Сегодня эксклюзивное право распоряжаться выпущенной ими продукцией перекупили норвеги и американы соответственно. Поэтому, в общем-то,польза от них Камчатке и России только в том, что налоги в бюджет платятся вовремя, да рабочие места сохранены за нашими рыбаками, и получать они, менее или более, стали сносную заработную плату.

                2.

                ДЕЛОВОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

           И вот, в этот-то период, угораздило испанским судостроителям из порта Вяльве выйти на Россию, в частности на Камчатку, на ЗАО "Дальрыбпром", где исполнительным директором К.Ю. Деникеев, с новым предложением о лизинговом строительстве судов для нашего рыболовного флота. Из того, что предложили испанцы: строительство 3 супертраулеров, несущих на борту по 8 промысловых ботов; 12 среднетоннажных универсальных траулеров; транспортного рефрижератора на 2500 тонн мороженой продукции и переоснащения Петропавловского рыбоконсервного завода современным производственным оборудованием, учредители "Дальрыбпрома" выбрали второй пункт - строительство 12 траулеров проекта 1998 года типа "PLAYA VIKTORIA" с модернизацией на 1999 год. Составили строительную программу и Деникеев сам повёз её в Мадрид. Испанцы встретили его, как дорогого гостя: собрали консилиум специалистов, обсудили предложенный вариант, свозили посланца на верфи, в порт Вяльве, и подписали договор о намерениях. То бишь - "Дальрыбпром" ищет на Камчатке "пользователей", нуждающихся в обновлении флота, заручается их лимитами на вылов рыбы и морепродуктов под строящиеся суда и делает "отмашку" мадридским посредникам о начале "великого строительства".
           Но этот договор стал лишь спицей в большой государственной бюрократической колеснице, которая, коли дело касается для пользы центральных чиновников,-едет, как надо, а, коли для переферийных,- раскручивает свои маховики в обратную сторону. Что ж, так оно и должно быть: сверху, говорят, оно виднее.
           После Мадрида Деникеев заехал в Москву, в "Госкомрыболовства", и поделился своими соображениями с его руководителями. Те отфутболили вышеназванного "полпреда", вместе с его проектом и поручительным письмом в Санкт-Петербург, в свой отраслевой институт, для подробного изучения оного. 
            По скромным подсчётам Константина Юрьевича каждое новое судно окупит себя за 7 лет, заплатив налоги в местный бюджет 4 500 000 долларов. Ко всему этому судовладелец будет иметь прибыль 3 800 000 долларов и это при самом минимальном годовом вылове рыбы различных видов на этот тип судов - 3500 тонн.
              Заманчиво и, в общем, недурно. Проект он защитил, показав окупаемость и выгодность приобретения этих судов. Затем снова вернулся в Москву и отчитался перед Комитетом по рыболовству.
По возвращении в Петропавловск, доложил о результатах поездки в департаменте по рыболовству Камчатской области С.В. Тимошенко. Вопрос вынесли на обсуждение рыбохозяйственного совета 29 июля 1999 года. Собравшиеся приняли его в штыки, особенно строительство плавбаз с мотоботами (по первому варианту, предложенному испанскими судостроителями). Как писала потом в своей статье Ольга Космынина "Откуда у парня испанская грусть", газета "Рыбак Камчатки" №38 за 1999 год, генеральный директор ОАО "Камчатрыбпром" В.П. Потапенко сказал:
            "Я категорически против. Мы повторяем эпопею "Америкэн монарха", который пришёл в наши воды, чтобы сразу всё вычерпать... Ярусной трески нет, а мы ещё ярусоловы покупаем. Сколько лет за суда, которые в бербоуте, "Акрос" расплачивается?... Мы уже кормили норвежцев, немцев, теперь испанцев будем кормить".
              Генеральный директор ОАО "Океанрыбфлот" В.В. Топчий:
             "Бербоут - изначально государственное преступление... И почему именно Испания? Вон, Китай 500 миллионов долларов предлагает с рассрочкой на пять лет... Деньги, какой бы заманчивый кредит ни был, отдавать рыбой придётся. А рыбные запасы не позволят никогда расплатиться за этот флот. Его нужно строить! Но почему не строить в России? Атомные лодки строим же?"
             Потом, когда первый шок от ознакомления с программой Деникеева прошёл и каждый руководитель на досуге поразмышлял со своим "эго" на темы морали, отбросив первоначальную идею "кому это будет выгодно", почти все порешили, что по несколько судов приобрести для пробы у испанцев будет не лишне. Тем более русского строительства в ближайшем будущем не предвидится.
                10 августа собирается второй рыбопромысловый совет, специально по испанской программе. Его результатом стало то, что количество запланированных для строительства в Испании судов возросло с 12 до 30. Договоры с "Дальрыбпромом" на их приобретение подписали: УТРФ - 6 едениц; "Камчатрыбпром"- 2 ед.; "Акрос"- 5 ед.; КМПО - 4 ед.; "Камчатимпекс"- 2 ед.; "Камлайн"- 2 ед.; "Океанрыбфлот"- 4 ед. И сам "Дальрыбпром" запланировал себе 6 судов.
                Просмотрев чертежи судна и промыслового оборудования, я пришёл к выводу, что усовершенствованный с учётом пожелания заказчиков проект испанского "Плая Виктория" будет действительно напоминать маленький БМРТ: длина его будет составлять 42 метра; ширина наибольшая - 9 м; осадка - 3,7 м; мощность двигателя - 1800 э.л.с.; трюм рассчитан на 200 тонн мороженой продукции. Кроме того, предусматривается маленькая РМУ (рыбомучная установка) на 1,5 тонн тука и запасный охлаждающий рыбу накопительный трюм для дальнейшей её переработки в период безрыбья на пару десятков тонн.
Автономность плавания траулера, без пополнения запасов, - 30 суток. Промысловое оборудование - универсальное (кроме кошелькового невода), но в основном работа небольшими спаренными тралами, расчитанными на выборку четырьмя траловыми лебёдками. Добывать он сможет, помимо минтая, кальмар, креветку, крабов, треску, палтуса и прочие донные виды рыб и морепродуктов.
           После всех споров на упомянутых промысловых советах каждый пользователь дал задание своим экономическим структурам - просчитать выгодность приобретения испанских судов по бербоут-чартеру. Оказалось - выгодно. Выгодно, по сравнению с предыдущими, навязанными ранее сверху "Рыбкомфлотом" нашим судовладельцам бербоут-чартерами.(Но, конечно же,- это тоже кабала по сравнению с тем, если бы эти суда строились с помощью русских банков на русских верфях.) И выгода эта определяется тем, что испанцы "продают" нам суда за 10% их стоимости, с рассрочкой выплаты готовой рыбопродукцией в течение 7 лет. Кто мешает поступать подобным образом нашим верфям и нашим банкам? Но ведь наши верфи потребуют не рыбу, а 100-процентную предоплату и взамен предоставят рыбакам проект постройки 30-летней давности. А наши банки выдадут кредит только под 200% годовых.
                Короче говоря, после второго РЫБОХОЗЯЙСТВЕННОГО совета, одобренный департаментом рыболовства области и губернатором, испанский вариант был снова предоставлен Московии - Государственному комитету по рыболовству. И если после первого знакомства с ним Москва в принципе одобрила его, то во второй раз "Дальрыбпром" получил "отлуп"- телеграмму такого содержания:
                "Госкомрыболовства России рассмотрело ваше предложение и проработки, касающиеся строительства серии среднетоннажных траулеров-морозильщиков на испанских верфях. В соответствии с решением расширенного совещания в Южно-Сахалинске 2 июля 1999 года с участием 1-го заместителя председателя РФ Н.Е. Аксёненко одобрены основные положения концепции развития промыслового флота России на период до 2015 года, которыми предусмотрено обновление промыслового флота путём строительства 1120 добывающих судов на российских судостроительных заводах. В связи с этим принять ваши предложения, направленные на поддержание и развитие испанских судоверфей не имеем возможности. И.О. председателя Госкомрыболовства Синельник"
            Ну что же, вполне патриотично со стороны "исполняющего обязанности". Но только никто из "Госкомрыболовства" не объясняет: откуда придут деньги на строительство этих 1120 траулеров. И если они будут строиться такими темпами:"до 2015 года"- разрушится весь старый - основной флот. Суда нужны уже сейчас и немедленно. Так что не испанцам, так американам мы, один чёрт, будем вынуждены отдавать свою рыбу "на корню".


                3.
               
                "ПРО" и "КОНТРА"

Прочитав ответ исполняющего обязанности председателя "Госкомрыболовства" Синельника, я бросился искать саму эту "КОНЦЕПЦИЮ". Ведь со 2-го июля прошло уже пять месяцев. Принято ли какое конкретное решение хоть по одному из её "основных положений"?
              Саму концепцию сразу найти не удалось. (У судовладельцев её не оказалось, а из департамента области начальники в Москву на научно-промысловый совет улетели.Не к кому обратиться.) Видимо это потаённая стратегия руководителей "Госкомрыболовства". Но потом её переслали нам в редакцию "Северной Пацифики" по электронной почте из Приморья. А пока мы взяли для рассмотрения Южно-Сахалинское решение по ней. Главный редактор Сергей Вахрин позаимствовал его у генерального директора ОАО "Океанрыбфлот" Валерия Топчего, и ещё испросил его мнения по поводу бербоут-чартерных поставок судов в Россию. Вот что сказал по этому поводу Валерий Викторович:
            "Нужно убирать иностранный бербоутный флот, который уничтожает все запасы. На этих судах капитанами фактически работают иностранцы, хотя проходят по судовым ролям консультантами. Разве они будут беспокоиться о благосостоянии России? Ему, наоборот, нужно взять у России и растащить, а там - и трава не расти.
Наша территория  должна иметь квоту для себя - в первую очередь. Чтобы наш народ мог жить и обеспечивать себя. А то мы всех, кроме себя, квотами обеспечиваем: иностранцев, приморцев, сахалинцев, магаданцев, хабаровчан. Давайте возьмём хотя бы одного монстра - "Дальморепродукт", Диденко. У него с бербоутными суперами дела всё хуже и хуже обстоят. И ему, хоть всё Охотское море отдай, он за них никогда не расплатится. Почему он поднимает вопрос об отдаче Охотского моря только его судам? По моим сведениям, у них подходит время пятилетнего освидетельствования на класс Регистра. Для этого ему необходимо суда ремонтировать. А ремонтировать их надо или в России или за рубежом. За рубеж он их послать не может, потому что эти суперы там арестуют за долги по бербоуту. А ставить на наши судоремонтные заводы - надо заплатить таможенную пошлину 25 процентов стоимости каждого, плюс НДС. Если он стоит 30 миллионов долларов, то ј будет составлять 7,5 миллиона. Прибавьте НДС 1,5 миллиона и умножьте на количество его судов - 15. Это 135 миллионов! Вот он и хочет работать в Охотском море один, чтобы за них расплатиться с собственниками. А Приморский край мы знаем, как настроен к Камчатке. Им рыбу уже негде ловить, так они готовы весь народ с нашего полуострова выселить и организовать здесь вахтовый метод работы, лишь бы шельф им достался.
         Я категорически против такой экспансивной политики к нам со стороны наших конкурентов, как иностранных, так и приморских. И буду заявлять об этом на всех уровнях, где мне придётся выступать.
          Никто до этого не задавался вопросом: что дают государству бербоут-чартерные суда. Хотя обновлять флот надо. Я - за обновление флота. И в те времена, когда был председателем "Госкомрыболовства" Карельский и когда Ермаков, я с ними разговаривал и предлагал: надо в России собственный лизинг развивать. Огромные судостроительные мощности простаивают. Хотя у нас таких заводов в половину меньше теперь осталось, чем при СССР, но они вполне способны обеспечить Россию своим флотом. Цены, говорят, большие. Но тогда нужен государственный подход к этой проблеме. Или нашему государству рыба не нужна? Почему-то у правительства не доходят до этого руки.
          Вот у меня три протокола: "Мероприятия Минсельхозпрода России по реализации плана первоочередных мер правительства РФ по стабилизации рыбопромышленного производства, финансовому оздоровлению предприятий и организаций рыбного комплекса" от 10 августа 1999 года; "Решения расширенного совещания "О концепции развития промыслового флота России", состоявшегося 2 июля 1999 года в Южно-Сахалинске; "Первоочередные меры правительства" от 1 июля 1998 года. Мы их внимательно изучили. Да, на бумаге всё хорошо прописано. Но дальше написания ни одного шага не сделано.
          16 ноября Дума должна рассмотреть Закон о рыболовстве. Мы его с нетерпением ждём.Должна, но уже конец месяца а сведений по нему никаких нет. Борьба за ресурсы ведётся такая же, как за нефтяные, газовые, угольные. Кто их делит, тот наживается, а народ, который живёт в этих краях, работает на них,- ничего с этого дележа не получает. Всё за границу уходит. А тем же врачам и учителям по полгода зарплату не платят".
         Но обратимся теперь к самому "Решению". Присутствовали на совещании в Южно-Сахалинске, помимо заместителей председателей правительства РФ Аксёненко, Щербака, председателя "Госкомрыболовства" России Ермакова, губернаторов всех дальневосточных областей, от Приморья до Чукотки, ещё 248 человек "ответственных работников аппарата Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субьектов РФ, руководителей рыбохозяйственных и судостроительных организаций".
        Первым пунктом, помимо определения строительства 1120 судов до 2015 года, указаны объёмы вылова рыбы: 2000 год - 4630 тыс. тонн; 2005 год - 4770 тыс.т; 2010 год - 5190 тыс. т; 2015 год - 5500 тыс.т. Это с учётом нового флота.
        Объёмы вылова определили, а откуда деньги брать на строительство - заранее не решили, и в п.4 записали: "Госкомрыболовству России, совместно с Минэкономики России в двухмесячный срок всесторонне проработать вопрос по источникам финансирования капитальных вложений в развитие отечественного промыслового флота, предусмотрев при этом целевое обеспечение этих инвестиций гарантиями выделения биоресурсов на период окупаемости проектов, в соответствии с биологическим состоянием ресурсов". Подписано: Председатель Государственного комитета РФ по рыболовству Н.А. Ермаков.
       Вот и всё. Всё - безлично, расплывчато, обтекаемо и неконкретно. А потом и Н.А. Ермакова с должности сняли. Отсюда и результат - "на лице": прошло уже не два, а пять месяцев, а о "всесторонней проработке вопроса" мы не имеем даже слухов из Москвы. А время идёт, и "америкен монархи" "Дальморепродукта" процеживают и очищают наши воды от всей живности. А И.О. "Госкомрыболовства" Синельник шлёт аппонентам патриотические телеграммы, в которых мы не намерены кормить испанские судоверфи.
       Но, пардон-с, мы думали, что в концепции, наконец-то найдём чёткие инструкции: где рыбакам брать деньги на строительство - ждали её с нетерпением. И вот дождались. Цитирую раздел концепции "Возможные источники финансирования" полностью:
      "Структура источников финансирования капвложений в развитие промыслового флота, определённая в Концепции развития отрасли, характеризуется следующими показателями на прогнозируемый период:      
      1.Средства государственной поддержки (бюджет, инвестиционные кредиты, фонд финансовой поддержки)- 11-16%;
     2.Собственные средства (амортизационные отчисления, инвестиции из фонда накопления)- 50-58%;
            3.Привлеченные средства (коммерческие кредиты, инвестиционные фонды, иностранные кредиты)- 31-37%.
                Среди возможных источников финансирования следует назвать:               
                1. Плата за сырьевые ресурсы;
                2.Возврат долгов иностранных государств, включая строительство промысловых судов в счёт долгов;
         3. Получение средств от промысла и реализации высокоценных объектов (тунца, краба, креветки) путём создания специализированных государственных унитарных предприятий."
          Нужны ли здесь коментарии? Само название раздела глаголит за содержание: - всё это ещё вилами по воде писано.
           А Деникеев снова доказывает, что его предложение - не "кормёжка" испанцев, а выгодный контракт. Что впервые данный бербоут не сверху навязан "Рыбкомфлотом", а проработан на судовладельческом уровне, на выгодных для нас условиях.
            Первое, что хотят испанцы,- это получение подтверждения от "пользователей" гарантии на предоставление квот под строящиеся суда, и тогда они готовы строить эти траулеры за 10% первоначальной их стоимости. То есть, если траулер стоит 5.0 - 5,5 млн долларов, то покупатель оплачивает всего 500 - 550 тысяч, с последующей семилетней рассрочкой по выплатам готовой продукцией, выработанной этими добытчиками. В нашем случае, когда названные выше "пользователи" располагают 85% всех выделяемых областью объёмов добычи, это не составит для них никаких проблем. И это не кабальные норвежский и германский варианты, где ярусолов стоит 12 млн долларов, что неокупаемо практически пожизненно, потому что кроме трески он не может ловить больше ничего. И, как правильно утверждал Константин Деникеев, потрясая передо мной кипой листов с экономическими и технологическими расчётами: "Если мы в течение ближайших пяти лет не настроим новых судов, то вынуждены будем отдать свои воды тем же полякам, которые заполонили Авачинскую губу, и, как у себя дома, ведут в Петропавловске замену своих экипажей. Почему мы сейчас против зарубежного строительства? Ведь и в бывшем СССР, вспомните, 50% добывающих и обрабатывающих судов строились за границей и ничего трагического в этом не просматривалось. Но тогда государство отвечало по всем гарантиям, а сегодня и гарантий государства не нужно. То есть за все проблемы с этими судами, вплоть до банкротства, отвечает само предприятие их заказавшее. Наша программа - чисто региональная и в общей массе запланированных судов не составит и 3%, и губернатор Бирюков нас понимает.
        После получения ответа Синельника, мы побывали у Владимира Афанасьевича и он сказал: "Надо пройти и это испытание". Будем выносить свою программу на все последующие областные совещания по рыболовству. Думаю, здравый смысл победит. Направили в "Госкомрыболовства" запрос о пересылке нам этой самой "концепции" о строительстве отечественных судов. По сю пору ответа нет. А ведь прошло уже не два, а в три раза больше месяцев после выступления Аксёненко в Южно-Сахалинске. И государство, видимо, ещё не определилось по пункту 4 "Решения" Госкомрыболовства - где брать деньги.
        Поставили мы также вопрос Синельнику: кто будет отвечать за запрет, наложенный на наш вариант? Ведь через пять лет на Камчатке может остаться всего несколько десятков судов, а первое, построенное по нашему проекту, сможет прийти в Петропавловск уже через 14 месяцев. Но до нас доходят слухи из Москвы, что "Рыбкомфлот" готов отстаивать наш вариант, с условием, что станет нашим "соавтором". Правильно! Иначе зачем они учреждали свою организацию ещё в советские годы, если какие-то "ухари" из переферии могут сами наводить контакты с зарубежными подрядчиками. Этого надо недопустить!
       Но пока идут споры и торги в этом направлении, наш шельф заполоняют суда других государств. Американы переделывают свои трубовозы послевоенной постройки под краболовы и направляют их в наши воды, идя на создание с нашими фирмами фиктивных совместных предприятий, которые рушатся при каждом удобном для них случае, как карточные домики. И всякое промедление "Госкомрыболовства" выльется в конце концов в чистое предательство государственных интересов".
           Выслушав вдохновенные словоизлияния Константина Юрьевича и перечитав собранные по бербоут-чартеру материалы со всей почти России, я вспомнил высказывание Наполеона Бонапарта: "Кто не хочет кормить свою армию, тот будет кормить чужую". Патриотизм господина Синельника - это хорошо. Нам всем "за Державу обидно". Но ведь на одном патриотизме людей не держатся государства. И ведь, действительно, после 2 июля прошло уже много больше определённых совещанием месяцев. И с таким же успехом пройдёт ещё столько же. А потом и год, и два... А давайте посчитаем, сколько лет прошло с начала официального "перестроечного" развала рыболовного флота, с 1989 года,- более десяти. А с образованием РФ упразднили Министерство рыбного хозяйства и передали рыбную промышленность Министерству сельского хозяйства, создав при нём сначала Департамент, а затем, как самостоятельную структуру - Государственный комитет по рыболовству. И сменились за этот короткий срок уже три его председателя: Карельский, Родин, Ермаков. И исполняет сейчас обязанности Синельник... , а флот "и ныне там"...- в заднице мирового капитализма: с первого места слетел на восьмое и это ещё не предел. Так не лучше ли параллельно с развитием стратегии об отечественном строительстве оставить и альтернативные пути пополнения русского рыболовного флота не только для "карманной" московской фирмы "Росрыбфлот", а ещё и для таких деятельных мужиков, как Деникеев? Крнечно, он и сам заинтересован в этом проекте - хочет приобрести по предлагаемой "льготе" 6 судов для своей фирмы. А что "Рыбкомфлот" никаких меркантильных интересов не питает к такому же посредничеству?
       Строить флот надо всеми выгодными способами, иначе точно, лет через пять Россию вытеснят с её шельфа толстосумые американцы и спрашивать не будут. Ведь Организация Объединённых Наций уже приняла закон (Международная Конвенция по морскому праву, ст. 62), смысл которого сводится к следующему: если какая-либо страна не способна обрабатывать биоресурсы в своей экономической зоне, ей нужно "помогать" в этом деле международным (американским, германским, норвежским, польским, испанским) флотом. Так что надо быстрее делать дела, а не рассуждать, «господа рос-сияне».

                Ноябрь 1999 г.
                г. Петропавловск-Камчатский


Рецензии