Журнал Десятка - выпуск4
Название, имя – вещь существенная, и обыкновенно не выбирается с бухты-барахты. В принципе, целям идентификации мог бы служить, к примеру, порядковый номер. Так часто и поступают в музыке - первый концерт, второй концерт... Фильм Феллини назывался “8 1/2” - это был девятый фильм Феллини (половина вышла из-за короткометражки). Однако, столь рациональное обозначение (Писатель Пупкин, опус 123 ) встречается в литературе крайне редко. Оно вполне антигуманно, и напоминает практику пронумерованных узников Бухенвальда и Освенцима.
С именем же часто связывают вполне мистические представления. Многие считают, что имя каким-то образом влияет на судьбу его носителя. Имя бога вполне может обладать специфическими свойствами, и бог может иметь тайные имена , особо могущественные и открытые лишь посвященным. Это – одна из любимых идей мистиков. Т.С.Элиот (“О назывании котов”) утверждал, кто кот должен иметь три имени – одно (Барсик) для повседневного обихода, второе ( Бомбалурина ) - чтобы подчеркнуть его неповторимость, а третье свое имя КОТ ЗНАЕТ ЛИШЬ САМ и размышляет о нем в моменты глубокой задумчивости...
Если посмотреть как называются книги, оказывается, что название часто не отражает содержания. Многие, в частности, названы просто по героям. В этом случае до прочтения книги невозможно сказать , чем отличается “Оливер Твист ” от “Дэвида Копперфильда”. Популярность названия по имени героя, вероятно, должна иметь основания . Такое название – нечто среднее между простой нумерацией и “значащим ” - с одной стороны оно позволяет не путать книгу с другими, а с другой – нейтрально по отношению к содержанию.
Конечно, если герой - личность известная (“Королева Марго” , “Петр Первый” или “Мемуары Адриана” ) заглавие теряет нейтральность. Французы иногда расшифровывают имя: “Тартюф , или обманщик ”, “Алексис, или трактат о проигранной борьбе”.
Числительные в названиях обыкновенно что-то обозначают. “1984” Оруэлла и “Девяносто три” (в оригинале ) Гюго ссылаются на год . (В первом случае год в большой степени произволен . ) “Сорок пять” Дюма - количество человек.
“Значащие” названия могут быть хорошими и плохими. Одна известная книга вначале называлась “Четыре с половиной года моей борьбы с ложью, глупостью и трусостью ” . Умный редактор сократил его до железного “Mein Kampf”.
“Красное и черное ” Стендаля однозначно не расшифровывается - наиболее частые ассоциации – рулетка, сутана для черного, кровь и ленточка ордена Почетног о Легиона – для красного...
Некоторые названия имеют шик стихотворной строчки (а то и просто заимствуют строку или ее часть). “Ночь нежна” , “Шум и ярость” , “По ком звонит колокол” , “Сто лет одиночества” .
В целом же слишком красивое название часто равнозначно яркой этикетке на подпорченном товаре (“Мечеть Парижской Богоматери” , к примеру ).
Если автор вам незнаком, гораздо надежнее не доверяться названию, но прочитать наугад полстраницы. Руководствуясь этим, “Десятка” не помещает названий, хотя с этого номера я склоняюсь к тому, чтобы упоминать автора - на случай, если он вам знаком.
Иллюстрация - Валерия Бочкова.
Заза Датишвили
“Тонкая голубая струйка благовонного дыма неуверенно выползла из занявшегося, было, кадила и сразу была разметена и проглочена порывом сердитого брата...
...Отец Романоз относился к тем богослужителям, которые проявляют в служении Богу несгибаемую последовательность и непреклонность.”
http://www.proza.ru/2007/04/12-229
Павел Лемберский
Мы рано начали курить и в июле развлекались, бросая окурки папирос с балкона на спор: долетят они до тротуара или повиснут на листьях платана, качаясь. Мы щурились от едкого дыма зажатых в углу губ болгарских сигарет и исполняли на гитарах песни популярных композиторов.
http://www.proza.ru/2008/05/18/64
Марлон Брандо
Кристофер, мы выросли из штанов,
Нам не влезть сквозь дверцу в чудесный сад.
Мы погрязли в речах из красивых слов,
Позабывши птичий язык и трели ночных цикад.
http://www.proza.ru/2008/04/06/453
Валерий Бочков
Я открыл глаза, я был один.
Куртка на полу беспомощно протягивала ко мне пустой рукав. Бледный, неживой свет лежал на пыльных предметах, было ощущение, что я внутри безнадёжно сломанного механизма, сломанного давно и окончательно.
http://www.proza.ru/2010/02/26/1232
Людмила Спечкина-Бряк
А сегодня я выберу театр «Ромэн».
С некоторым опозданием.
Или нет.
Сегодня я выпью водки.
И лягу спать.
Да кому он нужен, этот театр?
http://www.proza.ru/2009/05/20/872
Фадей Леонидов
Любовь рассвет весеннего утра.
Любовь желание обнять плечи любимой.
Любовь прекрасна, безрассудна и мудра.
Любовь сияние и свет души незримой.
http://www.proza.ru/2010/02/06/1035
Евгений Петропавловский
А когда состав тронулся и набрал скорость, Чуб без сожалений швырнул свой молодой выносливый организм в тёмную пучину запоя.
Об этом он мечтал два года своей службы.
И теперь это свершилось.
http://www.proza.ru/2008/02/03/44
Александр Ра
меня не жди я пьян сегодня не приду
и собеседник удивительно толковый
словно словарь четырехтомный Ушакова
все знает и не повторяет ерунду
http://www.proza.ru/2010/02/11/487
Ник Фатум Моер
...- Я хочу показать тебе один особенный поцелуй. Так мы еще не целовались. Но прежде, чем мы поцелуемся, я хочу, чтоб ты знал, что когда-то, очень давно, ангел спустился с небес, и таким поцелуем спас жизнь одной девушке...
http://proza.ru/2009/09/20/1120
Гости ждут
Спичка чирикнула
Сверкнуло на кончике
Разлилось по палочке
Голубым кантиком
http://www.proza.ru/2010/02/12/389
Свидетельство о публикации №210022401362