Утро советника

                Утро советника

  Рано утром Рудольфа разбудил мелькающий свет. Солнечный луч, прорываясь сквозь листву, светил ему прямо в глаза. Он взглянул на циферблат. Пять часов. Вставать было еще рано, но сон уже пропал и Рудольф, лежа в постели, стал вспоминать последние дни. Они были наполнены событиями и запечатлелись в памяти с кинематографической точностью.
Перед мысленным взором одна за другой появлялись картины возникновения нового города на вершине Олимпа. Для строительства боги использовали малый синтезатор, с помощью которого сначала сотворили несколько десятков больших синтезаторов. Потом  в них были введены программы синтеза строительных элементов всех сооружений. Во время работы больших синтезаторов возникали вспышки голубоватого света, которые были замечены жителями окрестных деревень.
  Больше всего Рудольфа поразило то, что в результате работы синтезаторов возникали законченные фрагменты зданий вместе с лепкой, декором, внутренней отделкой, предметами мебели, коврами и светильниками. Он вспомнил, что  задал вопрос Гефесту, кем были составлены программы для синтезаторов. Гефест улыбнулся и ответил, что эти программы никто не составлял. Они были считаны с реальных объектов, когда перед переселением богов на космическую станцию выполнялся демонтаж города. Таким образом, новый город, возникший на Олимпе, является точной копией города, стоявшего на Олимпе в античные времена.
  Для перемещения готовых элементов строительных конструкций использовалось искусственное гравитационное поле, что превратило строительство города в своеобразную игру, напоминающую детские кубики.
  Утром, после завершения строительства, боги занялись восстановлением музейных экспонатов. Эта работа была более кропотливой, так как требовала введения в синтезаторы многочисленных программ из музейных архивных картотек. Для ее выполнения было необходимо несколько дней.
  Почти все члены земной экспедиции  уже покинули Олимп, но Рудольф, командир земного корабля и еще несколько человек остались в качестве советников по контакту с человечеством.
  Рудольфа остаться на Олимпе попросила Афина. Он вспомнил, как почти сразу после приземления она подошла к нему, тихонько прикоснулась к его руке и сказала, что знает все, что с ним случилось. Немного помедлив,  она спросила, может ли он помочь богам  в установлении нормальных отношений с людьми, и добавила, что, по ее мнению, для него, как и для богов, сейчас нет ничего более важного.
  И вот уже четыре дня Рудольф находился на Олимпе. Никаких обязанностей у него не было, и он, давно привыкший к непрерывному потоку неотложных дел, вероятно впервые за последние тридцать лет, наслаждался той свободой, которая бывает только в ранней молодости.
  Он хорошо изучил город и познакомился со многими его обитателями. Чаще чем с другими богами он общался с группой молодых ангелов, занимавшихся естественными науками. Они знали все на свете, но в области генетики, которой Рудольф занимался почти всю жизнь, их знания, как ему казалось,  были почти равны. Во всяком случае, им было интересно друг с другом.   
  Кроме того, Рудольф неожиданно для себя подружился, несмотря на большую разницу в возрасте, с Амуром. Оказалось, что Амур, дарящий любовь богам и людям, сам был глубоко несчастен. Так же, как и люди, Амур был результатом генетического эксперимента. Амуру предстояло жить очень долго, возможно неограниченно долго. Но удлинение жизни означало и более медленное физическое и умственное развитие, и это доставляло Амуру множество огорчений.
  -Дядя Руди! - жаловался он Рудольфу, - почему мы с Гермесиком играли вместе, когда были маленькие, а теперь он уже взрослый бог, а я все еще ребенок. Я ни с кем не могу подружиться надолго. Все растут, а я нет.
  -Ты спрашивал маму об этом?
  -Да, конечно. Она сказала, что сначала предполагалось, что все вновь рожденные боги будут такими же, как и я. Но потом по каким-то этическим соображениям эксперимент был прекращен. Получается, что очень долго я буду самым младшим среди богов, а потом еще дольше - самым старым. Может быть, это и не плохо, но все равно - несправедливо.
  -А ты не думал о том, что будет, когда ты вырастешь? Ведь ты будешь старше всех богов и людей, опытнее и, я надеюсь, умнее.
  -Я буду как Зевс?
  -Да, это возможно. А что, пожалуй, это будет неплохо - эра Амура. Ты береги свой лук, он тебе пригодится.
  -Конечно! Это моя любимая игрушка.
  -Амур! Ты, мне кажется, уже большой и должен понимать, что это не только игрушка. Нет, скорее это совсем не игрушка.
  -Да я это уже давно понимаю, дядя Руди.
  Их разговор прервало появление среди деревьев нескольких серн. Амур вскочил и, схватив свой лук, помчался на охоту. Рудольф долго и задумчиво смотрел ему вслед.
  Цепочка  воспоминаний потянулась дальше. Вчера, бродя по городу, он вышел к очень красивому зданию, стоявшему на берегу небольшого горного озера с изумительно чистой водой. Это был музей Олимпии.
  Рудольф с любопытством поднялся по невысокой лестнице, вошел внутрь и, сделав несколько шагов, остановился.  Иллюзия была совершенной.
  Он оказался на другой планете. Здесь все было не так, как на Земле. Цвет неба, которое было темнее, глубже, прозрачнее. Звезды, видимые днем. Солнце, светившее не желтоватым, а зеленовато-голубым светом. Совершенно незнакомая растительность. Странный запах воздуха, который без напряжения  вливался в легкие. Даже сила тяжести была меньше чем на Земле, отчего походка становилась какой-то легкой, танцующей.
  А вот архитектура неожиданно оказалась странно знакомой. Рудольф попытался вспомнить, где он мог видеть подобные здания. Общими очертаниями они напоминали постройки Древней Греции. Конечно, Эллада! Как же он сразу не догадался.
  Вот рухнула и еще одна загадка истории, - откуда вдруг после пещерного века и периода примитивных деревянных или массивных каменных построек Египта появилась на Земле эта парящая в воздухе античная архитектура, эти колоннады классического ордера, эти атланты и кариатиды, до сих пор восхищающие толпы туристов.
  Но материалы, из которого были построены здания, очень отличались от грубых шершавых камней, используемых на Земле. Все стены и колонны были абсолютно гладкими. Никаких красок. Цвет был внутри.
  Город широкими ярусами спускался к морю. На горизонте виднелись не очень высокие горы, поросшие голубым лесом.
  Рудольф не мог понять, как все это великолепие умещалось в здании музея Олимпии, но решил сейчас не думать об этом. Это не земная культура, - сказал он себе. Надо только смотреть и запоминать. Все вопросы потом.
  Он стал спускаться к морю. Город не имел строгой планировки. В нем не было улиц, проездов для транспорта, больших архитектурных ансамблей. Зато было очень много воды и растительности, которая, однако, не скрывала красоты архитектурных сооружений.
Двигаясь по городу, Рудольф столкнулся с одной необычной проблемой. В городе было много рек, каналов, больших и малых озер причудливой формы, но он не видел ни одного моста. Одна из рек преградила ему путь к морю и Рудольф, недолго думая, просто переплыл ее, гордясь своим новым умением и вспоминая добрым словом Гефеста..
  Вскоре он сообразил, что населению этой планеты мосты и не нужны. Ведь это же цивилизация четвертого уровня. Они давно поняли  секреты гравитации и просто перелетают через воду.
  Конечно, по этой же причине не было и улиц и вообще каких-либо широких проездов, но перед каждым зданием была открытая площадка или луг. Потом он обнаружил, что вместо мостов под многими реками и каналами были устроены широкие прозрачные туннели, пронизанные колеблющимся светом мириадов солнечных бликов. Теперь он мог выбирать более прямой путь и через полчаса оказался на морском берегу.
  Рудольф ожидал увидеть величественные набережные, причалы, лестницы, уходящие в воду… Ничего этого не было. Берег был пуст и нетронут цивилизацией. Точно так же, как и на Земле волны с грохотом разбивались о прибрежные камни и, шипя, откатывались назад. Полоска мокрого песка и трава, напоминавшая осоку. Птицы, парящие над водой в струях свежего морского ветра.
  Впрочем, одно отличие от Земли было. Берег был абсолютно чист. Не было на нем не только брошенных или разбитых бутылок, грязных пластиковых пакетов, рваных тряпок, остатков еды и другого мусора, который оставляют после себя люди. Не было даже гниющих водорослей, тростника, выброшенных прибоем рыбок и ракушек.
  Только камни, очень светлый, почти белый, песок, голубая трава и чистая очень прозрачная вода, сквозь которую было видно такое же чистое дно.
  Рудольф зачерпнул горсть воды и попробовал ее на вкус. Она была теплая и менее соленая, чем на Земле.
  Он постоял на берегу несколько минут,  стараясь запечатлеть эту картину в памяти, и с сожалением вздохнув, не оборачиваясь, пошел обратно.
  И тут Рудольф понял, что не знает обратной дороги. Он попытался найти то место на берегу, где вышел к воде. Кажется здесь. Поднявшись по крутому склону, он вышел в город. Да, мимо вот этого здания он проходил. А может быть стоит зайти в дом. Там могут найтись средства связи.
  Здание оказалось музеем истории космонавтики Олимпии. Любопытство заставило его забыть обо всем.
  Первые космические корабли Олимпии очень напоминали земные ракеты, но позже, по-видимому,  появились новые принципы движения в космосе, неизвестные Рудольфу. Конструкции космических аппаратов разделились на две ветви -  очень крупные корабли для дальних перелетов и небольшие устройства для местного сообщения, венцом которых был уже знакомый Рудольфу шар.
  Но самым интересным в музее были не корабли, а стереоскопические изображения других планет, обнаруженных богами Олимпии. Так же, как в музее истории Земли эти картины раскрывались при подходе к ним и создавали впечатление полной реальности.
Очень много планет было безжизненных, напоминавших Луну или Марс. Рудольф  хорошо представлял себе эти мрачные пейзажи.  Иллюзия была полной и нарушалась только отсутствием на нем скафандра.
  Меньше было живых планет. Зато жизнь на них отличалась поразительным разнообразием форм флоры и фауны. Удивительные растения ото мхов, лишайников и простейших водорослей до огромных деревьев всех мыслимых цветов. Существа, напоминающие биологические виды, известные на Земле, а также такие формы, которые трудно было даже представить, например, гибридные растительно-животные организмы. Но Рудольфа мало интересовал космический зоопарк. Он был почти уверен, что сейчас увидит новую разумную жизнь.
  Вот, наконец, и она. Раскрывшаяся перед ним панорама, казалось, представляла собой кадр из фантастического фильма на космическую тему. Сооружение, медленно приближающееся из неимоверной дали и проплывающее мимо,  было явно искусственного происхождения. На нем вспыхивали и гасли светящиеся точки. Вот еще одно, но другой формы. Еще два. Группа таких же объектов проплыла слева, но слишком далеко. Что это? Космические корабли? Звездные города, о которых мечтал Циолковский? Строительство сферы Дайсона?
  Одно из сооружений прошло совсем близко, и Рудольф разглядел какие-то постройки среди растительности под прозрачной оболочкой, напоминавшей соты со сферическими ячейками. От него отделилась и поплыла вверх, постепенно ускоряясь, светящаяся пульсирующая точка.
Да, конечно, это разум в космосе. Что это за цивилизация? Какой это уровень? Вероятно четвертый или пятый по классификации Гефеста. Интересно как выглядят обитатели этих звездных островов.
  Но космические объекты остались позади. Корабль, на котором, как ему казалось, летел Рудольф, продолжал свой путь к далеким звездам. Рудольф  вышел из панорамы, и она послушно сжалась за ним, превратившись в обычную картину.
  Он огляделся, рассматривая всю представленную экспозицию. Его внимание привлекла одна из картин, на которой медленно вращался голубовато-коричневый шар. Он подошел ближе. Так и есть - Земля. Знакомые очертания материков, прикрытые белыми спиралями циклонов.
  Рудольф взглянул на часы. Было уже поздно - восемь часов вечера. Он обязательно придет сюда завтра. А сейчас пора подумать о возвращении. Он вышел из здания космического музея. Город окружал его со всех сторон. Море было за спиной. Солнце уже опускалось к горизонту и стало прохладнее. Очень хотелось пить.
  Он пошел в направлении от моря, стараясь на ходу вспомнить, по какому пути пришел сюда, но через десять минут понял, что не знает дороги. Он заблудился в незнакомом городе на чужой планете.
  -Только без паники, - приказал Рудольф самому себе. - Надо думать.
  Он сел на ступеньку какого-то здания и стал вспоминать все, что с ним произошло.
  -Итак, я вошел в здание музея Олимпии, сделал несколько шагов и оказался на другой планете…  Но это невозможно по известным физическим законам. Может быть, богам известен способ мгновенного перемещения? Нет! Гефест говорил о том, что дальние экспедиции уходили с Олимпии навсегда, так как возвращение возможно только через тысячи лет.
Следовательно, все, что я видел в музее Олимпии, является иллюзией. Но ведь я шел по городу, переплывал реку, выходил на морской берег - это тоже иллюзия?
  Он вспомнил прогулку с Гефестом, лихое плавание на спинах дельфинов…
  - Да, конечно, все это иллюзия, доведенная до совершенства. Сон наяву. Аттракцион с обратными связями, управляемый мной самим. Если это так, то я нахожусь в здании музея и достаточно сделать несколько шагов, чтобы вернуться на Землю. Но как сделать эти несколько реальных шагов, находясь в иллюзорном мире?
  Он снова шаг за шагом стал вспоминать свои действия.
  - Итак, я вошел в музей и оказался на другой планете, то есть попал в иллюзию. Все, что было потом - нереально. А все-таки что же происходило?  Я долго шел по городу, пока не оказался на берегу моря. Возвращаясь, понял, что не помню дорогу. Зашел в первое попавшееся здание. Оно оказалось музеем истории космических исследований… Стоп! Как же я сразу это не понял. Ведь вероятность того, что первое попавшееся здание в большом городе окажется именно музеем космонавтики, ничтожно мала.
  Рудольф поднялся со ступеньки лестницы, на которой он сидел, и внимательно осмотрел здание. Оно было совсем другим и снаружи ничем не напоминало здание музея космонавтики.
Он вошел внутрь.  Конечно же, внутри это был тот же музей. Все совпадало до мельчайших деталей.
  Рудольф быстро прошел мимо уже знакомых ему экспозиций. Вот она - Земля. Он подошел ближе. Картина раскрылась, охватила его со всех сторон. Ему показалось, что он падает на Землю. Но нет, - это был полет. Свободный полет без космического корабля, без скафандра, без шара, в котором он летал с Гефестом.
  Земля приближалась. Даже под облачным покровом Рудольф узнал очертания Европы, под ним проплыла Франция, Италия, Греция. Движение замедлилось, и он оказался на вершине большой горы. Уже наступила ночь, и лунный свет тускло освещал какое-то большое здание. Он находился у входа в музей Олимпии.
  Послышалось тихое шипение, возник слабый золотистый свет - перед ним стоял Гефест.
  - Что случилось? Где ты был? - спросил он. - Мы тебя потеряли.
  - Я был там, - показал Рудольф на вход.
  - Один? Как же ты вышел оттуда? Ладно, все расскажешь потом. Я вижу, как ты устал. Выпей вот это и немедленно в постель. Завтра нас ждет Афина. Она хотела поговорить с тобой.
  Рудольф послушно выпил предложенный напиток, и кисловатый вкус стал его последним воспоминанием об этом дне…

                * * *

  Он проснулся рано утром, разбуженный первыми солнечными лучами, и нежился в постели, восстанавливая в памяти все, что происходило с ним в последние дни. Вспомнив свое возвращение на Олимп, он ощутил внутренний толчок. Сегодня встреча с Афиной. Ожидание закончилось, в его жизни начинается новый этап.
  Рудольф вскочил с постели, подошел к окну, посмотрел на парк с большим бассейном и, раскрыв дверь, с наслаждением нырнул в прохладную голубоватую воду.
Когда, причесывая на ходу мокрые волосы, он вернулся обратно, на столе лежала книга.     Рудольф был почти уверен, что раньше ее не было. Он раскрыл книгу. Это был совместный доклад об исследованиях, выполненных отделами социологии и прогнозирования.


Рецензии