Гойя

Гойя. «Сатурн». Мадрид. Прадо. 1821-1823 гг.

Франсиско Хосе де Гойя-и-Лусиентес  родился в марте 1746 г. в деревне Фуэндетос  под Сарагосой. Отец его был бедным ремесленником-позолотчиком, мать – дочерью обедневшего идальго. Первым его учителем, когда Гойе исполнилось 14 лет, стал сарагосский художник Муртинес. В 1764 или 1765 году Гойя перебирается в столицу и дважды представляет свои работы на конкурс, мечтая поступить в Художественную академию  Сан Фернандо, но оба раза терпит неудачу. Он продолжает напряженно учиться в мастерской Франсиско Байей (будущий художник провел здесь не менее трех лет, а позже женился на младшей дочери своего наставника). В 1769 г. Гойя оставил Мадрид. Начались годы странствий – он едет в Италию, посещает Рим, Неаполь и Парму. Всего он провел за границей около четырех лет, но подробности этого периода жизни мастера нам практически не известны. Также мало знаем мы о следующих четырех годах, прожитых в Сарагосе, куда Гойя возвратился осенью 1771 г. Одна из его работ этого периода -  фрески в церкви Вирхен дель пилар, проникнутые сильным влиянием барокко.

В 1776 г. Гойя поступает художником на королевскую мануфактуру гобеленов Санта Барбара в Мадриде. Он работает  много и быстро, исполнив за три года около тридцати картонов. Все его эскизы, выдержаны в духе рококо, изящны и очень красивы по цвету. Помимо собственных сюжетов Гойя скопировал для нужд фабрики несколько картин Веласкеса. Этот художник оказал большое влияние на молодого Гойю, в манере которого в то время трудно было  найти хоть что-нибудь выдающееся. В 1783 г. Гойя начинает работать как портретист и вскоре добивается на этом поприще некоторой известности.  На него обращают внимание  влиятельные особы и прежде других младший брат короля инфант дон Луис. Гойя подолгу живет в его поместье и исполняет в общей сложности пятнадцать портретов членов его семьи. Имя Гойи становится известным при дворе, и в 1786 г. он получает звание первого живописца короля с годовым окладом 15 тысяч реалов. В 1789 г. он создает целый ряд портретов  Карла IV  и его жены Марии Луизы Пармской, имевших огромный успех. Гойя сразу входит в моду и его буквально заваливают заказами. Он заводит знакомства и общается с самыми знатными аристократами, писателями и государственными деятелями. Доходы художника теперь так велики, что он покупает в Мадриде собственный дом, обзаводится каретой. Среди множества написанных в это время портретов немало проходных, средних работ, но есть несколько замечательных по силе характеристики (http://proza.ru/2011/01/05/440).

В сорок семь лет Гойя перенес тяжелую болезнь, едва не ослеп  и лишился слуха. Отныне и на всю жизнь он мог общаться с окружающими только письменно. Когда в 1793 г. Гойя вновь возвращается к живописи, мы обнаруживаем в его творчестве новые темы и новые настроения. Появляется глубина обобщений и необычная прежде бурная манера письма стремительными  короткими мазками. Он создает «Похороны сардинки» (1794-1795) и «Дом умалишенных в Сарагосе» (1794), пишет несколько картин для домашнего театра замка Аламеда (в их числе «Кухня ведьм», «Ночь шабаша» и «Шабаш. Большой козел»). Здесь впервые в творчестве Гойи фантастика приобретает  зловещий, колдовской, дьявольский характер. Мир внезапно обнажает перед ним свои адские глубины. Свет солнца, прежде нередко ослеплявший на картинах Гойи, сменяется густым,  вязким мраком ночи. В 1799 г. появляется серия эстампов «Капричос» («Капризы» или «Фантазии»). Среди  всеобщего увлечения античностью с ее светлыми, прекрасными образами, Гойя возрождает  старую фантастику, рисует чудовищ и уродов вроде тех, которые когда-то владели воображением Босха и Брейгеля, и демонстрирует  исключительное мастерство в передаче движений, резких и мгновенных эмоций, стремительных и красноречивых жестов, изменчивой, преувеличенной, но никогда не теряющей реальный смысл мимики. Тут  много недомолвок, намеков, и сами подписи под рисунками звучат многозначительно и загадочно. (Следует отметить, что эти офорты оставили современников Гойи совершенно равнодушными; за четыре года художнику удалось продать только 27 комплектов «Капричос») (http://proza.ru/2011/01/05/448) (http://proza.ru/2011/01/05/453).

В 1802 г. Гойя пишет две прекрасные картины: «Маху одетую» (http://proza.ru/2011/01/05/459) и «Маху обнаженную» (http://proza.ru/2011/01/05/464). Огромной популярности «Мах» в дальнейшем способствовала романтическая легенда, что моделью для них послужила возлюбленная Гойи герцогиня Альба. В Испании, где инквизиция строжайше запрещала живописать женскую наготу, даже знатные люди не могли открыто  держать такое изображение.  Действительно, в свое время картины были соединены специальным шарниром, так что видеть их вместе и рядом (как ныне в Прадо) не представлялось возможным, и, чтобы обнаружить «Обнаженную», нужно было перевернуть  «Одетую», как переворачивают  прочитанную страницу  или откидывают крышку потайного ящика. Строй  этих картин столь же ясен, как и таинственен, а их дух – столь же приземлен, как и возвышен.

http://proza.ru/2011/01/05/468

Своей наивысшей мощи гений Гойи достиг, когда ему было уже за шестьдесят в трагическую для Испании пору наполеоновских войн.  В 1808 году французы без единого выстрела заняли всю страну. В Мадриде вспыхнуло  народное восстание, жестоко подавленное Мюратом, а в ночь со второго на третье мая под стенами города  были расстреляны сотни людей. Из окон своей мастерской художник видел сражение на площади Пуэрта дель Соль, а затем побывал на холме Принсип Пио, где были расстреляны повстанцы. Там же он сделал эскиз, по которому была написана его потрясающая по выразительности картина «Расстрел в ночь со 2-го на 3-е мая 1808 г.» (1814).  В каком-то смысле это произведение, наполненное радостным бешенством ненависти и трагическим восторгом самопожертвования, стало переломным во всем европейском искусстве. Впервые героями картины оказались не определенные исторические лица, но простые, безымянные люди, способные  на высокую патетику героического подвига.

Потопленное в крови мадридское восстание стало прологом герильи – мощного партизанского движения, охватившего всю страну. Этой кровавой поре посвящен  цикл Гойи «Десастрес ле ла герра» («Ужасы войны», 1810-1820). Художник изобразил здесь войну  такой, какая она есть на самом деле – отмеченной отдельными актами героизма, но гораздо чаще предстающей в виде адской преисподней, способной толкнуть человека на такие ужасные поступки, каких в мирное время не может представить себе  самое необузданное воображение. Никогда еще бесчеловечное лицо войны не было показано с такой безжалостной, шокирующей откровенностью. Горы трупов, пожары, казни, изнасилования и убийство женщин, муки голода, осиротевшие дети – все это предстает на офортах Гойи. Листы поражают своей действенностью, бурным напряженным  ритмом композиции, в которых как бы выражен вихрь событий (http://proza.ru/2011/01/05/472) (http://proza.ru/2011/01/05/486).

В послевоенные годы Гойя создает циклы «Тавромахия» и «Диспаратес» («Необычайности»). Обе увидели свет спустя несколько десятилетий после смерти художника. В «Диспаратес»  фантазия Гойи возносит его на новый уровень; это уже не только комментарий к различным видам   человеческих типов и страстей, как это было в «Капричос». Гойя заимствует свои сюжеты из полубезумного мира сновидений и ночных кошмаров, призрачного царства, населенного полулюдьми и странными существами, которые изображены на  черном фоне ночи. И он рисует этот фантасмагорический мир  с такой уверенностью и с таким душевным настроем, что офорты производят впечатление фотографий, присланных из мест, недоступных воображению простых смертных (http://proza.ru/2011/01/05/511).

По окончании войны для художника наступили непростые времена. Новый король Фердинанд VII откровенно не жаловал Гойю. В 1819 г. тот поселился в своем загородном доме на берегу Мансанареса, известном в народе как «Дом глухого». Заполняя вынужденный  досуг, Гойя пишет маслом по извести. Фантастические образы, населявшие до этого его графику, проникают теперь в живопись. Одной из самых трагических аллегорий непостижимой иррациональности вселенной и саморазрушительной жестокости стал его «Сатурн»  - безжалостный бог времени, пожирающий людей и предстающий перед нами в растворяющемся в бесконечности черном пространстве. 

В 1824 г., опасаясь преследования инквизиции, Гойя отправился в добровольное изгнание во Францию. В мае 1826 г. он совершил краткую поездку в Мадрид, где был встречен с большим почетом, как первый национальный художник и патриарх живописи.  Умер Гойя в апреле 1828 г. Его творчество оказало огромное влияние на французских романтиков, реалистов и импрессионистов.

Романтизм http://proza.ru/2010/08/18/281


Рецензии