Лесные выходные

- Анюта, быстро домой! Мы едем в лес! – обращается ко мне старшая сестра Лера, не взирая на мои возражения и на моё нежелание оторваться от игры в классики с соседскими девчонками.
- Я сказала быстро! – доносится от ворот нашего дома.
Собираю вещи в рюкзак, одеваюсь, мама помогает мне. Они обе молчат, и сестра, и мама. Я понимаю, что они опять что-то не поделили, поэтому мы с Лерой едем в тайгу, несмотря на глубокий вечер. Мы едва успеваем на вечернюю электричку.

Выходим на полустанке, где нет вокзального помещения, и идём в лес по лесной едва различимой в темноте тропке. Где мы остановимся на ночёвку, мало заботит мою сестру. Она счастлива оттого, что сбежала от очередного конфликта в свою стихию свободы в тайге. В лесу темнеет быстро. Мы идём уже в полной темноте на ощупь. Впереди поляна, посередине которой стог сена. Сестра заливисто смеётся и идёт к стогу, где бросает вещи, и молча начинает делать лаз внутрь стога, безжалостно разгребая сено. Я следую её примеру. Мы прячем в стогу наше снаряжение, залазим сами и закрываем сеном отверстие. Дрожь осеннего вечера проходит, становится тепло. Я засыпаю, прижавшись к плечу сестры.

Утренняя свежесть будит нас рано, едва начинает светать. Мы вылазим из стога, заваливая сделанную в нём пещеру, надеваем рюкзаки на плечи и идём в тайгу. Невозможно передать словами то необыкновенное своё состояние, когда идёшь по лесной тропинке среди берёз и сосен, где каждое дерево приветствует тебя, наполняя твои лёгкие чистым воздухом  окружающего пространства. Невозможно забыть те минуты, когда ты ощущаешь всеми фибрами души дух природы в её совершенстве, когда птичье пение звучит особой первозданной музыкой матушки-природы и наполняет тебя торжеством жизни.

По обочинам тропы начинает попадаться брусника. Мы проходим болото и останавливаемся на сухом островке, заросшем кедрами и багульником. Лера разводит костёр, черпает воду из-под колодины и ставит котелок на огонь. Вода бурого цвета, но это её не смущает. Болотная вода не бывает мёртвой.
- Чистишь картошку, варишь, потом помоешь котелок и сваришь чай, - приказывает Лера мне и от нетерпения  привязывает к поясу не свой, пятилитровый, а мой, трёхлитровый котелок. Потом замечает ошибку, перевешивает котелок и почти бегом направляется в сторону горы.
Я остаюсь одна у костра. Чищу картошку, опускаю её в кипящую уже воду, добавляю соль, мешаю сухой веткой. Затем снимаю котелок с огня, высыпаю картошку в свой незакопчёный  котелок и ставлю кипятить воду  на чай. В общем, делаю привычное и обычное мне дело – готовлю завтрак и обед одновременно. Собираю нашу скатерть- самобранку: хлеб, сахар, печенье, карамель, и жду возвращения сестры, тихонько напевая под аккомпанемент  птиц.
- Ну, здравствуй! – слышу очень громкие слова приветствия  у себя за спиной. Я сижу на пне спиной к Байкалу, к тропе, по которой  мы шли, а лицом к горе, куда ушла сестра.
- Привет! – говорю я, не оборачиваясь. Я хоть и не слышала шагов, но голос сестры узнала сразу.
- Ты даже не испугалась! – говорит мне Лера, - я ведь в другую сторону ушла.
- Кого ещё, кроме тебя,  может носить по тайге в такую сумрачную погоду? – отвечаю я.
После завтрака мы перебираемся на другое место, через ручей, который оказался неподалёку. Лера нашла нетронутый ягодниками брусничник. Переходя через ручей по скользкому бревну, Лера смешно вскидывает руками, так, что рюкзак с горбовиком внутри слетает с её плеча и повисает на кустах, росших на берегу ручья, а сама она падает в ручей, загородив своим телом его течение. Ручеёк совсем мелкий, ей по щиколотку, но она делает собой запруду, и вода льётся через её голову. Лера судорожно глотает воздух сквозь воду, руками цепляется за траву, пытается встать. Картина настолько комичная, что я хохочу во всё горло. Хохочу до тех пор, пока не вижу, что сестра с головой ушла под воду, а выбраться не может. Так и утонуть можно. Я хватаю её за руки и вытаскиваю из ручья.

На новом месте мы разводим костёр и сушим вымокшую одежду Леры. Это не мешает ей в полуголом виде собирать совком бруснику вокруг табора. Я следую её примеру. Не отходя от кострища и на сотню шагов, мы заполняем ягодой всю нашу тару. Сгущается туман. Лера торопит меня, мы опаздываем на электричку. Но направляется она от костра совсем в другую сторону от станции, по моему мнению. Я тихонько говорю ей об этом. Она меня не слушает. Мы идём по какой-то незнакомой местности, сплошь заросшей баданом. Я уговариваю сестру вернуться. Она, подумав секунду, останавливается. Вокруг сплошной туман, не видно ни зги. Мы стоим посередине леса и чего-то ждём. Вдруг в лес врывается гудок паровоза – это на перегоне машинист обозначает проезд полустанка. Теперь уж и Лера окончательно убеждается, что мы идём в противоположную сторону от тропы, которая приведёт нас к станции. Разворачиваемся и пробиваемся к тропе сквозь туман. Вот уже и наша желанная тропка! Ещё полчаса, и мы на станции! Хорошо, что мы недолго блуждали и к электричке успели вовремя.

Дома мама так рада нашему возвращению, что её радости нет предела. И она, и Лера забыли о своей ссоре. Разговор только о приключениях: где ночевали, какая ягода, как доехали. Довольно поздно. Я засыпаю почти на ходу, отказавшись от чая. Мне завтра в школу. Уроки мои, как всегда, не сделаны, придётся выкручиваться на ходу, не впервой. Главное, нет физики, которую я не люблю из-за вредного преподавателя, который не любит меня.

 У окна стоят девчонки и обсуждают воскресные новости.
- Я вчера была в лесу, набрала целых пол литра брусники! – хвастается моя подружка Маша.
Наверное, для нашего двенадцатилетнего возраста это хорошо. Я молчу о том, что ягоды набрала вчера больше ведра, что ночевала в стогу сена, что искала дорогу в тумане, что выходные прошли необычайно интересными, благодаря моей неуёмной таёжнице-сестре. Я лихорадочно листаю учебник по литературе, чтобы понять, о чём плести свою речь, если спросят, так как  получать двойки не в моих привычках…

23.02.2010


Рецензии
Какая прелесть! Вы, Татьяна, так живо, так насыщенно рассказываете, что возникает эффект присутствия. Я тоже очень люблю лес, люблю собирать грибы и ягоды, отдыхаю душой в лесу. Вы упомянули совок, которым собирали бруснику... Однажды я видел, как женщина совком собирала чернику, он металлический и к нему приварены часто проволочки, когда веточки черники проскальзывают в эти щели, то ягоды оказываются в совке, видимо и у вас что-то было подобное... Я служил в Армии на Кольском п-ве, в 1964 - 67 годах, там тоже изобилие ягод: морошка, черника, голубика, брусника, очень крупные ягоды, и изобилие грибов, белых нет, зато подосиновиков очень много. Я отворачивал в пилотке края и получался вместительный мешочек, брусника крупная, ядрёная, полную пилотку можно было набрать за 20 минут. Королева ягод, конечно, морошка, там из неё ставят вино, делают компоты и варенье, из черники всё тоже самое, тоже вкусное вино, а бруснику часто просто хранят в подвалах, там вечная мерзлота и подвалы служат холодильниками... Офицеры ставили вино в 20-литровых стеклянных бутылях, которые покупали в аптеках. Я однажды ремонтировал штукатурку на печке в квартире одного из наших офицеров, насчитал в комнате 20 таких бутылей с вином... Р.Р.

Роман Рассветов   19.12.2018 15:34     Заявить о нарушении
Вы так живо и непосредственно реагируете на мои рассказы! Сразу возникают свои воспоминания, вспоминается что-то очень дорогое для вас. Я очень этому рада. Для этого и пришла в литературу, чтобы создать образ эпохи не только в своих произведениях. А вино мы ставили в 20 литровой бутыли из рябины. Действие этого вина у меня отображено в одном из бамовских рассказов. Спасибо за ваши рассказы!

Сибирячка Татьяна Муратова   20.12.2018 02:02   Заявить о нарушении
Брат моей Людмилки Владимир, много лет служил в авиаполку в Беларуси, провоевал год в Афгане, так вот, он, больше всего, любил наше вино именно из красной рябины, хотя у нас было вино и из яблок, красной и чёрной смородины, это когда мы ещё жили в Латвии, потом, в Беларуси, у нас было намного больше разных сортов вина и домашнего коньяка... А он тогда вернулся в Латвию, пошли визы... Он ни разу к нам не приехал, только мы изредка приезжали в Латвию... Р.

Роман Рассветов   20.12.2018 15:34   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.