Разговор

                Разговор

  Они медленно прошли сквозь пронизанную утренним светом оливковую рощу и оказались на восточном склоне горы. Отсюда, с вершины Олимпа, Земля была видна в радиусе двухсот километров. Рощи, поля, окрестные селенья, а на северо-востоке за заливом Термаикос - большой город. С севера надвигался грозовой фронт, уже закрывавший треть небосвода. Небольшие облака плыли под ними и на уровне глаз. Солнечные лучи, пробиваясь сквозь облака,  создавали мозаику причудливых освещенных пятен, медленно скользивших по горе у них под ногами.
  -Это мое любимое место на Олимпе, - сказала Афина и опустилась на старинную мраморную скамью. - Здесь нас никто не потревожит.
  Рудольф кивнул, сел рядом с ней и они около минуты смотрели на плывущие внизу облака и на орла, кружившего над долиной.
   - Что ты думаешь о докладе? - спросила Афина, по-прежнему глядя вдаль.
   - Я думаю, что предсказанное в нем уже началось, что человечество действительно нуждается в вашей помощи. Но я не понимаю, что именно нужно изменить в жизни людей, и какую помощь боги могли бы нам оказать. А в докладе об этом не сказано ни слова.
  - Дело в том, что мы сами еще не имеем точных ответов на эти вопросы. Анализ истории и тенденций развития человечества  показывает, что основной причиной негативных явлений является не оптимальность принимаемых решений, обусловленная некомпетентностью или преступной ориентацией людей, приходящих к власти при демократических формах правления.
  - Но причем же здесь демократия?
  - Демократия - это власть, основанная на принципе подчинения меньшинства большинству и принятии важнейших решений на основе всенародного голосования. Но также как в любой школе основное количество учащихся получает средние оценки, так и все человеческое общество при массовом голосовании принимает решения на уровне среднего интеллекта и выдвигает из своей среды во властные структуры людей с психологией троечника.
Принято считать, что народ не ошибается. Но решение народа, усредненное решение массы людей - это всегда победа точки зрения среднего человека, среднего интеллекта. И эта победа посредственности возводится в ранг закона, которому все должны подчиняться.
Кроме того, три четверти населения Земли подвержено внушению средств массовой информации. Результатом голосования умело управляют политические обозреватели и телевизионные ведущие. Поэтому решения, принимаемые на основе массового голосования, чаще всего отражают личные интересы людей, находящихся у власти.
  - Но неужели лучше другие формы правления? Монархия, тирания?!
  - Нет, конечно, не лучше. Все эти формы - это власть людей случайных, получивших власть по наследству или захвативших ее силой. Власть должна принадлежать только людям хорошо знающим свое дело и не стремящимся к ее использованию для получения личных привилегий.
  - Власть специалистов? Но ведь чаще всего это односторонне развитые люди, мало пригодные для принятия решений на государственном уровне.
  - А откуда следует, что государственная власть должна принадлежать одному человеку?  Вспомним, как организована наука на Земле - единственном, по настоящему эффективном человеческом учреждении.
  Естественно, что в каждой области науки  есть ведущие ученые, определяющие основные направления ее развития, координирующие распределение материальных и человеческих ресурсов. Но в то же время любой научный работник имеет право на самостоятельную точку зрения, справедливость которой он может отстаивать всеми доступными способами.
Носителем новой истины вначале всегда является один человек, а ее противниками - все человечество. Массовое голосование, результаты которого в соответствии с принципом подчинения меньшинства большинству возводятся в ранг закона, убило бы эту истину.
  Но в науке истина никогда не определяется голосованием! Любая новая идея подвергается всесторонней проверке и при отсутствии логических противоречий и экспериментальном подтверждении она принимается в качестве установленного научного положения - новой истины.
  На Олимпе аналогичный механизм используется для формирования новых идей не только в науке, но и для принятия решений по всем важным вопросам.  Отличие только в том, что при решении социальных проблем вместо эксперимента мы применяем вычислительные методы прогнозирования.
  - Афина! Скажи, могут ли боги дать прогноз развития земной цивилизации при условии отказа человечества от демократических форм решения социальных проблем методом массового голосования и принятии вычислительных методов их решения?
  - Мы уже сделали такой прогноз. Он благоприятен. Но возможность перехода человечества к  расчетным методам управления и отказа от института централизованной власти связана с необходимостью добровольного отказа людей от иллюзии их участия в управлении путем голосования. Мы недостаточно хорошо знаем психологию современных людей и не можем предсказать, согласятся ли люди с нашими предложениями. Для получения недостающих сведений нам нужны более полные данные о населении Земли. Можешь ли ты получить доступ к таким данным?
  - Да, мы можем подключиться к информационным системам любой страны. Но для этого  необходим компьютер, соединенный с одной из мировых информационных сетей, например с системой Интернет.
  - На Олимпе нет компьютеров.  Когда-то, очень давно, боги развивали вычислительную технику, но потом пришли к выводу о целесообразности преимущественного развития собственного мозга. Сейчас весь анализ боги выполняют в уме, а автоматам оставлены только рутинные вычисления с большими массивами информации.
  - В моей лаборатории есть неплохой компьютер, который подключен к Интернет. Но это очень далеко от Олимпа.
  - Расстояние - это не проблема. Мы можем преодолеть его за несколько минут. Ты готов лететь сейчас?
  - Да, конечно, - Рудольф встал и впервые за время разговора взглянул на небо. Гроза уже приблизилась вплотную к Олимпу, охватывая его огромной дугой. Над Олимпом еще сверкало Солнце, но северный склон и залив уже были скрыты дождем.
  - Тогда - в путь! - Афина извлекла из складок одежды уже знакомую Рудольфу маленькую коробочку, из которой вырвался на волю трехметровый шар. Шар раскрылся, и они вошли в него.


Рецензии