Три закона Ома

Вы наверное считаете, что я про Тома все это выдумываю? I wish, как говорим мы - американцы. Только что подходит он ко мне и спрашивает:"Тим, а ты закон Ома знаешь?" - "Конечно," - отвечаю я. "А ну скажи?" - "Пожалуйста: сила тока на отрезке цепи прямо пропорциональна приложенному к отрезку цепи напряжению и обратно пропорциональна сопротивлению отрезка цепи." Том вынимает из-за спины руки, в них какая-то брошюрка, открытая посредине. Он вдумчиво бегает глазами по строчкам, потом поднимает ко мне лицо и радостно восклицает:"А вот и неправильно! Тут написано другое! Тут написано, что вольтыдж равняется произведению каррента на резистанс!"

Говорю Тому:"Это просто другое написание того же закона. Есть еще и третье - резистанс равен вольтыджу деленному на каррент. Хорошо, что они это не написали, а то ты бы и вовсе ошалел. Эти два толком не имеют физического смысла. Гораздо легче понять и запомнить мой вариант. Но учти, что кроме резистанса существует еще и проводимость! Это величина ему противоположная. Сейчас я тебе на пальцах объясню. Понимаешь, надо стараться всегда отталкиваться от входящих условий. В нашем случае ток возникает тогда, когда ты приложишь к участку цепи разность потенциалов или напряжение по-другому. Тут дырки каааааак ломанутся! А электроны от них - в другую сторону! Вот я сейчас, к примеру, возьму два проводка, суну вот в эту розетку и вторые концы ткну в тебя. Видал как дергаются чуваки, к которым в ER "утюги" прикладывают?! Это к ним приложили напряжение." Том опасливо отодвигается подальше от меня и розеток. Я же, в свою очередь, не говорю ему, что приложу-то я разность потенциалов, а вот убъет его - ток, а не напряжение. Но про это ему знать пока необязательно. "Так вот," - продолжаю я, - "вольтыдж - это входная величина. И резистанс у нас есть. А вот каррент и получится в зависимости от первых двух. Это так же как с другим каррентом - что на речке. Вот смотри: наш вольтыдж - это на реке перепад высот, а проводимость, как величина обратная резистансу, - это ширина русла реки. Чем шире, тем больше проводимости применительно к течению, согласен? Вот и получается - чем больше перепад высоты и уже река, тем быстрее течение. Так и с законом Ома: чем сильнее напряжение в розетке и слабее твое тельце, тем больший ток по тебе побежит."

Том уходит, покачивая головой и бормоча что-то себе под нос. По-моему, он, как обычно, не поверил ни одному моему слову. Что уж там говорить про физику Краевича!


Рецензии