Первая встреча

                Первая встреча

  Назойливо жужжала муха. Непонятно, как она могла попасть в генетическую лабораторию, имевшую тройную систему биофильтров. Муха описала несколько  кругов, села на лацкан пиджака и замерла, глядя на экран компьютера огромными фасеточными глазами. Рудольф согнал ее, но все повторилось. Сделав два круга, муха снова села на то же место и уставилась на экран. Рудольф поймал себя на абсурдной мысли о том, что она читает текст на экране, и улыбнулся.
  Смахнув муху, он стал корректировать текст, но никак не мог избавиться от странного ощущения, что в лаборатории он не один и находится под чьим-то пристальным наблюдением. Он внимательно осмотрел комнату. Никого не было. Муха тоже куда-то исчезла. Внезапно Рудольф увидел ее. Муха сидела на  микроскопе и, казалось, смотрела в его окуляр.
Решив поймать странную муху, Рудольф оглядел лабораторию, пытаясь найти подходящий для этой цели предмет. Вдруг муха, как бы поняв его намерение, сорвалась с места и стала беспорядочно носиться по комнате.  Тогда он нажал на пульте кнопку общей герметизации. Теперь муха была обречена. Спустя несколько минут она была поймана.
   Рудольф усыпил муху небольшой дозой хлороформа, закрепил ее на предметном столике микроскопа и стал рассматривать. Уже при минимальном  пятидесятикратном увеличении он увидел какое-то необычное инородное включение. Сменив объектив, он стал внимательно анализировать изображение. Это была странная кристаллическая структура, больше всего напоминавшая микросхему!
  Сняв препарат со столика микроскопа, он решительно направился к рентгеновскому томографу. На экране компьютера возникла многослойная переплетающаяся ткань с узлами похожими на нервные клетки, но образующие ее нити были металлическими. Такие же нити обнаружились при сканировании крыльев.
  Выключив томограф, Рудольф разгерметизировал лабораторию. Потом он включил вентиляцию, погасил свет, сел в свое любимое кресло и стал думать.

                * * *

  Резкий повторяющийся гудок разбудил Зевса.
  - Что случилось? – спросил он.
  В полумраке сгустилась светящаяся фигура Гермеса:
  - Прости Зевс, но у меня плохие новости. Похоже, что мы обнаружены. Прекратилась связь с одним из наших датчиков типа   БДМ-3. Анализ телеметрической записи показал, что это не отказ канала связи и не случайное повреждение или гибель датчика. Датчик выключился во время исследования генетической лаборатории после обнаружения и поимки его бионосителя. После выключения датчик подвергся рентгеновскому исследованию.
  - Кто обнаружил датчик?– спросил Зевс.
  - Форейтор Рудольф Евгеньевич. Нобелевский лауреат, специалист в области картографической генетики. Входит в число тысячи ведущих ученых Земли.
  - Рано или поздно – это должно было случиться. При таком большом количестве биодатчиков,  которое мы сейчас используем, вероятность обнаружения одного из них слишком высока. Нам повезло, что датчик нашел специалист высокого класса. Он имеет право знать истину. Пусть с ним встретится один из наших ученых. Им  проще договориться друг с другом. Поручите это Гефесту. Но примите меры для ограничения дальнейшего распространения информации. Пусть Гефесту поможет Морфей.

                * * *

  Рудольф спал. В обрывках сновидений беспорядочно мелькали давно забытые   пейзажи, мелодии, люди, геометрические образы, формулы. Словно кто-то сканировал его память. Внезапно сон стал четким как реальность. Рудольф отчетливо вспомнил все, что произошло вчера в лаборатории, и разорванная цепочка мыслей снова закружилась в бесконечном хороводе. Все, или почти все, было понятно. Искусственное происхождение «микросхемы» очевидно. Понятно и ее назначение. По-видимому, нетрудно будет установить  структуру канала связи и вид сигналов. Не хватало только одного звена. Кто мог изготовить микросхему с таким высоким уровнем миниатюризации, еще не достигнутым на Земле? Кто и зачем?
  В углу возникло золотистое свечение, и из мрака сгустилась светящаяся фигура.
  - Кто ты? - спросил Рудольф.
  - Я – Гефест.
  - Ты – бог?
  - Да – я бог. Так называют себя разумные существа на планете Олимпия.
  - Ты похож на людей.
  - Да. Вы – наши потомки. Мы создали человеческую расу по своему подобию.
  - Расскажи мне все!
  - Именно для этого я здесь, – сказал Гефест и опустился в кресло, стоящее у пульта управления. – Слушай и задавай любые вопросы!

                * * *

  Люди думают, что Земля - колыбель разума и считают себя практически одинокими во Вселенной. Это не так! Жизнь пронизывает все мироздание. Существует непрерывный перенос жизни в космосе. Низшие формы  обычно распространяются естественными путями: переносом спор микроорганизмов, вирусов, фрагментов аминокислот. Высшие формы, особенно разумная  жизнь, как правило, возникают в результате ее целенаправленного переноса более развитыми цивилизациями. Мы, жители планеты Олимпия, нашли Землю около тридцати тысяч лет тому назад. На планете уже существовала биосфера, но не было разумной жизни. Мы принесли разум. Мы создали на Земле людей по своему образу и подобию, привили им представления о морали, обучили обращению с огнем и металлами, научили основным ремеслам.
  - Но почему же с помощью современных технических средств люди не обнаруживают сигналов, передаваемых развитыми цивилизациями? – не выдержал Рудольф.
  - Это не совсем верно. Уже сейчас ваши приборы регистрируют множество таких сигналов, но вы считаете их естественным шумом. Ваша техника еще очень молода. Для передачи информации вы пользуетесь электромагнитными излучениями, в то время как более развитые цивилизации используют гравитационную, нейтринную или квантовую корреляционную связь. Вы уже  научились регистрировать квантовый шум, но пока не понимаете его искусственной природы.
  - А почему мы не видим в космосе никаких следов крупномасштабной деятельности?
  - Видите, но не понимаете, также как муравей или пчела не осознают искусственного происхождения архитектурных сооружений.
  - Неужели разница в уровнях развития цивилизаций так велика?
  - Да! Встреча цивилизаций близких уровней - это очень редкое событие.
  - Сколько же существует уровней развития, и на каком уровне сейчас находится Земля?
  - Первый уровень – до технический. Второй – появление механизмов, тепловых машин и электричества. Третий – атомная энергия, выход в космическое пространство и информационные технологии - соответствует современной стадии развития земной цивилизации. Четвертый уровень – генетическое преобразование себя и среды обитания, заселение планет своей звездной системы, искусственная гравитация и выход в дальний космос – на этой стадии находилась цивилизация планеты Олимпия во время старта нашей экспедиции около тридцати тысяч лет тому назад.
  Пятый уровень связан с изучением структуры вакуума и времени, освоением временных технологий и вне пространственных способов перемещения. Шестой – полевые формы жизни и преобразование своей звездной системы. Седьмой - последний известный нам уровень – это преобразование и генерирование физических законов, управление  метрикой пространства-времени, регулирование физических констант, преобразования в масштабах галактики. О разуме, контролирующем структуру метагалактики, нам ничего не известно.
  - Вы заселили Землю тридцать тысяч лет назад, - задумчиво произнес Рудольф, - теперь понятно, что мы не нашли  переходное звено от обезьяны к человеку. Но почему же развитие земной ветви вашей цивилизации началось практически с нуля? Почему мы не боги?
  - Дело в том, что внедрение разумной жизни на планете, обладающей собственной биосферой, возможно только на основе уже существующих в ней генных структур. Боги несовместимы генетически с земной биосферой. Мы не едим земную пищу и сами несъедобны для земных организмов. Поэтому нам пришлось создать генотип человека, используя набор генов земных животных. Мы создали людей по своему образу и подобию, но в биологическом отношении люди – дети Земли. Это позволило замкнуть  цепи питания. Кстати, не угодно ли?
Гефест описал в воздухе горизонтальный круг. Неизвестно откуда возник столик с двумя хрустальными бокалами, в которых искрился и тихо шипел какой-то розоватый светящийся напиток:
  - За встречу двух цивилизаций!
Рудольф осторожно прикоснулся губами к бокалу… и, не отрываясь, выпил его до конца.
  - Ну, как? – лукаво улыбаясь, спросил Гефест.
  - Божественно! Что это?
  - Нектар. В этом бокале запас энергии на две недели.
  - Да.… Теперь я понимаю, что такое пища богов.
  - Есть еще и амброзия. Но людям ее есть нельзя из-за генетической несовместимости.
  Помолчав минуту, Рудольф спросил:
  - Почему же вы не уничтожили земную биосферу и не захватили Землю?
  -   Зачем? – удивился Гефест. – Необитаемых планет в космосе сколько угодно, а жизнь – высшая ценность во Вселенной. Любая жизнь уникальна и вносит свой вклад в развитие мироздания.
  -    А наша цивилизация уже внесла какой-нибудь вклад?
  -    Конечно! – Гефест улыбнулся и продолжил, – например, у вас прекрасная музыка. Наш Аполлон совсем забросил свою кифару. Он теперь, кажется, даже спит в стереонаушниках.
  -    Далеко ли находится ваша звезда? – сменил тему Рудольф.
  -    Это такой же желтый карлик, как и ваше Солнце. Расстояние до Земли - около полутора тысяч световых лет.
  -    Так далеко. Вы двигаетесь быстрее света?
  -   Нет, наши аппараты перемещаются с релятивистскими, но до-световыми скоростями.
  -    Вы бессмертны?
  -    Нет, но мы живем долго. Около тысячи земных лет. Кроме того, мы научились жить с перерывами. Мы многократно умираем и возрождаемся снова, сохраняя память. Это позволяет нам растягивать срок существования индивидуума на десятки тысяч лет.  Состояние смерти используется и для межзвездных перелетов. Мы покинули Олимпию тридцать тысяч лет назад и в течение этого времени, поочередно умирая и воскресая вновь, контролировали развитие созданной нами разумной жизни на Земле.
  -    Значит, вы покинули Олимпию навсегда?
  -    Да! Возвращение из межзвездных полетов бессмысленно. За несколько тысяч лет цивилизация меняется очень сильно. Мы стали бы там чужими. Поэтому дальние экспедиции уходят в космос для поиска новых миров без надежды на возвращение. Их цель – найти еще незаселенную планету с благоприятными физическими условиями и создать на ней жизнь. Так происходит экспансия разума во вселенной.
  -   Скажи, Гефест! Вы - единственная цивилизация, создавшая и контролировавшая развитие жизни на нашей планете?
  - Нет! Было еще три экспедиции из более далеких звездных систем. Они создали желтую, черную и красные расы. Но их присутствие на Земле было периодическим, а мы находились здесь почти непрерывно.
  - Но все-таки перерывы были?
  - Первые тысячи лет – самые тяжелые для молодой и еще очень малочисленной земной цивилизации   - наша колония находилась на Земле. В этот период общение богов и людей было очень тесным. Однако позднее нам пришлось уйти с Земли, так как у людей возникли  религиозные представления, которые стали все сильнее тормозить прогресс человечества. Кроме того, уже началось становление самобытных культур, и влияние богов могло помешать их самостоятельному развитию. Поэтому, мы решили ограничить непосредственные контакты с людьми. Для этого мы перенесли колонию в космос на один из больших астероидов, на котором создали удобную  среду обитания. На этом астероиде, который мы назвали Олимп, колония находится и сейчас.
  - Почему же наши астрономы его не обнаружили?
  - Олимп использует всю энергию падающего на него солнечного света. Поэтому он невидим на фоне черного неба обычными оптическими приборами. Его излучение можно зарегистрировать только в инфракрасном спектре, но Олимп расположен между Землей и Солнцем и инфракрасное излучение тонет в солнечных лучах, проходящих сквозь его искусственную атмосферу как через линзу.
  - Но если Олимп ближе к Солнцу, то он должен двигаться по своей орбите быстрее Земли. Как же достигается синхронное вращение?
  - Для синхронизации вращений мы ослабили гравитационное поле Солнца в окрестности Олимпа.
  - Что же было потом, после создания станции?
  - В течение тридцати тысяч лет развитие земной цивилизации происходило, в основном, в соответствии с известными биоинформационными законами, за исключением несколько повышенной религиозности людей. Боги старались непосредственно не вмешиваться в земную жизнь, но следили за ее развитием и косвенными методами охраняли от глобальных опасностей. Постепенно ваша цивилизация окрепла и численно увеличилась настолько, что стала способной самостоятельно противостоять негативным природным факторам.
Поэтому, три тысячи лет назад было принято решение о целесообразности консервации станции Олимп до момента прохода земной цивилизации через кризисный период, неизбежный при переходе с третьего на четвертый уровень. Боги вновь умерли, и развитие на Земле контролировалось только автоматическими охранительными системами. Длительное время оно происходило в соответствии с данными отдела прогнозирования, но в последние двести лет из-за климатических изменений, обусловленных действием  неучтенных космофизических факторов, развитие стало ускоряться.  В результате земная цивилизация преждевременно подошла к критическому состоянию, возникающему при переходе на четвертый уровень развития.  Теперь опасный период уже наступил, и боги проснулись.
  - О какой опасности ты говоришь?
  - Прежде чем стать источником несокрушимого могущества, развивающееся знание неизбежно проходит через эпоху кризисов. Часто возникает диспропорция знаний и морали. При этом появление высокоразвитой техники создает возможность самоуничтожения цивилизации в войнах с применением глобальных видов оружия. Кроме того, фатальные последствия в планетарном масштабе могут возникать и в результате проведения недостаточно продуманных экспериментов.
  За окном дважды сверкнула молния, но вместо грома прозвучала короткая тревожная мелодия. Гефест поднялся, взглянул на удивленного Рудольфа, улыбнулся и произнес:
  - Я должен тебя покинуть. Извини, пожалуйста!
  Ты вернешься?
  -  Да, и думаю, что очень скоро.
  Светящаяся фигура растаяла с чуть слышным шипением коронного разряда. В воздухе остался слабый запах озона.
  Рудольф закрыл глаза и стал анализировать все услышанное. Очевидно, что происшедшее не было ни фокусом, ни иллюзией, ни мистификацией. Гипноз? Да, возможно. Но зачем, с какой целью? Впрочем, это не главное. Похоже, что он, Рудольф, получил важнейшую информацию об истории и будущем человечества, о разуме во вселенной. Но почему именно он? Нет, это тоже не важно. Главное – проверить истинность полученных сведений.


                * * *

  Зевс был мрачен и говорил коротко:
  - Гефест, Морфей! Мне пришлось прервать вашу встречу с землянином из-за экстраординарного события. Группа наших ангелов-исследователей, работавших в человеческом облике, нарушила шестой пункт инструкции 31-б о невмешательстве в локальные земные конфликты.
  В результате недостаточно продуманных действий два ангела были захвачены толпой разъяренных фанатиков. Попытки убеждения оказались безрезультатными. Для сохранения жизни ангелам пришлось использовать состояние невидимости и левитацию. Участниками и свидетелями инцидента были тысячи людей. Таким образом, этап скрытого исследования земной цивилизации завершен.
  Завтра мы войдем в контакт с человечеством и попытаемся объяснить людям причины, заставляющие нас замедлять развитие земной цивилизации. Прогноз дальнейшего развития событий неблагоприятен. Люди, по-видимому, еще не готовы к вхождению в галактическую семью. Наши действия, направленные на приведение в соответствие уровней технологического развития и человеческой морали, вряд ли будут правильно поняты большинством людей. Весьма вероятно возникновение конфронтации, особенно на начальной стадии контакта между нашими цивилизациями.
  В связи с этим особое значение приобретает поиск людей, мыслящих нестандартно, способных отбросить узкий земной патриотизм и осознать историю Земли и космоса с галактической позиции. Таких людей следует искать  в первую очередь среди работников науки.
  Гефест! Расскажи Форейтору все, что он захочет узнать, и постарайся склонить его к сотрудничеству.
  - Зевс! Могу ли я показать ему Олимп?
  - Олимп? Пожалуй, это неплохая мысль. Надо собрать на Олимпе людей, которые могут стать нашими помощниками, показать им музеи истории Земли и Олимпии. Пусть они поговорят друг с другом и со всеми богами. Только так мы  сможем объяснить землянам, почему мы тормозим развитие земной науки и технологии и препятствуем вхождению Земли в галактическую информационную сеть.


Рецензии