Журнал Десятка - выпуск4

Что  в  имени  тебе  моем...

       Название, имя  –  вещь  существенная,  и обыкновенно  не выбирается с бухты-барахты.     В принципе,  целям  идентификации  мог бы служить, к примеру, порядковый  номер.  Так часто и поступают в музыке  - первый концерт, второй концерт...  Фильм  Феллини назывался  “8 1/2”  - это  был  девятый фильм Феллини  (половина  вышла  из-за короткометражки).  Однако,  столь рациональное обозначение  (Писатель Пупкин, опус  123 ) встречается  в литературе  крайне редко.  Оно вполне антигуманно,  и напоминает практику  пронумерованных узников  Бухенвальда и Освенцима.   

        С именем же  часто    связывают  вполне  мистические представления.  Многие считают, что имя каким-то образом   влияет на судьбу его носителя.  Имя бога вполне может  обладать  специфическими свойствами,  и бог может иметь тайные имена , особо  могущественные и открытые   лишь  посвященным.  Это – одна из любимых идей мистиков.    Т.С.Элиот   (“О назывании котов”)  утверждал, кто кот должен иметь три имени – одно (Барсик)  для повседневного обихода,  второе ( Бомбалурина ) - чтобы подчеркнуть  его  неповторимость,  а третье  свое  имя КОТ ЗНАЕТ ЛИШЬ САМ и размышляет  о  нем   в моменты  глубокой  задумчивости...   
    
          Если посмотреть  как называются  книги, оказывается, что название часто  не  отражает  содержания.  Многие,  в частности,   названы  просто по героям.   В этом случае  до прочтения  книги  невозможно   сказать ,  чем  отличается   “Оливер Твист ” от “Дэвида Копперфильда”.   Популярность  названия по имени  героя,  вероятно,  должна  иметь  основания . Такое название   – нечто среднее между простой  нумерацией  и “значащим ”  -  с одной стороны  оно  позволяет не путать книгу с другими,  а с другой –  нейтрально  по отношению к содержанию.         
        Конечно, если герой -  личность известная (“Королева Марго” , “Петр Первый”  или “Мемуары Адриана”  ) заглавие  теряет  нейтральность.  Французы иногда расшифровывают   имя:  “Тартюф ,  или обманщик ”, “Алексис,  или трактат о проигранной  борьбе”. 
      
          Числительные  в  названиях  обыкновенно что-то обозначают. “1984”  Оруэлла и “Девяносто  три”  (в оригинале ) Гюго  ссылаются  на год . (В первом случае год в большой  степени  произволен . )  “Сорок пять” Дюма -  количество  человек. 

             “Значащие”  названия могут быть хорошими и плохими.  Одна известная книга вначале называлась “Четыре  с половиной года моей борьбы  с ложью, глупостью  и трусостью ” . Умный  редактор  сократил  его до железного “Mein Kampf”.

        “Красное  и черное ”  Стендаля  однозначно   не  расшифровывается  - наиболее частые  ассоциации – рулетка,  сутана   для черного,  кровь  и ленточка ордена Почетног о Легиона – для красного...   

     Некоторые  названия  имеют шик  стихотворной строчки  (а то и просто заимствуют  строку  или ее часть). “Ночь нежна” , “Шум  и ярость” , “По ком звонит колокол” , “Сто лет одиночества” .

       В целом  же слишком красивое  название  часто  равнозначно  яркой этикетке  на  подпорченном  товаре (“Мечеть Парижской Богоматери” , к примеру ).

       Если  автор вам незнаком,  гораздо надежнее  не доверяться названию,  но прочитать  наугад  полстраницы. Руководствуясь  этим,  “Десятка”   не помещает названий,  хотя с этого номера я склоняюсь  к тому,  чтобы  упоминать   автора - на случай,  если он  вам знаком.            

Иллюстрация - Валерия Бочкова.


Заза Датишвили

 “Тонкая голубая струйка благовонного дыма неуверенно выползла из занявшегося, было, кадила и сразу была разметена и проглочена порывом сердитого брата...
 ...Отец Романоз относился к тем богослужителям, которые проявляют в служении Богу несгибаемую последовательность и непреклонность.”
 http://www.proza.ru/2007/04/12-229

Павел Лемберский

Мы рано начали курить и в июле развлекались, бросая окурки папирос с балкона на спор: долетят они до тротуара или повиснут на листьях платана, качаясь. Мы щурились от едкого дыма зажатых в углу губ болгарских сигарет и исполняли на гитарах песни популярных композиторов.
http://www.proza.ru/2008/05/18/64

Марлон Брандо

Кристофер, мы выросли из штанов,
Нам не влезть сквозь дверцу в чудесный сад.
Мы погрязли в речах из красивых слов,
Позабывши птичий язык и трели ночных цикад.
http://www.proza.ru/2008/04/06/453



Валерий Бочков

Я открыл глаза, я был один.

Куртка на полу беспомощно протягивала ко мне пустой рукав. Бледный, неживой свет лежал на пыльных предметах, было ощущение, что я внутри безнадёжно сломанного механизма, сломанного давно и окончательно.
http://www.proza.ru/2010/02/26/1232

Людмила Спечкина-Бряк

А сегодня я выберу театр «Ромэн».
С некоторым опозданием.
Или нет.
Сегодня я выпью водки.
И лягу спать.

Да кому он нужен, этот театр?
http://www.proza.ru/2009/05/20/872

Фадей Леонидов

 Любовь рассвет весеннего утра.
Любовь желание обнять плечи любимой.
Любовь прекрасна, безрассудна и мудра.
Любовь сияние и свет души незримой.
http://www.proza.ru/2010/02/06/1035

Евгений Петропавловский

А когда состав тронулся и набрал скорость, Чуб без сожалений швырнул свой молодой выносливый организм в тёмную пучину запоя.
Об этом он мечтал два года своей службы.
И теперь это свершилось.
http://www.proza.ru/2008/02/03/44

Александр Ра

меня не жди я пьян сегодня не приду
и собеседник удивительно толковый
словно словарь четырехтомный Ушакова
все знает и не повторяет ерунду
http://www.proza.ru/2010/02/11/487


Ник Фатум  Моер

...- Я хочу показать тебе один особенный поцелуй. Так мы еще не целовались. Но прежде, чем мы поцелуемся, я хочу, чтоб ты знал, что когда-то, очень давно, ангел спустился с небес, и таким поцелуем спас жизнь одной девушке...
http://proza.ru/2009/09/20/1120

Гости ждут

Спичка чирикнула
Сверкнуло на кончике
Разлилось по палочке
Голубым кантиком
http://www.proza.ru/2010/02/12/389


Рецензии
На это произведение написано 13 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.