Глава 52. Прощание с деревенским детством

          На снимке золотая деревенская молодёжь тех времён.1950-52 й год.Снимал Герман Смирнов
   
        Событий и всевозможных деревенских приключений было много, но разве все упомнишь. У деревенских ребят я был в авторитете. Мы иногда подражали взрослым парням и устраивали драки деревня на деревню и иногда с применением выдернутого тына.  Заборы в деревнях в те времена были почти у всех одинаковые, и назывался такой забор – плетень. Три жердины переплетались нарубленными тонкими стволами любых деревьев пригодными для плетня. Выдёргивая из плетня,  такую длинную и уже высохшую палку, могли и помахаться, но не избивали друг друга, а обычно разбегались, но и кулачками могли подраться, а там уж как кому достанется.  Так  вот, местная братва ещё до моего приезда на каникулы, почему-то бравировала моим именем, или я был смел и отчаян,  но: « Ну, подождите, вот Герман приедет, он вам покажет». Таким образом, я ещё не приехал, а уже был заочно подставлен моими друганами, и приходилось иногда действительно драку начинать первому. Очень интересная прелюдия к этим массовым дракам была. Обычно, опять же подражая взрослым парням и девкам, собирались за околицей той деревни, в которой была назначена вечёрка, только на той плясали кадрили под гармонь, а мы под балалайку, но вертушки на кругу тоже исполняли. Наши враги из, соседней враждующей деревни, как индейцы, могли появиться совершенно неожиданно и напасть внезапно. Но могли и не сразу напасть, а оценить обстановку и наличие наших возможностей. Тогда начинали петь задиристые частушки, причём попеременно подбирая частушку покруче и в которой были какие-то устрашающие слова, ну вот к примеру:
                А вы, Залеские ребята,
                Где вы рыбу удитё?
                Не побить ли нас хотите?
                Плоховаты будитё! 
   А ребята из деревни Залесье отвечают тоже, не менее задиристой частушкой:
                А вы знали,  кого били?
                Знали, резали кого?
                Атамана нашей шаечки
                Братана моего!
  Вот такой в такой пикировке, спев несколько частушек, после накала и частушечного разогрева, драка могла неожиданно вспыхнуть,   и так же закончиться, неожиданным  бегством неприятеля. Меня чаще всего и подстрекали, что бы я начал первый, а я и начинал, зная,  что подхват будет мгновенным. Как - то раз я перепутал в темноте и очень хорошо вмазал своему же Мише «манину» (по имени матери), что у него был приличный фингал, потом обе деревни долго смеялись надо мной, слегка издеваясь над моей ошибкой. Миша «манин» мне простил моё не опознание.  А ещё был такой курьёзный случай, в котором был и смех и слёзы и печаль.
  Как-то сидели с пацанами деревни на обочине дороги, проходящей через нашу деревню, спустив ноги в заросшую травой придорожную канаву.  Ну,  сидели, о чём-то мирно беседуя. Вдруг в начале деревни показалась автомашина с крытым кузовом - «техническая помощь», в народе её ещё, почему-то  «летучкой « называли. Когда машина поравнялась с нами, то Колька «васин» вдруг, вскакивает и, видимо, из каких-то хулиганских побуждений пинает вслед уезжающей «летучке».
Правый Колькин сапог, одетый на босу ногу, слетает с Колькиной ноги, и,  описав траекторию, падает на край крыши этого фургона. Колька в шоке, а мы от смеха держимся за животы. Сапоги в то время имели немалую ценность, поэтому смех прошёл быстро,  мы срываемся и гурьбой пытаемся догнать машину, а сапог дразнится частью своего голенища и никак свалиться не желает. Сколько мы не кричали, а водитель ещё добавил газу, и Колькин сапог уехал в неизвестном направлении. До ночи мы искали этот сапог, в надежде, что он всё-таки сползёт с края крыши и прошли не менее пяти километров, осматривая обочины дороги, но безуспешно! Колька натурально плакал, нам было его жалко, он и домой боялся возвращаться, боясь наказания предков. Как там пережили эту потерю в Колькиной семье, мне было уже не ведомо.
   Впрочем, время шло, я взрослел, но с деревенскими и летними каникулами расставаться не спешил и по возможности игнорировал пионерлагерь.
   Приехав в очередной раз, по-моему, окончив шестой уже класс, меня ждал неожиданный сюрприз. Тётя Клава с мужем Иваном купили другой дом в соседней деревне, которая называлась деревней – Бушмаковы.  Дом был значительно больше белопуховского и добротнее и внутри просторнее. Огород тоже был больше в размерах. А тут уже и мои братья и сёстры подросли, и мне стало с ними интереснее играть. Очень мы любили играть в продавцы и покупатели. На самодельных палочных весах развешивали или куски репы или огурцов, отрезали, уравновешивали и продавали, за деньги из нарезанных бумажек. Всё что подрастало на грядках огорода,  быстро съедалось этой детской домашней оравой. Если бы я не прятал от них, в валенки помидоры, они бы никогда и красных помидор не поели. Как только помидора побелеет,  тут же будет сорвана и съедена. Тётя Клава не ругала никого, так как и сама была не терпелива, чуть покраснеет помидора,  она  уже несёт их на станцию к пассажирским поездам, чтобы продать.  Когда я слазал в подполье, где в валенках хранил зревшие плоды, и выложил на стол красные, спелые помидоры, восторгу не было предела! Герушка, так ласково звала меня тётка, тоже рдел от доставленного счастья своим домочадцам.
   С увеличением моего возраста стал появляться и интерес к окружающим деревенским просторам и деревням, которые я мог посещать уже без сопровождения взрослых, так я и гулял по ним, и увеличивал знакомство со своими сверстниками и даже с взрослыми парнями. Меня  стали интересовать уже и взрослые вечёрки, и молодёжные гулянья, но пока в качестве наблюдателя и свидетеля. Дролиться и женихаться мне было ещё рано, но на вечёрках с гармонями, частушками, девичьими хороводами, я мог находиться до самого рассвета, а они так и заканчивались с выпавшей росой и ограды с керосиновым светом потихоньку редели  и парами, покидаемые деревенской молодёжью. Тётка мне разрешала всё, и знала, что я никуда не могу деться. В моей памяти сохранились, и названия многих деревень и не могу не перечислить тех, в которых мне пришлось бывать и общаться с молодёжью. Центральная усадьба -  село Шалегово представляла собой площадь с останками разрушенной церкви большевиками, магазина продуктового, школы-семилетки, ветлечебницы и сельсоветовской конторы. В престольные праздники народ со всех деревень собирался у этой разрушенной церкви веселился, пьянствовал, пел частушки,  крутил кадрили под гармони. Эти народные спонтанные спектакли, как правило, заканчивались дракой парней, петухи всегда почему-то находились. А деревни это: Смирновы, Вершиницы, Кармановы, Королёвы, Белопуховы, Бушмаковы, Залесье – вот, пожалуй, и основные по которым я болтался и дружил с ребятами.
   Вспоминается ещё одно впечатление,  которое остался в моей памяти.
Когда взрослые парни из соседних деревень собирались на вечёрку в назначенную деревню и сообщённую по сарафанному радио, то как, правило,  подходили со своей гармонью и частушками.
А шли, пересекая луга и поля, и петь эти частушки с «картинками» начинали
 буквально выйдя уже за околицу своей деревни. Многоголосый хор разносился по всем полям округи. Собирались уже затемно, то мы выходили из ограды и прислушивались, определяя, чья это деревня, приближается. Мне же нравилось выбежать вперёд, присоединиться к этим, орущим частушки, парням и тоже петь в унисон со всеми и,  подражая, а частушки иногда были очень с весёлыми «картинками», цитировать, которые здесь у меня духу не хватает, но вот эту могу:

Мы к вечёрочке подходим
Пару выстрелов даём
Выходите парни драться!
Силу пробовать идём!
 
Через пень, через день
Через колотушку,
Целовали девки ***
Самую верхушку!

Много я ещё частушек  знал в то время,  и с картинкам и без картинок,  и запоминал их  лучше,  чем школьные  уроки.  К сожалению, всё хорошее кончается, заканчивались и мои поездки в деревенские края, так как учиться не хотел и где-то прямо с середины восьмого класса и после ещё одного школьного скандала, папа отвёл меня на завод п./я. 233, но кое-что  расскажу ещё про последний школьный период, в следующей главе.(Продолжение следует)http://www.proza.ru/2010/03/05/771
   
      
 
   
 
          


               


Рецензии
По станице мы идём, средь станицы жухаем,
Кто навстречу попадет, гирюшкой отбухаем... :)

И брат мой замечательно играл на гармони, а второй на баяне, а сестра и отец - на балалайке.
Когда он был на веселе, то бренчал на ней, подпевая на украинском:
Який, мамо, мельник,
Який, мамо, гарный,
Який, мамо, хороший,
А вин мелет (не помю, что... )
Без гроший...

Т.е. мельник и без денег смелет, вероятно за другую плату... :)

Тамара Брославская-Погорелова   27.07.2012 10:15     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.