Тактичность? А что это?

Николай Павлович уже заканчивал последний урок, когда в класс вошёл Максим Степанов.
- Как? Не ожидал тебя видеть сегодня, - удивился учитель, - Ты же, Максим, на танцевальном турнире должен быть! Что-то случилось? Не поехал? Это почему же? Партнёрша отказалась? А что же она так? Нельзя же отказываться на кануне турнира! Что-то случилось? А-а-а, понятно… Обиделась. На тебя? Что же ты такое сделал, что обидел её? Ничего особенного, говоришь? Нет, Максим, так не бывает! Если ничего особенного, то не отказалась бы от выступления. Она, думаю, так же его ждала, как и ты. Ждала? Вот, видишь, ждала. А, значит, по пустякам бы не отказалась. Что? Ты только сказал, что у неё платье для выступления не подходящее? Дешёвка, говоришь? А-а-а… Можно было за сорок тысяч купить более красивое, говоришь? А они за десять купили? И ты, Максим, говоришь, что ничего особенного? Пустяки? А о том ты не подумал, почему купили за десять, а не за сорок? Я думаю, что не только ты, но и партнёрша твоя тоже хотела бы платье получше купить. Ещё как хотела! А, ведь, не каждый это может, даже если и очень хочет! И что же ты ей сказал? Ничего особенного, сказал только, что не будешь с ней танцевать в этом платье? Так, так… И думаешь, что не обидел? А.., ты не думал, что она откажется выступать? А что же ты думал? Что она тебя умолять будет или срочно пойдёт новое платье покупать?  И ты говоришь, что не обидел её? Да… Удивляешь ты меня, Степанов. Не тактичный поступок. Что? Спрашиваешь, как должен был поступить? Так я тебе скажу! На наглядном примере покажу, чтобы понял ты, что такое тактичность. Урок окончен и все свободны. А ты, Степанов, садись.

Но, никто из учеников выходить из класса не собирался. Все остались на своих местах и приготовились слушать учителя.

- Случай, о котором я хочу вам рассказать, произошёл с одной из наших выпускниц. Назовём её Светланой, - начал Николай Павлович, - слушайте.

Было это лет десять назад. Светлана окончила школу и, поступив в один из столичных университетов, уехала в Москву. Жила в общежитии. Была счастлива, так как и учёба и общежитие ей нравились. Через год влюбилась в молодого человека. Такое бывает. А потом и забеременела. Такое тоже бывает… Надо учиться, но роды приближались стремительно. Отношения с молодым человеком не сложились, и все заботы легли на плечи Светланы. А забот было не мало. Перешла на заочное отделение, но тут же встал вопрос с общежитием. Заочникам общежитие не предоставляется, и Свету начали выселять. Марина Владимировна, преподаватель и куратор  Светиной группы попыталась помочь ей, но убедить руководство университета оставить Свету в общежитии, она не смогла. Идти Свете было некуда, домой возвращаться она тоже не могла, так как родители ее заявили, что не хотят, чтобы соседи узнали, что их дочь дитя «в подоле принесла». Как могли родители не помочь попавшей в беду дочери, мне не понятно, но речь сейчас не о них. Это уже другая история.

Как раз в это время сын Марины Владимировны с невесткой и внуком, уехали в загранкомандировку на два года, и добрая женщина приютила Свету у себя, выделив ей одну комнату. Вскоре Света благополучно родила сына. Она занималась малышом, но и успевала выполнять контрольные и курсовые работы, нашла надомную работу и, используя старую швейную машинку Марины Владимировны, шила простыни по заданию своего предприятия. Денег это давало не много, но позволяло не бедствовать. Никакой платы за проживание Марина Владимировна не брала, но так как она была подолгу занята в университете и в силу своего довольно немолодого возраста, очень уставала, работа по уборке всей квартиры ложилась на Свету. Свете, конечно, было нелегко, но она молода и всё успевала. Трудно было только во время экзаменационных сессий, когда Свете приходилось ходить в университет. Но, и тут приходила на помощь Марина Владимировна, оставалась с ребёнком сама, и привлекала для этого свою приятельницу.

Марина Владимировна привязалась к Свете и к её маленькому ребёночку. Она любила слушать, как Света пела, выполняя какую-либо работу. То и дело по квартире разносились песни из ретро репертуара: «По Дону гуляет казак молодой…» или «Что стоишь, качаясь, тонкая рябина…» Марина Владимировна сожалела, что по возвращению её сына с семьёй, Света не сможет жить у неё. А время шло. Вот уже и малыш бегает, уже и разговаривать начинает, и Света с ужасом думает о том, что скоро придётся  ей с малышом уходить из этой понравившейся ей квартиры. А куда? 

А однажды, возвратившись из университета и открыв дверь своим ключом, Света услышала, как Марина Владимировна разговаривала по телефону. Её голос был взволнованным и Света прислушалась.
- Нет, Света это не могла сделать, - говорила Марина Владимировна кому-то, - Ну, что ты говоришь? Как я могу у неё спросить? Если она действительно взяла эту монету, в чём я сомневаюсь, то она и не признается. А если она не брала? Представляешь, как обижу я её своим недоверием?

Марина Владимировна ещё долго разговаривала, сожалела, что её монетка неизвестно куда исчезла, и убеждала неизвестную собеседницу, что говорить Свете о пропаже нельзя.

Света стояла в прихожей, не двигаясь. Она была в отчаянии. Недавно Марина Владимировна показывала ей эту монетку, и говорила, что монета и сама по себе очень ценная, но ей она ещё  и дорога, как память о бабушке.
- Это единственное, что у меня осталось от моей бабушки, - говорила Марина Владимировна, - Даже фотографии не осталось. Всё сгорело во время войны. Мы храним эту монетку, как большую реликвию. Как ни трудно было, а мама моя не продала её. Хранила. Вот и я храню.

Свете до этого никогда не приходилось видеть золотые царские монеты, и она с интересом рассмотрела её. А сейчас монетка пропала. Как такое могло случиться? Света недоумевала. Никто не приходил к ним.

Услышав, что Марина Владимировна заканчивает разговор, Света сильно хлопнула дверью.
- Светочка! Это ты пришла? - спросила Марина Владимировна, - Сдала экзамен?
- Сдала, - тихо ответила Света.
- Что-то случилось? Ты чем-то расстроена, - продолжала Марина Владимировна.
«Хорошенькое дельце! Спрашивает, что случилось?» - подумала Света, а вслух сказала:
- Ничего не случилось, всё в порядке.

Марина Владимировна ничего не сказала о пропавшей монетке, а Света не могла смотреть ей в глаза, словно и на самом деле она взяла эту злосчастную монету. Вечер тянулся очень долго, и мысль о монете покидала Свету лишь только тогда, когда капризничал мальчик, и требовалось его успокоить.

На второй день Света вновь ждала вопроса о монете, но Марина Владимировна ни о чём не спрашивала и вела себя, как обычно. Света тоже молчала, ей не хотелось признаваться, что она подслушала телефонный разговор и знает о пропаже. Оставаясь в квартире одна, Света обследовала каждый уголочек квартиры, проверила содержимое мешка пылесборника в пылесосе, искала под ковром и даже передвинула тяжеленный диван в надежде, что монета могла закатиться туда. Всё бесполезно! Монеты нигде не было!

А Марина Владимировна недоумевала: «Что случилось со Светой? Ходит, словно в воду опущенная, почти не разговаривает и совсем не слышно, чтобы она пела. В чем же дело?»

А Свете в это время было не до песен. Она думала: «И хотя Марина Владимировна и не обвиняет меня, всё равно, она не может не подозревать меня. Ведь,  никого в квартире не было, к нам никто не приходил». Света решается на покупку такой же монеты, чтобы заменить ею пропавшую. Её однокурсники подсказали, где продаются старинные золотые монеты, но увидев стоимость, Света пришла в ужас. Такой суммы у неё никогда не было. Выручила страховка. Когда-то  дедушка застраховал Свету в надежде на то, что страховая сумма поможет ей стать на ноги. Страховка давно уже выплачена, а получить деньги можно будет только через полтора года. Но, ждать некогда. Деньги нужны срочно. И Света расторгает договор страхования, теряя при этом большую сумму. Зато, оставшихся денег вполне хватает на покупку монеты.

Итак, монета куплена, теперь надо подложить её туда, где бы Марина Владимировна её могла бы обнаружить. Света выбрала ковер. В его мягком, длинном ворсе монета лежала и поблёскивала одним боком.

Ничего не сказала Марина Владимировна о находке, но уже на второй день монетки там не было. Значит, нашла!  Света была счастлива. У неё вновь было хорошее настроение, и целый день можно было слышать: «По Дону гуляет казак молодой…» или «Что стоишь, качаясь, тонкая рябина…»   
 
А через месяц, находящуюся в своей комнате, Свету вдруг позвала Марина Владимировна.
- Света! Света! Подойди, пожалуйста!
Света вышла. Марина Владимировна стояла возле стола и держала в обеих руках по монете, как бы сравнивая их. Увидев Свету, сказала:
- Чудеса у меня с бабушкиной монеткой происходят!  Была одна, потом она затерялась, потом нашлась, а сейчас ещё одна появилась. Ты видела эту монету?
- Видела… Вы же … показывали мне её, - неуверенно ответила Света.
- Но, я показывала тебе одну, откуда же вторая появилась?
Света молчала.
- Я, кажется, начинаю догадываться. Тебе кто сказал, что монета пропала?

Света поняла, что обмануть Марину Владимировну не удастся, и призналась, как невольно подслушала её телефонный разговор и как из-за этого очень переживала, боясь подозрений в нечестности. Купленную Светой монету Марина Владимировна обнаружила сразу же, а своя тоже нашлась, но значительно позже. Набирая воду в хрустальную вазу, чтобы поставить принесенные цветы, Марина Владимировна увидела на дне монетку, прилипшую к капельке воска.

- Так что криминала не было, - сказал Николай Павлович, - а рассказываю вам я это, чтобы вы поняли как надо бережно и тактично к людям относиться. Обидеть человека легко, а вот исправить ошибку свою, ой, как трудно! Представьте, что было бы, если бы Марина Владимировна была бы бестактной особой и, не найдя монету, набросилась бы с обвинением на Свету? Она бы и Свету обидела, и сама бы чувствовала себя виноватой, когда, в конце концов, нашла бы эту монету. К счастью, Марина Владимировна оказалась очень тактичным человеком, она не то, что не пыталась обвинить Свету, но даже и не сказала ей о пропаже. Она не хотела, чтобы Света волновалась по этому поводу.

- Коль я рассказал вам о Свете, - продолжил Николай Павлович, - то должен сказать, что всё у неё сложилось хорошо. Её родители приехали и забрали её с сыном домой, а теперь души не чают в своём внуке, а повзрослевший папаша малыша одумался, нашёл их и теперь это полноценная семья.  Вот и вся история. Все свободны.

Когда ученики выходили из класса Николай Павлович жестом показал Степанову, что ему надо остаться. Неизвестно, что сказал учитель, но после школы Максим сразу же пошёл к партнёрше, а утром на второй день они уехали на турнир.
 

          
   


Рецензии
На это произведение написаны 34 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.