Знакомство с дефектом

Посвящаю человеку, который прожил со мной недолгих четыре года, но оставил яркий след в моей жизни.

Однажды я общался по электронной почте с писателем, лауреатом букеровской премии, Рубеном Гальего. И вот отрывок из письма, адресованного мне:
«…Не поверите. Я тоже очень стеснялся и сейчас стесняюсь. Один мой близкий друг как-то сказал: «Я устал стесняться». Так что, наверное, и у меня такое же ощущение. Стесняюсь, а живу. Стесняюсь, а к людям свободно подхожу знакомиться. Причем, на неродных языках приходится разговаривать. Так, стесняясь, всю жизнь и проживу. Жить-то надо. За меня мою жизнь никто жить не станет…».
Этому человеку я написал письмо после прочтения книги «Черным по белому», за которую ему и была присуждена букеровская премия. Книга, которая очень меня впечатлила и поразила – о таких, как я и Рубен. О жизни инвалидов. Он – русский испанец. Испанец в крови, но русский в душе. Судьба распорядилась так, что с рождения он около трех десятков лет прожил в России, проведя детство и юность в детских домах для инвалидов. Сам он с детства прикован к инвалидной коляске. Да и вообще в движениях более чем ограничен - текст своей будущей книги Рубен набирал на компьютере одним пальцем руки.
А между тем он дважды был женат, причем его жены – здоровые полноценные люди, и имеет двух дочерей-красавиц. Не говоря уж о том, что у него за плечами два высших образования, и он прекрасно говорит на нескольких языках помимо своих родных русского и испанского.
В Интернете множество сайтов знакомств. Но маловероятно, что в анкетах можно найти такие слова, как, например, «…познакомлюсь с девушкой. Ничего страшного, если она может прихрамывать» или «…даже если молодой человек плохо слышит, это не самое главное для меня». Я понимаю, что все хотят познакомиться и, может быть, свести судьбу с полноценной красивой девушкой или симпатичным юношей без каких-либо изъянов. Но с другой стороны – у каждого человека помимо внешности есть душа. И не факт, что под маской здорового и красивого тела кроется и красивая душа. Человек может оказаться с непростым характером, и жить с ним будет также непросто. Человек – это загадка. Никогда сразу не узнаешь до конца, какой он на самом деле, если он сам того не захочет. И мало узнаешь о нем, не живя вместе. А красота? Она ведь проходит. А доброе или злое сердце, светлая или черствая душа – это навсегда.
Людям с физическими недостатками знакомиться во много раз сложнее. Они отчасти комплексуют, стесняются, замыкаются в себе. При знакомстве с ними очень трудно сразу понять их истину. К сожалению, первая встреча часто ни к чему не приводит. Понятно, почему: угловатость отталкивает. Очень жаль, что в России культура у людей в нынешнее время находится далеко не на высшем уровне. К сожалению, у нас пока не Запад, где к инвалидам относятся как к обычным людям, и они не ущемлены в правах. Вспомнился один кадр из какой-то телевизионной передачи, там рассказывали про жизнь инвалидов в США. Врезался в память момент, когда по улице одного из тамошних городов на электрической инвалидной коляске на приличной скорости несется женщина лет тридцати, модно одетая, с кислородной маской, а за спинкой коляски прикреплен баллон с кислородом, на котором висит табличка с надписью «I love life!».
В России же пока инвалидов стараются не замечать. Их как бы нет. А если и замечают, то относятся к ним с каким-то брезгливым презрением. Это одна проблема. Сделаю небольшое отступление. Помните, давным-давно существовало древнегреческое государство Спарта? Государство, которое исчезло из-за того, что в нем истребляли немощных людей, стариков и младенцев, родившихся с физической неполноценностью. Интересный факт: давно замечено, что у родителей-инвалидов (если их инвалидность не наследственная) рождаются абсолютно здоровые дети. Вторая проблема заключается в том, что у людей, как я упоминал выше, культура не развита должным образом. Современная молодежь в большей степени обращает внимание на внешность. Есть старая пословица: встречают по одежке, а провожают по уму. И она справедлива. Конечно, ухоженный, со вкусом одетый человек создает приятное впечатление, но не всегда и не всем удается рассмотреть его «начинку» - интеллект, душу, сердце. Особенно, если у этого человека имеется внешняя неполноценность. Третья проблема – нехватка терпения у людей. Действительно, нужно много больше времени, чтобы присмотреться к такому человеку и узнать его.
Как знакомился я? Т.к. у меня имеются проблемы с речью, я предпочитал знакомиться по SMS -сообщениям. Сразу встретиться с девушкой не торопился, в первое время много переписывался по мобильному и ICQ, рассказывал о себе, узнавал про нее. Про свои дефекты также не спешил сообщать. Потом присылал девушке свою фотографию. Потом – понятие относительное, все зависело от того, как быстро мне удавалось расположить к себе девушку. Далее я как бы между прочим ронял фразу вроде «вот так и так, у меня не очень хорошая речь» и «…а когда я волнуюсь, немного нарушаются движения». Самое интересное – реакция девушек на эти слова. Кто-то начинал расспрашивать, что со мной случилось. Кто-то заявлял, что ничего страшного нет, что все люди неидеальны. Третьи сразу переставали мне писать, за что я их ни в коем случае не виню – это их выбор. Однажды был случай, когда какая-то девушка даже прямо меня спросила, мол, а не урод ли я вообще. Конечно, было неприятно. Но доказывать такому человеку, что его мнение ошибочно – это неблагодарное дело. Запомнилось еще одно высказывание: самый большой недостаток в человеке – недостаток души.
Как я встречался? Перед тем, как впервые встретиться с девушкой, я заранее ее предупреждал, что в первый раз буду стесняться, волноваться, что говорить мне будет трудно, что я буду писать на бумаге, что за первую встречу она не сможет меня узнать, что на самом деле в жизни я совсем другой, раскованный… Предупреждал, потому что опыт показал, что неподготовленный человек воспринять может не так, как хотелось бы. Встречался… много раз. С кем-то из девушек до сих дружу. С кем-то встретились и больше не общались. Интересно, что некоторые мне потом советовали, чтоб я, наоборот, про свои «особенности» до встречи не рассказывал. Кто-то признался, что не заметил во мне ничего такого странного. Кстати, были и такие, кто при переписке заявлял, что у всех есть недостатки, и это ничего страшного, а потом на встрече мне было прекрасно видно, что это не так.
Так я искал свою жену. А в итоге нашли меня. И сейчас я думаю, что это правильно. Меня выбрали – а значит, сумели рассмотреть и приняли таким, какой я есть.
P . s . Будьте терпеливее и мудрее. Если человеку трудно – постарайтесь его понять. Понять не только речь, но и самого человека. А вдруг это ваша судьба и счастье?


Рецензии