Случай в алжирском банке

 Будучи в Алжире, в качестве советского туриста, я не предполагал, что те люди, которые поехали в ту туристическую поездку, в основном за покупками, будут так рьяно придерживаться национальных традиций.
 Каждый обед в Алжире превращался в застолье, где функцию тамады неизменно брала на себя член нашей группы Изо, плотная, массивная дама, директор книжного магазина подписных изданий. Она, как заправский тамада, поднимала бокал дешевого алжирского вина и произносила тост, последняя фраза которого была «Да здравствует Грузия!», и эту фразу она произносила, напевая своим грудным и низким голосом. Не думаю, что кто-нибудь из мужчин, членов нашей делегации, включая автора этих строк, смог бы оказать ей конкуренцию на данном поприще.
 Так получилось, что нам надо было пойти в банк, чтобы обменять некоторую сумму. Мы всей группой, после обеда-застолья, во главе с гидом направились в банк. Гид-переводчик нашей группы вместе со своим алжирским коллегой направились в кассу обмена, а группа осталась ждать в вестибюле.
 Вдруг ко мне с озабоченным видом подходит одна женщина из нашей группы и взволнованно говорит:
- Джованни, Изо плохо, ей нужно в туалет. Проведи, пожалуйста, ее.
 Я понял, что обратились с данной просьбой именно ко мне, потому что я был единственным в группе, который говорил по-французски и мог что-то спросить. Увидя в дверях служащего банка, который мне напоминал швейцара, я подбежал к нему и спросил по-французски:
  -Monsieue, dites-moi, s`il vous plait, ou se trouve ici toilette? (мсье, скажите, пожалуйста, где здесь туалет)
Служащий указал мне куда идти, и я вместе с Изо поспешили в сторону, куда указал служащий. Чувствовалось,что Изо еле терпит. Было ясно,что во всем виновато алжирское вино  и тосты, которые напевая произносила Изо в тот день за обедом.
 Наконец мы добрались до туалета, и Изо забежала туда. Мой взгляд упал на знак на двери, я захотел ей вслед крикнуть, но было уже поздно. Не прошло несколько секунд, как она вылетела оттуда, с выражением ужаса на покрасневшем лице. А вслед за ней чинно выходят два усатых, жирных араба.
- Это мужской туалет, -со слезами от смеха и смущения докладывает мне Изо.
- Я понял это, хотел закричать вслед, но не успел. Как видно, служащий подумал, что туда нужно мне и указал на мужской. Бежим, найдем и женский.
 Но в казенном, незнакомом учреждении не так легко найти подобное заведение. Вновь подхожу уже к другому служащему.
- Pardon monsieur, il me fout une toilette pour les fammes.(извините мсье, мне нужен женский туалет).
При этих словах служащий банка с удивлением посмотрел на меня, но затем, заметив рядом со мной женщину (такую крупную нельзя было не заметить), улыбнулся и показал куда идти. А нужно было идти в самый конец флигеля. И мы с Изо помчались туда, где было наше спасенье. Изо еле терпела и приговаривала:
- Я больше не могу. Я погибаю.
Ее лицо покрыли капли пота, хотя в банке было совсем не жарко, все кондиционеры исправно работали. У нее было такое трагическое выражение лица, что мне было ее жаль, и в то же время я едва сдерживал смех и готов был лопнуть от этого сдерживания.
- Потерпи еще немного, мы уже у цели,- пытался  ее успокоить.
Она держалась за живот и неловкими шагами бежала в сторону туалета. А потом, вдруг, остановилась и трагически заявила.
- Я погибаю, больше не могу. Грузия погибает.
-А при чем Грузия,- удивляюсь я. Но тут же сам испугался.
- Держись Изо, не сдавайся. А то нас всех посадят в самолет и отправят обратно в Тбилиси. И будет тебе поездка. Ты тоже, чего пила это вино.
- Это не из-за вина. Это противный алжирский суп из верблюда. Оставь меня. Здесь я должна умереть, - завопила Изо.
 Мы уже были в нескольких шагах от заветного места, но бедная Изо не могла больше идти. Я не знал что делать. Я только просил ее:
- Изо, не губи нас. Не губи Грузию.
- Поздно, Джованни, поздно, - произнесла она эти слова, и с таким трагизмом, что я подумал, вряд ли в греческой классической трагедии нашелся бы подобный трагик.
Я не мог больше оставаться с Изо, повернулся и стал поспешно покидать то место, где оставаться уже было невозможно.
Прежде чем покинуть это место, я еще раз посмотрел на жертву алжирского вина и грузинской традиции, которая с трудом, неуклюже и комично пересекала порог туалета.
 Когда я вернулся к группе, деньги уже были получены. Все спрашивали меня, где мы были столько времени и почему нет Изо. Я ответил что все в порядке, и Изо не собирается остаться в Алжире. Действительно, минут через пятнадцать появилась героиня рассказа с улыбающимся и довольным лицом, но взглянув на меня и увидя мое выражение лица, она не смогла удержаться от смеха.
 Всякий раз, когда она поднимала бокал с вином, собираясь произнести очередной тост, я ей напевал: «Грузия погибает» и с ней начинался припадок от хохота и такой, что ей явно понадобилось бы то место, что мы искали в Алжирском банке.
                Эпилог
В настоящее время, на месте книжного магазина подписных изданий, директором которого была Изо, расположен один из многочисленных банков Тбилиси, и я надеюсь, что там имеются туалеты, которые не нужно долго искать.
 


Рецензии