Вечный старлей

- Подразделение! - заорал я от радости, увидев на нашем пути старшего лейтенанта Юхимчука, с красной повязкой дежурного по части на руке и чего-то рыскающего в карманах, а ещё потому весело, что я его уважаю и люблю пошутить, а он это понимает - сам такой.
- Подстроились! - осмотрел я своих, в развалку шагающих солдат, - Смирнааа! Равнение нале-ву!

Пацаны мои меня понимали и почувствовав настроенье и веселье в моем голосе, быстро разобрались и зачеканили подошвами об асфальт даже лучше, чем перед генералами на итоговых проверках -  я заржал внутри, когда Юхимчук взял под козырек, выпучив вперёд своё худое пузо!

Последний солдат пропечатал перед ним шаг, он опустил руку, приказав мне жестом  остановить "свой полк» и я скомандовал: - Вольнааа! На месте, стой! Нале-ву! - и пошел к нему строевым шагом, доложить, что идем мы из клуба.

Он выслушал, по-парадному вскинув руку к козырьку и строго спросил:
- Почему без песни?
- Какие песни, товарищ капитан? - сказал я, откливнувшись на его вольную уже стойку. - Фильм был про наших солдат, таких же, как и мы, гибнущих на войне - настроение не то. Помочь мы, естессно, ничем не смогли, хоть многие переживали так, что и к экрану рвались, да и 9-е мая сегодня, сами знаете: "...хунвейбины не спят, напасть хотят..." - вчера начальник политотдела строго наставлял и мы, как всегда в праздники, на полной боевой готовности, нам даже парадку не дают - считай, в окопах мы, а если эти китайцы узнают, что мы еще и песни тут распеваем, в праздник победный, то поймут, что мы сможем и с ними также разобраться, как в кино те пацаны с теми, то всё - нападут, примут за издевательство над ихним Мао и передавят нас всех, как своих воробьев!
- Правильно, Панкратьев! Под мою ответственность: отсюда, пожалуйста, с песней. И, я, погоны видишь, не капитан, а старший лейтенант Советской армии!
- По привычке я, товарищ старший лейтенант.

  Юхимчуку было "за сорок" и был он еще при мне капитаном, теперь его разжаловали - пьет он и, особенно, когда дежурным по части ходит и, как всегда, в праздники или выходные дежурит. Оно понятно: кто повыше, никогда не дежурит в праздники и выходные - это дело таких, как Юхимчук, или уж капитанов. Наверно, поэтому он и пьет: выходной ведь опять?
Опять от него несло свежим и хорошо несло. Я его понимаю, но не понимаю, почему он боится китайцев: мы ведь на Ладоге и от китайцев до нас еще сто таких же частей ПВО?

Он был командиром взвода связи и еще у него было одно отделение химиков: не знаю, почему химики попали в связь и почему, если ему что-то надо, он не привлекал свой взвод к выполнению боевой задачи, а именно мой взвод всегда задействовал?

Старлей придвинулся ко мне и тихо сказал:
- Родина в опасности, сержант!

То, что он шутник и баламут, я знаю, а то, что он меня уважает, тоже знаю.
- Хунвейбины? Или китайцы? - прошептал я ему в ответ, приблизившись к его уху.
- Хуже! Я потерял ключи от всех шкафов и сейфов... У тебя есть люди умные? Я имею ввиду, с нарядами...
- Полно! Они у меня все умные. Да и если уж Родина в печали, то и весь состав!
- Я всегда верил в русского солдата!
Он повернулся к строю, встал посередине и заявил:

- Сыны! Родина в опасности. Если сейчас на нас нападут эти самые китайцы, то можно еще терпеть - у меня однокашник на Урале, он их к нам не пропустит: решительный парень и если разозлится, на все инструкции плюёт. Вы помните, этот американец, Пауэрс Гарик, летел на Москву, так это он его сподобил, самой первой ракетой - я верю в него!

Тут он остановился и тихо сказал мне в ухо:
- Потом расскажу: девять ракет он влепил в это дело, походу сбил еще и наш самолет, и вообще, за нами Москва, и рассуждать некогда было, и спрашивать кого-то, он тогда тоже не стал и теперь не станет: за самовольство такое - приказа не было, а он взял и угробил американца, уверенного в ракетно-недосигаемой высоте полёта, да так взял, что так и остался капитаном, за этот свой самовольный подвиг..

Юхимчук усмехнулся в кулак и  снова обращался к строю:
- Солдаты! А теперь что, если эти пойдут, приспешники НАТО, окружившие нас со всех сторон всякие Швеции и Финляндии? Как воевать будем, если я потерял ключи от всех шкафов и один ключ от шкафа с оружием?

Он показал двумя руками сколько их было, этих ключей, подразумевая, наверно, баскетбольный мяч, и продолжил:

- А если окружат нас эти зверюги? Офицерам нечем будет даже застрелиться - от оружейного шкафа нет ключа! Поэтому, у кого есть наряды, выходим из строя сами и я их всех погашу. Если найдем. Караулку я всю обыскал и подозреваю, что потерял я их в туалете, там, за футбольным полем, потому что я его посещал. Работа неприятная, но Родину надо спасать и туалет должен быть первым обследован вдоль и  поперёк.

Никто не шевельнулся, не вышел из строя, только смеялись, прыскали в кулак больше, чем в кинокомедиях и знали его давно, да и он всех знал - нашего подразделения офицер.

Юхимчук сделал обиженное лицо, шарил по карманам и смущенно обратился ко мне:
- Что будем делать, сержант? Инициативы, как обычно, у народа никакой...
- Ладно! - засмеялся я. - Вам ничего не надо делать, я сам. У меня и у самого трое суток «губы» неиспользованных, так что, я и возглавлю эту операцию.

Я встал перед строем:
- Так, пацаны! У кого есть опыт вытаскивания ключей из туалетного навоза?

- Есть, у меня есть!- ивановский Миша вышел из строя. - У нас председатель так же утопил ключи от колхозных сейфов и мы их запросто нашли, потому что была получка.
- И как?
- Надо взять вилы, перевязать им низ проволокой и грести туда-сюда...
- Будешь главным искателем, Миша! - сказал я. - А где возьмем вилы?
- На свинарнике, - сказал Миша, - я их там видел!
- Хорошо! Смирнов, Бурумбаев и Хаким-заде - бегут на свинарник: спортсмены-легкоатлеты потому что, и приносят вилы, штыковую и совковую лопату. Вперед - пять минут туда-сюда! Да, проволоку тоже не забудьте. - крикнул я вслед уже побежавшим.

- Товарищ старший лейтенант! - обратился я к Юхимчуку, - Вы можете вернуться к исполнению своих прямых служебных обязанностей и верить, что Родина будет спасена. Эти беглецы когда вернутся, я начну и сам найду с кем мне продолжать эти трудные поиски.

Я весело козырнул ему, он, как-то устало, но тоже и опять сказал: - С песней до казармы, пожалуйста.
Заулыбался всё же, глядя, как мы шли и громко не пели, а орали, потом махнул безнадежно рукой и пошел в свою дежурку...

***
  У нас был боец - поэт-самоучка, так он насочинял для всех наших командиров личную песню: если стоял, принимая «парад» Юхимчук, то пели - «Наши танки смело рвутся в горы! Взвод связистов впереди идет»! - А если командир подразделения принимал песню, то вместо связистов, вставляли артиллеристов, то есть: «Взвод артиллеристов впереди идет!» - он с пушкарями в петлицах ходил.
Это ж надо было додуматься: - Какого черта, артиллеристы оказались впереди танкистов и пехоты? Но командиру это очень нравилось и он даже наши ошибки в тональностях и строевом шаге не замечал. Хотя, бойцы мои умели и пели здорово, особенно сейчас, в настроении, резвились и орали во всю, да и петь действительно  могли, а не просто глотку драть и скажу, что многие в армии и узнали-то, что они еще и петь умеют - прорезались голоса! Сами над собой некоторые смеялись.

***
  Мы шли в казарму, а я думал о старлее, нисколько не удивившись и не смутившись случившемуся - с ним всегда что-нибудь такое происходило...
Он неплохой, он просто откровенный и честный - такой, какой есть! Однажды он пришел в казарму, тогда он был капитаном, и нашел меня:
- Ты, человек здоровый, и если тебя на тягу проверить, то трое выйдет из тебя таких, как я! На рыбалку едем, генерал прибывает, невод таскать надо, мой выбор пал на тебя: поедешь?
- Ещё как побегу - с детства рыбак!
- Хорошо! Подбери еще ребят, да посильней, чтобы вас ровно десять было.

Тогда мы поехали на рыбалку! Это же здорово, оторваться от места, которое тебе приелось и надоело от однообразия служебных дней, постоянных субординаций и приказов: мы "глубоко" в лесу, далеко от людей так, что даже убежать в самоволку некуда - ближайшая деревня в десяти километрах от нас.

На озере, хоть и трудно: десять солдат и офицеров тянут невод с одной стороны, столько же с другой, все по пояс в воде, и генерал, которого я никогда за всю свою службу и рядом-то не видал, у нас их нет, но весело и свободно тут!

Этот, приезжий генерал, запомнился мне тогда и на всю жизнь: он откуда-то из штаба армии приехал, стоял по колено в воде у берега, угадывая, где примерно середина невода и орал, нервно заматывая штанины своих черных, семейных трусов в узел на палец, чуть повыше коленки:
- Солдаты встали справа, офицеры потянули быстрей!
История, на всю жизнь фотография! Там я чуть со смеху не умер от гремучей тупости такой команды: как могут офицеры потянуть побыстрей, если все бурлаки вперемешку и солдаты, как я понял, должны встать справа?

Рыбы, в Ладоге, по сравнению с нашим Балхашом - нет! С десяток сигов вытащили, которых они ладогой и назвали почему-то? Три раза закидывали и тащили этот невод до посинения кожи на руках и треска в позвоночнике: народ прыгал от счастья, что на уху - есть!
Да там рыбы и не должно быть - песок голимый, как на пляже, никаких водорослей: какая рыба сюда придет? Хотя, говорят, что рыбы в Ладоге много, столько много, что даже тюлени есть. Но, я не видал ни тюленей, ни рыбы - место, наверное, не то выбрали...

"Такой невод, на нашем Балхаше, назад без трактора, мы бы и не вытянули: тонны три, обещаю, в этот невод по-налезло бы рыбы! Невод-то - сто двадцать метров! У нас судак, совсем не рыба - дрова! Он лежал бы в неводе чурбаками пудовыми! Его у нас и едят-то неохотно: его обшпаривают кипятком и кидают курям, свиньям и разным другим цыплятам вместо корма. У нас сазан, карп, сом через три года жизни под десять кило выходят: солнце и тепло - они делают всё! Теплая вода, а значит и водоросли - корма для рыб и их роста всегда в достатке."

Суть не в этом, это я так, размечтался, вспомнив наше казахстанское тепло, а суть в том, что Юхимчук, довольный такой рыбалкой и нашей слаженностью в тяге невода, хорошо поддал и, видать там, где генерал, его никто не слушал, а сидеть и поддакивать он не умеет, но поговорить ему охота, вот он и пришел к нам, принес полведра ухи, сел рядом со мной и много говорил для чего мы служим и что нас ждёт  впереди...

Потихоньку все разбрелись и мы остались с ним вдвоем - он любил, чтобы его слушали! Тут он и заговорил, расширяя военную тему:
- Войну мы проиграем, вначале. Как и всегда проигрывали...

Пусть он и пил, но рассуждал он реально, пусть и с юмором, но он никогда и ничего не утверждал, но размышлял, прогнозируя и представляя будущее...

Я пришел в армию в двадцать два года и смотрел на жизнь уже не так, как в восемнадцать, а с каким-то всё же опытом: она не большая, эта разница, но в голове уже что-то есть, что принуждает вспоминать и соображать, оценивать суть и примерные будущие ситуации.
Приказ есть приказ, но и исполнить его, хоть и присягу давал, надо подумать, а не слепо следовать приказу: возможно, наткнувшись на идиотизм и тупое служение приказавшего, даже и отступить от него надо, иначе, это может стать  преступлением. Было и такое: приказали - выполнил, пошел под суд! Действий выполнившего приказ не оправдывает приказ дурака - загремели оба, а тот, кто выполнил, получил не срок, а сразу два срока, относительно приказавшего.

Юхимчук меня понял по жизни, вот и откровенничал:
- Проиграем мы, по крайней мере - вначале!
- Не думаю! У нас же самая-самая лучшая техника, внешняя служба разведки и контрразведка, и если верить нашим начальникам...
- Мы проиграем не из-за техники и не из-за разведки - это у нас, действительно, есть! Из-за жоп наших начальников мы проиграем.
- Воо! Бляяааа! Это-то так с чего? - засмеялся я, толкнув его в плечо своим плечом. - Сплюнь, через левое...
- А вот так... - Он сплюнул, чуть ли не в меня, потому что я сидел слева, а он задумавшись. - Представь себе: летит ракета из Китая, от друзей наших? Её увидели еще там, в Казахстане. Что они делают, если, вон тот генерал, - он показал большим пальцем за спину, - тупой, как три... вместе, и сидит на таком месте, где надо кнопку ткнуть?

- Он тычет и они ее мочат! Что же еще-то делать? Для того и посажены там, чтобы сразу свалить ее, на дальних окраинах.
- Ха-ха и хи-хи... Наивный! - засмеялся он. - А жопа? Он - генерал! Представь себе? А вдруг она дружественная, исследовательская или еще какая-нибудь там, чего китайцы потом насочиняют, приехав в ООН оправдываться? И что потом? Кресло-то из-под тебя вылетит? А ты - генерал и "бабки" твои, пожизненные и не хилые, а разом  схлынули!
Юхимчук вздохнул моим дымом безнадежно - сам он не курил.

- Что делает начальник дивизиона управления, первым увидевший ее?

Он смотрел мне в глаза, явно зная, что я скажу опять что-нибудь невпопад, напряженно смотрел, ждал ответа, а потом понял, что задумался я надолго и сам себе ответил:

- Он звонит в штаб части или полка, также, как и я: я ведь не могу принимать никаких решений без командира части?! Я - никто! Я - офицер, но принимать таких ответственных, международных решений самостоятельно я не могу - накажут. Также и там: они звонят в штаб армии, потому что тоже должность имеют, а вдруг что не так - потерял должность! Те, звонят в штаб округа, а те, министру воооруженных сил СССР, а тот - Леониду Ильичу! А тот, тоже генерал и понимая свою ответственность за страну, за народ, принимает решение и срочно собирает Политбюро, если, конечно, не пьян или не на рыбалке где-нибудь, как мы сейчас, и на этом бюро решается единогласно, открытым голосованием его членов, что надо позвонить самому товарищу Мао и спросить, поприветствовав его, поблагодарив его за многолетнюю дружбу наших народов: что это такое к нам от вас летит? Оно навсегда к нам летит или вернется снова к вам?
Причем, через перводчика спрашивает - языка китайского он не знает.

  Юхимчук издевался над тем, что есть и заржал над такой своей фантазией, потом глубоко вдохнул и продолжил:

- А время идет: ракета набрала уже свою максимальную скорость и летит не под облаками, а там, в тысяче километров над Землей, со скоростью 20-30 тысяч километров в час и достигает своего апогея и её "успех" уже рядом - отсюда ещё легче и быстрее она пойдёт теперь прямо на цель...

Она сбросила все свои двигатели и пошла вниз, к цели, ускоряясь и ускоряясь, по пять километров за секунду, и ее уже ничем не взять, ни остановить!

Это не самолет, который можно догнать и предложить ему совершить дружественную посадку на наш аэродром.

Ну, и что дальше? Да ничего - ракета, несущая смерть целому городу-миллионнику, уже у цели, а решенье так до сих пор ещё и не принято...

Я ведь ничего не выдумываю, ты сам додумайся: почему в Пауэрса стрелять начали через три часа после его обнаружения над нашей страной?

Я молчал, додумываясь, как сказали, а он "грёб" песок носком сапога и ничего от меня не дождавшись, снова заговорил:

- Я к тому, - он удрученно вздохнул, склонив голову, - что нет офицеров в нашей армии, что не раздумывая могли бы взять всю ответственность на себя, абсолютно оценить ситуацию и действовать самостоятельно по инструкциям, никого не спрашивая, потому что наше промедление в секунды - это смерть миллионов людей! Ну, как ты, например, или я, если б мне волю дали... - Он засмеялся грустно и не надолго.

- За будущее, за карьеру боятся: оно же дороже? И будет лучше позвонить наверх, спросить, пусть прикажут, даже и письменно, чтобы наверняка снять с себя ответственность и перевалить бы ее на другого - пусть потом сам отвечает. Знаешь, сколько у нас офицеров, готовых, дрожа за кресло, умно соскочить в сторону с уже готовым рапортом и ссылками на "приказ сверху и должностные инструкции"? Вот, потому-то и проиграем мы такую войну. Мне стыдно, что стали мы служить не Родине, а этому, "по должности креслу"...
Он замолчал, как-то пристыженно, вроде как от бессилья или безысходности, и я понял, что его надо спасать.

- Вас разозлил тот генерал? Чего молчите? Я же чувствую. - почти отпустился я на него. - И не надо поддаваться эмоциям - он сегодня уедет. И мы, специалисты не по ракетам, а по самолетам. И причем тут ты или я? Одна ракета может быть и пролетит, взорвется, что тоже немало, но потом и мы начнем фугасить так со всех точек сразу, что Земля зашатается - только в нашем складе четыреста готовых ракет! Ну, а начало, мы всегда проигрывали - читал я историю.
Так задевал я его, стараясь вытащить из того удрученного состояния...

- Когда у тебя солдат попал под ракету, ты, не задумываясь свалил ее в сторону, не докладывая никуда: вот об этом я! - он поднял оба больших пальца вверх, одобряя. - Только потом доложил, что ракету угробил: было же? Нанес ущерб стране, за что командира затаскали потом, но, ты принял решение сам, никого не спрашивая - вот таких-то у нас теперь и нет, генералов! Таких, которые возьмут всю ответственность на себя, в этом самом начале... - затихая, промычал Юхимчук.

- Да, ладно! Ракета, пусть и почти заправленная, дороже ли она, чем человек? Сравнил, тоже мне, с китайским нападением! Командира таскали за несоблюдение подчиненными инструкций и правил строповки. Хотя, и не мы, а трос был виноват - заводская недоработка, и трос был новый - потом это сыщики доказали и акт составили. А если б я ее снова стал стропить, когда оставшиеся два стропа уже начали сползать? Она бы упала на него и всё: в ней … тонн веса, с горючкой и окислителем полная была! А так, всё хорошо обошлось: ракете чуть-чуть капут и воину только ногу отдавило, да и то, две недели похромал, а сейчас лосем бегает. Только одно я тогда не понял: откуда в штабе армии-то об этом узнали, если мы туда сообщать и не собирались даже?

- Тот, кто хочет на место командира части послал рапорт командиру полка: так сказать, "честь советского офицера не позволяет молчать"! Комполка был в отпуске, а на его месте сидел тот, кто хочет сесть на его место - он и сообщил в армию, чтобы "не ради наказать", а чтобы "незамеченным не должно оставаться"!
- Оо, Боже мой! Наверное, ругали меня больше, чем командира части, что солдата я не задавил и лучше бы было наоборот? Ну и хрен с теми! А этот-то генерал, он же герой? - я показал головой на шумную группу офицеров вдали, за нашей спиной.

- Да! - будто очнулся, выпрямился Юхимчук. - В войну, еще пацаном-лейтенантом, командовал он первыми батареями "катюш" - отчаянный был, сейчас испортился, зажирел. Какие-то диверсанты напали на него с тыла, он, истекая кровью, тяжело раненый, собрал бойцов в кучу, дал тем врагам настоящий бой - всех уничтожил! Герой Советского союза он! Правда теперь, к старости, стал он другим, очень уж осторожным... 

Кому как, а для меня Юхимчук был реальным офицером, не без грехов, конечно, и болтал он тогда потому, что крепко поддал, обиделся на генерала и кроме моих ушей других рядом не было...

***
Мы сидели с Юхимчуком на скамейке футбольного поля, подскочил Миша-ивановский, воодушевлено докладывал:
- Товарищ старший лейтенант, можно обратиться... - панибратства я не допускал в отношении офицеров, Миша это хорошо знал, поэтому действовал по уставу.
- Обращайтесь. - прервал его Юхимчук.
- В верхних слоях предполагаемого обнаружения...
- Ничего не нашли? - оборвал теперь я его, он отрицательно замотал головой. - Тогда принимайтесь за средние, и не можно, а разрешите: когда я тебя уже научу, Миша?
- Тогда надо наращивать черенок - этот короткий! Проволки нет, два черенка надо связывать. Разрешите...
- Вон, забор, с него проволоку выкрутите. И, вообще, Миша, чего ты с меня всё спрашиваешь? Руководить взялся - делай! Что видишь, что думаешь, то и внедряй. Или я опять всё сам должен решать? Я же не Сталин на войне и ты, как вроде, не генерал!
- Слушаюсь... - Миша ушел исполнять, заулыбавшись.

Миша - это легенда и горе наше! Ходил он, как Чарли Чаплин - ступнями в разные стороны. Полгода его муштровали на плацу, потом бросили - только на плацу он и походил немного на солдата, а как вольно идет - вылитый английский комик! Но, с основательной деревенской сноровкой - всё мог, правда медленно, и ответственность на себя никак не хотел брать, все время спрашивал...

- Муштра у тебя! - заявил Юхимчук. - Приучил, что безоговорочно.
- Какая муштра? У меня все по-человечески: он же сам сказал, что знает как и руководство принял?
Старший лейтенант заулыбался и затих, задумался.
- Так! - сказал я ему. - Вы тут подкоректируете работу, если что, а я побежал к вашему помощнику, узнаю, звонил кто, не звонил, вдруг вас уже ищут, и быстро вернусь...

***
Прапорщик Буряк, помощник дежурного по части, сидел и щелкал семечки, запивая чайком! Я ввалился, спросил, что тут нового, он сказал, что тихо, пока.
С ним я служил в одном подразделении, а потом он закончил срочную, отучился где-то и снова вернулся к нам, пропорщиком. Когда служил у нас, не был он уважаем, а скорее с опаской к нему относились - сдать мог, будто бы. Так говорили и говорят, но меня он не сдавал, меня вообще никто никогда не сдавал, не предавал, и я могу сомневаться в этих разговорах, но скажу, что он службист: хочется ему командовать и звания получать побыстрей..

- С Юхимчуком что? И, пожалуйста, смотри на меня правильно! - он меня помнил с тех пор, как я появился в их казарме, после карантина, в которой теперь и живу. Чего-то он тогда пробовал бычковать по-дедовски, чего хотел, я сейчас и не помню, но помню, что пытался он наезжать, но не обломилось ему тогда, не поддержали его, а сам он не очень-то смелый товарищ.
- Как обычно, - он встал и принес графин с вином из-за шкафа. - Только сегодня крепкое, никак всегда: я-то сам не пью, но лизнул - крепкое! Сам попробуй...

Он налил мне грамм двадцать пять в стакан, я попробовал:
- Градусов тридцать! Он, скорее всего, в вино вылил бутылку водки, ерш получился, вот и раскосел, и ключи эти посеял...
- Все пятьдесят! - заявил Буряк. - В этот графин, да бутылку водки - пятьдесят градусов будет, смело. Десять-пятнадцать вино, да сорок водка - пятьдесят пять.
- Листок достань! Полтора литра графин, в нем литр вина в десять градусов мощностью, плюс поллитра водки в сорок, сколько будет?
- Пятьдесят пять?
- Пропорцию составь - поймешь. Это же седьмой класс...
- Некогда мне, я же готовлюсь в училище, в военное, поэтому не отвлекаюсь!
- Генералом будешь! Только учись прилежно. Вид у тебя уже есть: усы...
- И буду, - перебил меня прапор, - цель у меня такая! И усы тоже. На следующий год поеду: документы вот, заработаю за год, безупречные...
- Ладно! Ключей нет, душа у тебя за них не болит, как я понял, пошел я тогда их искать, а ты найди бутылку и как он выпьет порцию, уйдет на крыльцо, в нее из графина отливай потихоньку, чтобы к утру она полная была. Он не напьется, а ты ему утром бутылку вина отдашь, он тебя благодарить будет, что не нажрался на службе, а дома ее выпьет: и волки сыты и овцы целы! Понял, о чем я?
- А мне это надо? По-другому его учить надо. Да и лучше, если с другим буду ходить, по уставу служить...
- Придет другой, «по уставу», не будешь ты здесь сидеть и семечки лузгать - запрещено! Будешь бегать по кухням, подразделениям - за порядком следить, тогда запоешь другое. Радуйся: он пьет, но никого не достает, сам ходит туда-сюда всю ночь - я-то уж знаю...

Вышел на крыльцо, плюнул:
- Тупой и еще тупее! А ведь дослужится: симпатичный, не пьет, не курит, приказы исполняет незадумываясь - это главное! То, что без головы совсем - это не важно! Сорок и десять градусов перемешались в полутора литрах - у него пятьдесят пять выходит! Тот же генерал в черных трусах, с узлами над коленками и приказом, типа: круглое кантуй, плоское кати... Сильна тобой наша армия станет...

- Кто же играл в футбол? - думал я. - Может футболисты что-то видели, хоть бы узнать, где он там ходил, вокруг поля, старлей наш, бедный? Если ни в штабе, ни около, ни в первых слоях туалетной ямы не обнаружились, то все равно, не могут ключи потеряться так, чтобы их не найти на территории родного городка...

Постоял на крыльце с минутку и пошел назад, к Буряку, узнать, кто играл сегодня в футбол, да отправляться надо к футболистам с вопросами. Вдруг, слышу - ключами гремят, связкой - звук характерный. Потихоньку подкрадываюсь к двери, смотрю в щель: Буряк подкидывает и ловит связку ключей, при этом улыбается и мечтает о чем-то? Я топнул ногой, он спрятал руки с ключами под стол...

- А это что за ключи у тебя? - Я уперся руками в стол приблизившись носом в нос прапора, думая, если дернется, тут же впечатаю его мордой в стол. - Не мудри, я сломаю тебя вместе с этим столом - шпион китайский!
- Я же хотел его проучить... Чтобы знал. Отдал бы утром, куда они денутся? Он их на шкафу положил, когда пил, а тут звонок был, он их и забыл, куда-то побежал...
- Ох ты и дурак, генерал! Вся часть в этих ключах завязана: а вдруг тревога? Да настоящая? Какие шутки: сейчас я заявляю, что во время отсутствия старлея, ты вскрывал шкафы с секретными документами и делал с них фотографии для чего-то - всё, ты продал Родину и ничего не докажешь, никто и не поверит что это не так! Ты был тут один, но я видел, даже фотоаппарат «Смена» со вспышкой у тебя был! Где у тебя голова? И я бы не удивился, если бы старлей тебя пристрелил тут же - я его знаю, он сможет и пистолет у него в кобуре. Какие шутки в действующей армии? Баран!

Буряк стал белым, несмотря на свою розовую фамилию, и пропел:
- Я ему сам отдам, извинюсь...
- Ты, и правда, дурак? Он уже три часа не находит себе места, мои солдаты перерыли насквозь тонну гавна, уже полтора часа, как прошло время отбоя, а он не обошел ни одну казарму, не проверил ничего: иди, отдай, извинись - он теперь тебя тут же и пристрелит! Давай сюда ключи и не сдам я тебя даже ему - навру, что-нибудь, чтобы его спасти, да и тебя тоже. Сам не сдайся ему, а то, и правда, убьет. Тьфу, бл... Мразь!

Я пошел к двери, матерясь, а возле двери обернулся:
- Жаль, что не вместе служили - стал бы ты у меня человеком! Ну, а теперь поздно: тебе остается только генералом стать! И ты им станешь...

Я вышел на крыльцо - солнце, Белые ночи! Даже это не восхищает, неприятно, но отошло от сердца. Одно в голове: если пришел наш старшина в казарму, то мне светит еще пять суток ареста, если он заметит наше отсутствие. У него жесткая, жизненно-армейская установка, проскрипеть своим голосом:
- После отбоя, солдат должен спать, а не заниматься отработкой нарядов! Так что, Панкратьев, поощряю тебя пятью сутками ареста, от имени командира полка, который знать тебя не знает, но знает, что я зазря, таких представлений не делаю!
Хоть бы он не пришел - он у нас очень строгий.

***
Команда моя сидела на скамейке, с опущенным видом, Юхимчук стоял перед ними, благодарил за службу, обещая поощрить всех, несмотря на неудачу. Я сказал своим, чтобы шли мыться и в койку.
С ним мы пошли вдвоем и я вручил ему ключи:
- Где взял? - спросил он, даже не удивившись. - Не этот ли, сученок, что со мной сидит?
- Нет. Футболисты нашли, а что это, откуда - не знали.
- Врешь! Боишься, что пристрелю...
- Ничего я не боюсь, а вы, действительно, не злоупотребляйте. А то и правда, война, а ключей нет? Вот, честно скажите, чтобы вы делали, если бы вдруг тревогу объявили, прибежали бы все, а ни документов, ни оружия нет и сейфы - танком их не раздавишь?
Он засмеялся:
- Застрелился бы - другого выхода не вижу, - он похлопал рукой по кобуре. - Да я бы к утру и без всякой тревоги, сегодня же застрелился, если бы не нашлись. Со стыда, что глупец. А вот война, какая война? Ее еще долго не будет! Лафа для генералов бесконечная...

***
Слово он держал и всем нам организовал поездку в Эрмитаж - двадцать человек сразу повез! Поездка запомнилась нам потертыми ногами, пузырями-мозолями: мы ведь никогда не надевали ботинок, все два года в сапогах - все ноги поистерли этими ботинками, а приехав домой, проклинали эту поездку и целовали свои родимые сапоги - так мы с ними сжились, что никаких ботинок нам и не надо...

Ехали назад, он трезвый был, как стеклышко, сказал:
- Попрошу тебе отпуск? Ты ведь женат, она обрадуется...
- Какой отпуск? Мне ведь три месяца осталось, осенью домой! А жена, два года ждала, три-то месяца подождет, поди? Встреча страстная будет. Детей-то у нас нет. Не хочу я восемь суток в поезде болтаться, до нас отсюда пять тысяч километров. Дослужу уже, мне ведь и здесь неплохо...
- Может останешься совсем?
- Да нет. Если бы отдать себя армии - со школы бы к этому готовился, а теперь - поздно...

***
Уже готовясь к дембелю, проходя мимо какого-то, обычного майора, каких много, отдал ему честь, он мне, но пройдя шага три, услышал:
- Сержант Панкратьев, стоять!
Оглянулся - улыбающийся, симпатичный майор не звал меня к себе, а сам шел ко мне:

- Каким я тебя привез и каким ты стал! Не узнаешь?
- Если бы вы не сказали «привез», то не узнал бы! Тогда вы были капитаном.
- А я тебя не забыл: Восточный Казахстан, женат, детей нет, как и родителей тоже, окончил техникум... - он перечислял и перечислял, а у меня глаза на лоб лезли от такой его памяти: я ведь даже имя его забыл!

- Вижу, служил! - он улыбнулся, кивнув на мои погоны. - Без всяких учебок поднялся - не ошибся я тогда, отобрав тебя из той тысячи и еще раз отобрав, когда тебя от меня хотели отобрать, уже в армии, в спортроту забирали. А почему, кстати, ты не пошел в спорт?
- Спорт под приказом? Это как? Это же убийство! Анаболики по приказу и допинг? Да и не это: я ведь подумал, что в вашей части все офицеры такие, как вы, и сам захотел таким же стать! А грамоты спортивные, я их из армии и из округа привез - вон они, в спортзале висят, а дальше нас не пускали...
- Ты и тогда удивил меня разумностью речи - я помню и это! Не потерял этот дар и здесь, а я не люблю похвалы. Скажи лучше, как понял ты нашу армию?

- Я не страдаю скудностью памяти, товарищ майор, но вашей - сражен наповал!
- Служба у меня такая, я ведь секретчик и должен все помнить. Так что скажешь, про армию? Друзья остаются здесь или уходишь разочарованным?

- Много чего видел - понимать людей еще больше научился, субординацию уважать, за ту, свою Родину думать, да и вообще, за всю. Раздута наша армия, много лишних в ней и солдат, и офицеров, и от безделья, лишнего времени, ерундой иногда занимаются. А так, вроде бы ничего, когда при делах. Есть друзья среди солдат и среди офицеров, которых долго буду помнить, врагов не нажил. Есть такой офицер, Юхимчук фамилия, может знаете, с ним сошелся и уважаю...

- Знаю, конечно. Хороший мужик, как человек, компанейский и веселый в компаниях, но, сам знаешь... К пенсии он и майора мог бы перепрыгнуть, с головой он, да вот, даже не капитан, а теперь, так и закончит, старлеем. Согласен, много чего в нашей армии надо менять и даже солдаты это понимают, но... - он ткнул в небо, - там по-другому думают и долго думают...

Он как-то поник, будто сгорбился, стал видно думать об этом, глобальном, пожелал мне счастья на гражданке, простился и зашагал в свой штаб.

Я смотрел ему вслед, понимая, что ему трудно оттого, что он все это понимает, но ничего и никак не меняет. Мысленно я сказал ему вслед: - Готовый генерал, да с такой головой! Дай Бог тебе, майор! Да станешь ли...

***
Я уходил домой в первой партии, которую провожает сам командир части и многие офицеры - это всегда так делается для первых.
Командир части сверкал своей звездой Героя Советского союза, надев ее по случаю, которую получил где-то на Ближнем востоке. Он благодарил нас за службу, верил, что мы пополним ряды нашей армии, если это понадобится, потому что мы для него специалисты, знающие дело и он рад, что мы уходим живыми и здоровыми, ставшими настоящими мужчинами и очень хотел бы, чтобы мы ему больше никогда не пригодились...

Наверное, он вспомнил своих, тех, с кем когда-то получил эту Звезду, невернувшихся оттуда, таких же, как и мы солдат, потому что похоронил там две точки, пока понял, как надо воевать с этими «фантомами» и начал их щелкать, «как кухарка мух, мухобойкой", так о нем говорили знавшие его подвиг люди...
Хороший и умный был человек...

***
Юхимчук провожал меня до самого автобуса, звал в гости, а я его - к нам! Наверно, я бы и расплакался, понимая, что вижу то, где провел два лучших года своей жизни в последний раз, но он не дал мне этого сделать, сбивая меня с тяжелых дум своими разговорами - он чувствовал мое настроение, а я запомнил его навсегда.
Тогда он сказал, чтобы я не стеснялся своих чувств, не стеснялся бы и его - это ведь раз в жизни бывает, такое расставание! Видел он, как плакали, уходя...

Про себя он сказал, что так и будет маленьким офицером и никогда не станет генералом, не добрался он до своей наивной, юной мечты:
- Теперь всё! Теперь я - вечный старлей! - сказал он и засмеялся.
- Генералом ты не стал, но, ты настоящий офицер, с душой за Родину и, наконец, ты порядочный человек! А это - тоже достоинство, что для меня и дороже, как если бы Вы  были бы генералом...
Я заскочил в автобус, чтобы не дать и ему-то расплакаться...

Иван Атарин.


Рецензии
ИЗ армии РАНЬШЕ (при Брежневе в семидесятые) было очень тяжело уволиться. Зарплата (пособие) нищенская - 150-170 руб при цене мяса в 5 руб и женских сапог в 150 руб.
На заводе в Тагиле или Свердловске инженер (должность лейтенанта в ракетных войсках) получал от 300 до 700 руб. МЫ подсчитали - при стаже в десять лет (возраст 28 лет) лейтенант получал 55 коп в час (банка сгущенки), а уборщица - 1 рубль, гражданский инженер - 3 рубля в час, а рабочий на танковом заводе - 5-7 рублей в час... Дошло до того, что ПРАПОРЩИК получал в час больше лейтенанта!
Но он мог в ЛЮБОЕ ВРЕМЯ уволиться - в отличие от лейтенанта.
Так что довели до сведения внука маршала Устинова (он был генерал-майором) - и с июня 1978 года офицерам добавили 30 (тридцать) рублей. Что вызвало ярость и саботаж со стороны прапоров - правда, после увольнения самых отьявленных остальные затихли, но бурчали еще года три!
А еще мы предложили ЗВАНИЯ прапорам - от младшего прапорщика (одна звезда) до главного (четыре звезды). Много других предложений было.
ЧЕМ КОНЧИЛОСЬ? Беседой с главным психиатром ракетных войск. И его криком - "Уберите этих идиотов, или я прямо тут сойду с ума!"
Просто я ему показал свои статьи в газетах - от ПРАВДЫ до УРАЛЬСКОГО РАБОЧЕГО и СЕЛЬСКОЙ ЖИЗНИ. Ведь три мои строки вошли в пятилетку (в ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА СССР НА 1981-1986 ГОДЫ).
Вот это и доводило до бешенства всех генералов : "Да ты кто такой? Да там целые институты работали над каждой буквой плана! Куда ты лезешь, лейтенант?!"
А мы втроем уволились. Хоть квартиры успели получить! В отличие от тех, кто уволился при Ельцине и при Путине...

Петр Евсегнеев   30.05.2017 15:39     Заявить о нарушении
Рад знакомству с опытным в писательстве человеком! Я имею ввиду, что вы давно этим занимаетесь, судя по годам статей в газетах, а я занялся этим не так давно и не от желания стать писателем, а просто оттого, что много у меня времени стало, да и общаюсь тут с грамотными людьми с которыми находятся, а то и нет, общие интересы и темы - так интересней жить!

Спасибо за ваш такой отзыв! Я отслужил еще при Гречко, но знаю, как "высоко ценили" в те годы труд Защитника Родины и помню, что не дороже стОил и труд гражданского работяги.

Как бы там ни было в нашей армии, пусть что хотят говорят, типа, "...коси, хоть беги, но не ходи!", а я сам там был и всё "своими глазами видал", потому-то трое моих внучатых - воины армии России! Двое(офицеры) служат уже давно, а третий учится в.училище первый год - это гены их деда, моего отца, военного переводчика (Порт-Артур китайцам сдавал-переписывал!).

Из меня военного не вышло, но отслужил срочную сержантом, а в запасе старший лейтенант (после института - лейтенант, потом дважды сборы и еще раз "поощрили"!) и это я на моих потомков так воздействовал, чтобы матери ихние не плакали и отпустили, а теперь все довольны, что у всех всё хорошо.
С уважением, Иван.

Иван Атарин   30.05.2017 17:25   Заявить о нарушении
Надо было идти в замполиты, но боялся оторваться от товарища. Инженер-ракетчик из меня не вышел. Равно как и начальник расчета. Каждые два года переучивание на новую технику. И работа с 8 утра до 8 вечера. И должность вилочная - лейтенант-старший лейтенант, НИЖЕ чем командир взвода! Дослужил до 30 лет - по ПРЕДЕЛЬНОМУ ВОЗРАСТУ освободи должность! Года не те - уже не поспеть бегать. Тут сила нужна и сноровка, а 22-23-летние лейтенанты и сильнее, и быстрее, и выносливее.
Что взамен? Должность командира хозвзвода - ПРАПОРЩИК, это после пяти лет учебы на инженера и семи лет службы офицером?! Ну еще есть должность старлея - командир автороты. Там за пять лет сменилось пять командиров - пришли старлеями, через год ушли лейтенантами. Правда, через два-три гола они были КАПИТАНАМИ. Но косу это нравится? К тому же они были со средним образованием (училище - два года, а у меня - пять лет). Так что послал всех подальше и написал Брежневу. А тот прочитал - и провел чистку в партии! И вот листает генерал-полковник (командующий оренбургской ракетной армией) мое личное дело - старого 30-летнего старлея - а там восемь благодарностей - "ЗА успешное выполнение особо важного ПРАВИТЕЛЬСТВЕННОГО задания командиру группы специального назначения обьявить благодарность от министра обороны СССР","За успешное выполнение задания особой важности обьявить благодарность от имени начальника генерального штаба", "за успешное выполнение выполнение боевого задания обьявить благодарность от имени начальника Главного разведывательного управления ВС СССР и наградить ценным подарком - авторучкой с золотым пером"...
Вот это последнее его добило!
"Ну ты мне скажи, старлей, за каким ХУ... тебя авторучкой награждает сам начальник разведки?! А за что начальник генерального штаба наградил? А за что министр Устинов? Только честно!"
Ну, я и начал ВРАТЬ как Ходжа Насреддин (за приказ министра обороны о моем увольнении Я УЖЕ РАСПИСАЛСЯ, так что могут они меня задержать на десять дней - не больше)... О, если б не Я - наши десантники и Кабул бы не взяли! Если б не я - то мы бы и войну в Анголе проиграли ЮАР! Если б не я - мы б и Эфиопию проспали!
Генерал-полковник послушал курского соловья и сказал как отрезал:
"А ведь брешет! Но как приятно слушать!"
Потом напряг память и спрашивает:"Слушай, мне морда твоя сильно знакомая! Это не ты обещал моего зама расстрелять?!"
Я уточняю:"Генерал-лейтенанта такого-то? В июле 1980 года? Он тогда еще меня послал по матушке и обещал уши оторвать? НЕ, не я! Да и как я мог его расстрелять, если он в броневике сидел, сука штабная?!"
Потом еще пару вопросов от его замов.
"А это не ты милитеров в атаку поднял и отбил группу французских врачей и инженеров?!"
Я уточняю:"Это в Чаде что ли? В городе Зуар? Или в городе Файя-Ларжо? На нагорье Тибести? Это когда они не послушались умного совета? А потом пришлось звонить командующему армией генерал-лейтенанту Гукуни Уэддею и требовать от него два батальона туарегов?! НЕ, ЭТО НЕ Я, Да я и скакать на верблюдах не умею!"
Он встал во весь свой двухметровый рост - взял меня за гудки, приподнял, потом поставил и сказал:"А ведь в 1942 вот такие, как ты дураки, и били немцев в Сталинграде! Тоже дураками прикидывались, поварами и почтальонами служили!"
А потом повернулся к моим начальникам - " Был он в Африке или не был, я не знаю. Но мне адмирал Гайдар звонил и сказал, что мой старлей ПООБЕЩАЛ ЕМУ ЛИЧНО ЧЕРЕЗ ДЕСЯТЬ ЛЕТ В АВГУСТЕ 1991 ГОДА ПЕРЕВОРОТ УСТРОИТЬ. Хватит с нас царских лейтенантов Шмидтов и советских капитанов САБЛИНЫХ! Немедленно уволить!"
Откуда я все знал?
Да из рассказов прапорщиков, которые вместе со мной охраняли на Урале тыловые склады. ИМ надо было год до 25 лет дотянуть. Вот их и прислали на Урал дослуживать! Мне должность не нашли. Даже начальником клуба не взяли(там был прапорщик Толя Рязанов - он как и все музыканты ПОТОМ спился и уволился). Вот и назначили СТАРШИМ КУДА пошлют! То траву косить, то мясо возить, то склады охранять. КАК сильно умного, беспартийного, старого.
ВЫШЕЛ В 1980 ГОДУ приказ министра обороны -
все офицеры-ракетчики должны быть членами партии!
А я сказал первому секретарю уральского обкома партии Борису Ельцину:"Патимя - ум, честь и совесть, а вы мне предлагаете стать ЧЛЕНОМ партии! Абыдно, панымаэшь!"
Чем привел его в бешенство (под гогот прапорщиков с Украины - они завербовалось на Урал из-за квартир). САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ - мои друзья полковники уволились в 50-55 лет со службы, а я служил в Перми до 60 лет!
Старлей и начальник КИЛ (лаборатории) служил до 60 лет! Чем поверг всех полковников-однокашников в шок.
ПОЧЕМУ ТАК? А я каким-то образом не попал в приказ министра в 1981 году (хотя в проекте был). Скорее всего писать-сержант из министерства обороны СССР тогда ПРОПУСТИЛ мою фамилию (он писал по три-четыре тысячи фамилий).
И меня шустро уволили. Хотя перед этим мне предлагали должность подполковника (а за год до этого - должность прапорщика). Но я отказался - и уволился. А тут ПОМЕНЯЛИ все командование, новое меня не знало, и потому просто переслало из Тагила в Пермь мои документы.
А там выждали пару лет - деньги идут, старлея нет. И решили их себе - в карман!
КТО ПРОВЕРИТ? Только я.
Но я не дурак! Я туда поеду и потребую зарплату за 10 (20,30) лет. А мне скажут - так ты в союзном розыске! Это теперь мне дошло. А тогда жена боялась, что меня вызовут СНОВА на службу - два таких случая были в Тагиле в 1980 и 1981. Мужики уволились (студенты-лейтенанты) после двух лет службы, проработали год-два (ждали квартиру на заводе), а потом вечером к ним прокурор с военкомом: ПЯТЬ МИНУТ НА СБОРЫ И НА ПОЕЗД- НА СЛУЖБУ В ДИВИЗИЮ!
А в дивизии им дают ПОЛОВИНУ денежного довольствия - несколько тысяч советских рублей (они не служили, а работали все это время на заводе) и квартиру. Оказалось, что они САМИ НЕ ЗНАЯ подписали бумаги, что хотят служить не два года, а двадцать! Недавно одного встретил - подполковник. И очень был доволен, что его ВЕРНУЛИ тогда в армию... Так что я никому не рассказываю друзьям, все равно или не верят или требуют чтоб я ехал туда и ПОЛУЧИЛ ТАМ гигантские деньги (за 30 лет службы). И смех и грех...

Петр Евсегнеев   30.05.2017 18:22   Заявить о нарушении
Рассказ удачен, до сих пор читается с интересом.

Карагачин   01.04.2020 18:02   Заявить о нарушении
Благодарю Вас, Карагачин! Невольно (с вашей подачи!) снова пришлось прочитать хоть абзац из "романа юности" и тоска охватила так, что...
Ладно, давно это было, но, видно, "вбилась" в голову армия так (или командиры мои мне это вбили?), что помнится она всю жизнь и даже анализ иногда делаешь сам себе и бывает, находишь, что тут и тут всё хорошо, а, вот тут бы..., даже стыдно бывает так, что снова "застрелиться охота" - мог ведь этого и не делать, и не говорить, и не прямо ехать, а отойти и стороной обойти? Ничего плохого или преступного, но всё же...
С уважением к Вам! Иван.

Иван Атарин   02.04.2020 16:06   Заявить о нарушении
Значит, старлей был для чего-то предназначен, может, и для того, чтобы жить долго, пусть и не героической жизнью.

Карагачин   08.06.2021 10:12   Заявить о нарушении
Старлей... Не орёл, но рад, что воронм проживёт жизнь долгую... и не напрасную, не бесплодную...

Карагачин   26.07.2021 09:49   Заявить о нарушении
Иван Атарин, держись и в ковид! Жду, когда напишете на уровне рассказа "В овчарне".

Карагачин   06.10.2021 12:56   Заявить о нарушении
Противовоздушная оборона была слабой, оттого и сбили Пауэрса только под Свердловском.

Карагачин   19.05.2022 12:12   Заявить о нарушении
Лучше быть вечным старлеем, чем мёртвецом. На тот свет все успеем.

Карагачин   24.07.2022 14:21   Заявить о нарушении
Перечитал с интересом. Ивана на Прозе не видно...

Карагачин   19.03.2023 16:34   Заявить о нарушении
Везучий старлей, в сущности.

Карагачин   19.03.2023 16:35   Заявить о нарушении
На это произведение написано 13 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.