Вторая встреча

                Вторая встреча

  В лаборатории быстро темнело. С юга надвигалась гроза. Уже были слышны отдаленные раскаты грома. Дождя еще не было, но ветер хлопал створкой и Рудольф встал, чтобы закрыть окно. Глядя на пыль, несущуюся по дорожкам парка, он опять, в который уже раз, вспомнил встречу с Гефестом и короткий разговор с телевизионным изображением Зевса.
Рудольф привык думать об истории Земли как о движении по пути прогресса.  Пути трудном, полном ошибок, но идущем в общем в правильном направлении к чему-то светлому, радостному.    Оказалось, что это не так. Но, соглашаясь с обвинениями человеческой истории и логикой Зевса, он не мог принять вытекающей из нее необходимости замедления прогресса.
  Снова возникло золотое свечение и как тогда, во сне, но теперь уже наяву из темноты возникла фигура Гефеста.
  - Гефест! Как я ждал тебя!
  -  Извини за задержку. Ты ведь знаешь, что нам пришлось войти в контакт со всем человечеством.
  -  Но разве это плохо? Разве работа в контакте с людьми не ваша цель?
  -  Совместная работа с людьми? Да! Это наша цель. Но люди еще не готовы к такой работе. Прогноз развития отношений Земли и Олимпа пока неблагоприятен. Большинство людей не понимает и даже боится нас. Разрабатывается версия нашего появления как инопланетной цивилизации, стремящейся к уничтожению человечества и к захвату Земли. Поэтому мы хотим просить тебя о помощи.
  -  Меня? Но чем же я смогу помочь?
  -  Нужно объяснить людям, какие преграды встают на пути дальнейшего развития человечества, истинные причины ваших трудностей, объяснить, почему мы приостановили технический прогресс на Земле. Человеку легче понять другого человека, чем бога.
  -  Я тоже до конца это не понимаю.
  -  Ты можешь задавать мне любые вопросы.
  -  Хорошо. - Рудольф задумался на минуту. - Скажи Гефест! На Олимпе есть деньги?
  -  Нет, – улыбнулся Гефест, – нам они не нужны.
  -  Но как же у вас распределяются материальные ценности?
  -  У нас нет материальных ценностей. Каждый бог сам легко создает все, что ему нужно и уничтожает все лишнее.
  -  А как же жилище, путешествия?
  -  Любой бог может создать все, что захочет. Но нередко, чтобы не расходовать лишнюю энергию, мы создаем все это в своем воображении. Оно у богов развито до ощущения абсолютной реальности. Кроме того, мы умеем передавать свои ощущения друг другу.  Вот посмотри!
   Стены лаборатории и все находящиеся в ней предметы стали прозрачными и исчезли. Рудольф и Гефест стояли под пальмами на берегу лагуны тропического острова. На коралловом рифе разбивались океанские валы. На горизонте, в морском тумане на фоне облаков виднелся далекий парус. Воздух был насыщен ароматами каких-то южных растений.  Свежий бриз шевелил волосы на голове. Ощущение реальности было поразительным.
  -  Жарко. Пойдем купаться! – позвал его Гефест и, не ожидая ответа,  побежал к воде. Рудольф последовал за ним. Вода приняла их в свои объятия и понесла в море. Рядом и под ними возникли какие-то движущиеся серые силуэты.
  -  Дельфины, - сказал Гефест, - ты когда-нибудь плавал на дельфинах?
  Стоя на мокрых спинах, они пронеслись по лагуне и, соскользнув с живых катеров, выплыли на противоположный берег.
  Берег задрожал, разбился на осколки и превратился в огромный дворцовый зал. Был вечер, и в зале горели тысячи свечей, дрожащие огоньки которых искрились во множестве алмазов, украшавших стены и потолок. Послышалась музыка, и через медленно растворившиеся двери в зал стали входить люди. Мужчины и женщины в старинных костюмах.
«Восемнадцатый век» – подумал Рудольф.
  - Ты умеешь танцевать менуэт? – спросил Гефест и улыбнувшись виноватому выражению Рудольфа ответил сам себе – Конечно нет. И я тоже не умею. А жаль. Интересный был век. Очень жаль, что мы его пропустили.
  Огоньки затуманились, стены зала сузились и превратились в стены университетской лаборатории. Рудольф прикоснулся к своим волосам - они были сухие.
  - Да.… Это посильнее нашей компьютерной виртуальной реальности, - сказал Рудольф, с новым интересом глядя на Гефеста.
  - Ну, тем не менее, земная наука и техника движется в том же направлении. Но вы пока не понимаете, какие опасности связаны с этим.
  - Но это же не оружие.
  - Совершенные иллюзии могут стать опаснее любого оружия.
  - Я не понимаю в чем тут опасность.
  - Ну, хорошо.…  Давай поговорим о развитии техники развлечений. В начале истории человечества это были песни и танцы. Потом, во времена древней Греции, появился театр. Это уже был мир иллюзий, но еще почти без использования  техники.
Вслед за театром возник кинематограф, сначала немой и черно-белый, но очень скоро он стал звуковым, цветным и стереоскопическим. Появилось телевидение, сначала тоже черно-белое, оно быстро совершенствовалось, стало цветным, широкоформатным, с высокой четкостью и стереозвуком.
  Следующий шаг – появление компьютерных игр и тренажеров, позволяющих зрителю активно вторгаться в происходящие на экране события и выбирать ветви сюжета. Вслед за этим возникает то, что вы называете виртуальной реальностью. Сегодня – это высококачественное стереоскопическое изображение, реальный стереозвук и в наиболее совершенных тренажерах передача тактильных ощущений. Завтра появится возможность передавать запах и вкус, а всю информацию вводить непосредственно в мозг без использования экранов, очков, специальных костюмов.
Иллюзия становится полной, охватывающей все органы чувств и изменяющейся в соответствии с действиями или даже мыслями зрителя. Человек не сможет отличить ее от реальности, да, скорее всего, и не захочет. Ведь такие иллюзии могут быть на-много интереснее настоящей жизни. Простым и доступным становится все, что только может вообразить человек - любые путешествия, прошлое и будущее, подвиги или спортивные рекорды, богатство и неограниченная власть,  любовь самых прекрасных людей, наконец, любые преступления.
  - И что же дальше?- не выдержал Форейтор.
  - А дальше – гибель если не всего человечества, то, по крайней мере, гибель цивилизации, так как отказ большинства людей от реальной жизни, подмена ее миром иллюзии, постепенно уничтожит реальную жизнь. Поколение, освоившее технику совершенной иллюзии, но не обладающее достаточной внутренней дисциплиной, станет последним на Земле, так как у этого поколения не будет детей.  Зачем тратить силы на их воспитание, если в компьютерной иллюзии можно придумать себе сколько угодно вундеркиндов, а если они начнут надоедать, то ведь их можно и выключить.
  - Что же нужно делать? Ведь нельзя остановить прогресс.
  - Остановить – нельзя. Остановка – это тоже гибель цивилизации. Но притормозить на некоторое время – можно. Именно это мы сейчас и делаем. Нужно выиграть время для воспитания людей. Только это реальный путь для преодоления кризисов развития.


Рецензии