Должник

Рассказ 2      
Джорджо Кавани, итальянский бизнесмен, попросил меня поехать в Хоби, чтобы помочь итальянскому специалисту в области киви общаться с грузинскими партнерами. За поездку на четыре дня в эту дыру Джорджо обещал мне двести долларов. Деньги небольшие, но тогда это была солидная сумма, если учесть, что за пять долларов нормальная грузинская семья могла прожить целую неделю. Но проблема была в том, что советские люди, а тогда в 1989 году все жившие в СССР были советскими, официально не имели права держать доллары. Но несмотря на это, наши граждане умудрялись доставать доллары и тем более использовать их. Я согласился поехать в Хоби. Через четыре дня вернувшись в Тбилиси, я встретился с Джорджо, и он вспомнил, что должен заплатить мне двести долларов.
- Как ты предпочитаешь, дать тебе деньги сейчас или когда приедешь в Италию,- спросил он, зная, что через несколько месяцев мне предстояла поездка в Италию, по приглашению одного моего итальянского друга.
- Лучше в Италии,- ответил я,- здесь доллары мне не нужны, и не хочется перевозить их через границу.
 Приехав в Италию, я провел два месяца в Карраре, где в основном писал ее виды, окрестные города и села. Находясь в Карраре, счел своим долгом позвонить в Болонью к Джорджо Кавани, чтобы поприветствовать его.
- Джованни, что ты делаешь в этой деревне (это он о Карраре), приезжай ко мне в Болонью.
- С удовольствием, дорогой Джорджо,- ответил я, - но у меня здесь дела, я пишу пейзажи.
- Напишешь в Болонье, здесь много красивых видов,- агитирует меня Джорджо.- К тому же я тебе должен двести долларов.
- Не беспокойтесь, у меня здесь нет недостатка, но если хотите, можете мне выслать деньги в Каррару, - ответил я, подумав, что лишние деньги никогда не помешают, хотя деньги никогда не бывают лишними.
 Джорджо денег мне не прислал, а по телефону сказал, что не был уверен, что я получу их. Как видно он сомневался в надежности итальянской почты или же в моей расторопности в отношении денежных почтовых переводов.
- Джованни,- сказал он по телефону, - я подумал, что не стоит посылать деньги по почте, тем более что ты приедешь ко мне в Болонью.
 Действительно, через пару месяцев я поехал в Болонью, как и обещал. Джорджо встретил меня на вокзале и повез к себе домой. А жил он в самом центре Болоньи. В тот же день Джорджо пригласил меня в ресторан и после хорошо проведенного вечера мы отправились к нему домой, где он выделил мне комнату со всеми удобствами. Про себя я подумал, что не возьму у Джорджо те двести долларов, что он
мне был должен. Ведь так хорошо он меня принял у себя, и еще обещал повозить
по всей Италии, с севера на юг.
 На следующий день, встретившись с моим гостеприимным хозяином за завтраком, я увидел, как он вытащил из кармана свой бумажник и обратился ко мне со словами:
- Как хочешь, в долларах или итальянских лирах?
- Джорджо, я ничего не хочу,- ответил я, - Вы меня так хорошо приняли, я вам так признателен, мне ничего не нужно.
- Нет, - твердым голосом, не терпящим возражения, заявил мне мой старший товарищ, - долг есть долг, я тебе должен. Еще раз спрашиваю, в долларах или в лирах.
 Я понял, что спорить с ним бесполезно, это человек долга и строгих правил честного бизнесмена.
- Ну, тогда лучше в лирах, - ответил я, и на этом наш разговор закончился.
 Я целый месяц гостил у Джорджо, который на своей машине возил меня по всей Италии. Мы останавливались в лучших отелях и обедали в лучших ресторанах. Перед моим отъездом в Тбилиси Джорджо сделал мне отличный подарок, он подарил мне огромную коробку масляных красок, которыми я пользуюсь по сей день. В лице Джорджо Кавани я увидел великодушного, щедрого и честного бизнесмена.
 Приехав в Тбилиси, я встретился с грузинскими партнерами Джорджо из Союза потребителей Грузии. Они меня расспрашивали о моей поездке, о Джорджо и о его делах. Я чувствовал, что они чем-то обеспокоены, но на мои вопросы, что произошло между ними, они отвечали нехотя и уклончиво. В конце концов, один из них, по имени Лери, фамилию не помню, отвел меня в сторону и сказал:
-Ты представляешь, что сделал с нами этот подлец Кавани, он нас кинул на полтора  миллиона долларов. Только моих там триста пятьдесят тысяч, все мои сбережения. Такого афериста я еще не встречал.
 Сейчас, когда я пишу эти строки, нет уже ни Союза потребителей Грузии, ни Джорджо Кавани. Лери потеряв работу, спился, и я его иногда вижу бродящим по проспекту Руставели и громко скандалящим с кем-то, кого рядом с ним нет. Люди оборачиваются и смотрят с удивлением ему в след. Я догадываюсь, с кем он про себя ругается. Наверно и вы догадались. Конечно, с «честным и порядочным» итальянским бизнесменом Джорджо Кавани, для которого понятие «долг» было вопросом чести.


Рецензии