Культ Луны

                в восточных  украшениях .
         
                Астральные культы занимали огромное место в системе религиозных верований восточных народов в древности. Они почитали небо и небесные светила –солнце,луну,звезды. Астральные символы выступали как обереги от злых сил и изображались на одежде,украшениях,утвари и жилище. В бронзовом веке культ небесных светил распространился повсеместно ,хотя следы его находят даже в неолите.

Кюн.Г. в работе «Искусство первобытного народа» о неолите пишет следующее – в эпоху неолита мир наделяется бесчисленными воображаемыми существами наделёнными сверхестественной силой...Звезды и цветы живут (Л.1933,с.53,56) В среднем палеолите,например, ожерелья из просверлинных раковин часто служили украшениями наряду с перьями и цветами.

 Часто встречающиеся сооружения из камня этого периода учёные рассматривают как храмы Солнцу. Об особых сакральных свойствах светил рассказывает Авеста- священные книги Зароастризма.(сделанная на основе многовековой устной традиции запись Авесты кодированная при Сасанидах  3-7 вв.,составляла 21 книгу. До нашего времени дошло не более ; текста .Считают ,что Авеста возникла в первой половине 1 тыс. до н.э.
В языческих религиях известно почитание солнца и месяца как божественных покровителей брака –месяц жених ,солнце невеста.


Божественная брачная пара –прототип человеческих браков . Земные браки попадали под покровительство солнца и полумесяца. Крест и полумесяц рассматривались как символ супружества, позднее на Востоке полумесяц считали символом магометанства,а кресты попирающие полумесяц на церквях как символ победы христианства над магометанством. Вряд ли можно согласиться с подобной символикой .

Скорее всего подобное сочетание представляло собой символ мироздания. Известно,что в сознании древних людские взаимоотношения переносились на взаимоотношения между силами природы,между Небом и Землей. Они были оживленными знаками космических представлений и им так же как и предкам приносилиь жертвы.

Солнце и Луна представлялись также и добрыми божествами,карателями всякой нечистой силы и зла. Реликты некогда существовавшего культа небесных светил говорят об очищающей ,оплодотворяющей силе солнца,луны и звезд. Религиозные верования древних связанные с небесными светилами,одинаково материально воплощались человеком независимо от верований и этнической принадлежности.

У древних  бурят полумесяц встречается как знак собственности на предметах быта,утвари,одежде. Шаманы эвенков носили металлические подвески на костюмах,изображавшие небесный свод,солнце и луну. В древнем Китае небо представляли кругом, а землю квадратом.Круг рассматривался как символ бесконечности.

Солнце и Луна символизировали Восток и Запад. Большую часть элементов геометрического орнамента учёные связывают с астральной мифологией, в главных чертах общей  для большинства народов. Среди них круг- солярный символ,производные от него дуги,полукружности,крестообразные фигуры,лунарные мотивы.Спиралевидный орнамент на сосудах среднекаменного века передавал идею времени –бег солнца. Иногда наряду с солнцем в центре спиралей присутствует и луна. Возможно,что изображение фаз солнца и луны использовались как измерители и показатели времени.

Тесное общение древних с природой ,взаимоотношения с разными народами,их религии,верования и обряды нашли отражения в узорах и орнаментах ювелирных украшений.Иногда единственными «свидетелями» исторических событий определённой эпохи являются памятники ювелирного искусства. И только по ним можно восстановить в хронологической последовательности развитие культурного уровня народа, его историю. Вот почему интерес к изучению ювелирного искусства во всех аспектах стало привлекать учёных.
 Ювелирные изделия одни из наиболее древних,созданных руками человека.

Многие ученые рассматривают момент обращения человека к этому новому виду деятельности,который мы условно можем назвать художественным творчеством,признается как величайшее открытие ,не имеющее себе равных в истории по тем возможностям,которые в нем заложены.

Одним из первым полюбившихся элементов орнамента становится круг, а затем полумесяц. Естественно ,что первые украшения создавались из костей животных,камней,дерева и наконец в металле (от греческого металлон-рудник, а вещество добытое из рудника стали называть металлом,медь была первым металлом,сменившим камень)
Пожалуй мотив полумесяца- луны самый древний в ювелирном искусстве,родившийся на заре человечества и прошедший с ним всю историю до сегодняшних дней у всех стран и народов мира.
Создавая себе условия существования ,человек строил жилье,изготавливал орудия труда,посуду,одежду и украшения. Считают,что первоначально «инстинкт  украшения» был средством полового привлечения ,имеется в виду связь с биопсихическими корнями,возможно,но позднее человек вкладывал в ювелирные изделия иной магический смысл,они выполняли роль амулетов,талисманов. Стремление украсить одежду вера в магические свойства предметов,вызвало к жизни появление различных наголовных повязок и диадем,браслетов для рук и ног,серёг –ушных и носовых,нашейных и нагрудных ожерелий и пекторалей,всевозможных подвесок- височных и накосных ,где всегда можно найти в орнаментации мотив полумесяца, в сочетании с драгоценными камнями ,часто с жемчугом и перламутром. Как известно,уже на первых этапах развития человек стал применять камень для украшений,оценив его блеск, гармонию рисунка и яркость окраски,а редкость  ценного камня,трудность его добычи привлекали к себе человека,настраивая на мистический лад. И камень становится материалом для воплощения религиозных  идей и суеверий.

Из мистического поклонения камню родилась вера в его целебные свойства,родилась мысль о лечении путём ношения камня,соприкосновения с ним или приёма внутрь в истолченном виде. Впервые изучать внетренние свойства камня стали арабы. Жемчуг и перламутр например, связывали с блеском луны.

 Перламутровые и жемчужные ожерелья женщины Востока подставляли под лучи молодого полумесяца, чтобы иметь много детей. Людям ,носившим подобные украшения с жемчугом и перламутром обеспечено благоденствие. 

  Вот почему и на Востоке в украшениях невесты и сегодня сохранились ювелирные изделия с  изображениями луны или её фаз. Небесное светило  присутствует здесь как символ оплодотворения Поэтому уже в детстве среди первых серёг ,которые отец дарил дочери – серьги в форме полумесяца,желая  ей таким образом в будущем стать матерью. У таджиков и узбеков такие серьги носят название «халка» . Молодые женщины надевали налобные украшения «золотая луна» («мохи тилло»), у замужних женщин подобное украшение называлось «молодая луна» («мохи нав») При оценке высших степеней красоты поэты Востока всех эпох употребляли эпитеты связанные с названиями небесных светил и стихий.


«Над ликом,что светлей луны,не брови месяцы ли встали?» или «полумесяцы ли это,брови ль выгнуты красиво?.Живописцы всего мира изумятся,что за диво? (Хафиз Хорезми,Ташкентб 1981с.29,31)
В налобном украшении «золотые брови» (коши тилло) словно точная копия пришедшая из поэзии  в ювелирное искусство. Небольшая диадема,украшенная драгоценными камнями, в основном имеет изогнутые дуги, с насечками ,имитирующими брови, на лоб ниспадают подвески с жемчугом.

«Только стоит взойти полумесяцам тонких бровей,
Что над звездами глаз,  у Фурката душа смятена (Фуркат, Ташкент, 1981, с.9)
   Любовь к небесным светилам ,как олицетворение любви к женщине, а значит их сравнение.
«На небосводе красоты – твой лик как полная луна»
«Без солнца твоего чела светить мне и луна не будет» (Хорезми, 1981,с.62,65)
Обилие серёг в форме полумесяца ещё раз указывает на особое отношение к астральным культам. Это формы «халка» (Ходжент),»махак» (Ура-Тюбе),»болдок»,»кашгари»,»бушак» (височная подвеска,Ашт) « кашкар» болдок», (Ферганская долина),»зирак» (Ташкент)
В переводе названия серёг обозначают различные фазы луны-полумесяц,месяц, ну и конечно же полную луну.

 Не менее популярен среди астральных культов мотив солнца. В ювелирных украшениях  зачастую это дисковидные подвески на изделиях разного предназначения и различных форм. Иногда диск является просто серьгой как видно в средневековых росписях Афросиаба и Пенджикента. Известно,также обилие колец с дисковидными формами. Модификация солярного мотива привела к появлению многочисленных розеток с крестообразными фигурами. Во многих ювелирных изделиях первооснова круг, например, более поздняя брошь »кулфи гиребон» (Куляб) и др.

Помимо солнца и луны любим был мотив звезды или звёзд, с ним встречаемся в основном в нашейных и нагрудных украшениях,где наряду с полумесяцем присутствует и звезда. «Моху ситора» -месяц-звезда –мотив ювелирных украшений ,перенесённый позже в вышивку (Дарваз)
   Не только памятники ювелирного искусства,но и храмы Луне и Солнцу ,подтверждают почитание небесных светил, а в Месопотамии например, сохранилась фреска с изображением бога Луны,относящаяся к 2017-1750 гг. до н.э.
(Мари) Мужское божество , на голове которого корона в виде полумесяца.

Музеи мира донесли до нас обилие памятников ювелирного дела восточных народов,связанных с астральными культами.


Рецензии
Очень интересное историческое исследование! Меня всегда привлекала Луна в мифологии разных народов...

Лиэль Степкина   26.02.2010 16:59     Заявить о нарушении
Благодарю!

Елена Нева   21.02.2014 22:48   Заявить о нарушении