Художники

Февральский вечер.
      Воздух уже напоен весной и прохлада морозна, но не очень. 24 февраля, почти весна. В мастерской скульптора Михаила Салычева идёт творческая работа. Вместе с архитектором Сергеем Лукъяновым решают идею установки скульптуры .  Мастерская заставлена подставками с налётом из гипсовой пыли, деревянными намётками каких-то крупных баб. На высоченном, многоярусном стеллаже стоят эскизы тридцатилетней давности, гипсовые слепки голов римских императоров, висит анатомический слепок с оголёнными от кожи мышцами плеча и руки.
     Между всем этим стоит инвалидная коляска на которой сидит, худощавый дед со слезящимися глазами.  Он одет во всё тёмносерое, на фоне которого светится торец обнажённой культи. Это Семён Юдин. Единственный и бессменный формовщик скульптур художественного фонда маленького глубинного губернского городка Тамбова.
Все эскизы уже почивших, талантливых и заслуженных скульпторов воплощал в натуральную величину Семён. Семён участник последней Отечественной войны. На фронт попал в 1943, зацепило, но не до смерти. Один из немногих рядовых, кто случайно выжил в этом пекле. Семён влюблён в искусство. Когда архитектор Серёга Чибисов нарисовал его портрет, он обомлел от восторга. Портрет на веки занял почётное место в его формовочной мастерской. Семён так и не завёл семьи, все родственники его умерли и он жил совершенно один. Он редко уходил ночевать в свою квартиру, в формовочной достаточно места для ночлега.
А рядом мастерские художников, куда приходят интересные люди, где поют песни под гитару, говорят смелые разговоры и где Семён всегда свой, где его любят, где выросла и отразила всю красоту рисунков и картин художников его душа.
Семён не заметил, как дожил до пенсии. В свои 60 лет он был крепок и силён, и зарабатывал столько, что о возможности оформить и получать копеечную пенсию даже не вспоминалось. Когда рухнула сюрреалистическая пирамида построения всеобщего счастья в отдельно взятом государстве, Семён ужасно огорчился. Он не был коммунистом, но идея нежлобства и презрения к отвлечению от работы подсчётом и слюнявливанием купюр, ему была понятна и близка. Семёну стало жалко страну и людей, он по прежнему зарабатывал нормально и отказался обдирать израненное общество получением своей пенсии. По сути он от неё отказался.
Шли годы, умер его любимый скульптор Костя Малофеев совсем молодым в 53 года. Ещё раньше умер  Лебедев. Стали подрастать молодые но и они не обходились без сильных и ловких рук Семёна.
Последнюю крупную фигуру Семён заформовал, когда ему было 82.
Дальше показал молодым, как это делается и они сами стали осваивать это искусство.
Семён продолжал отливать из гипса небольшие рельефы, головы греческих и римских скульптур. На антресоли своей мастерской уже никогда не забирался и она стояла брошенная и запылённая, больше на неё не забирался никто.
На 85 году жизни на правой ноге Семёна появились какие-то язвы. Думал сами пройдут, да не тут-то было,  в поликлинике сёстры мазали мазями, но язва разрасталась. Семён едва не терял сознание от боли, когда в поликлинике меняли бинты. На счастье Семёна он попал на осмотр молодого, но от Бога хирурга , который сказал Семёну,что , мол, если хочешь жить, ногу надо отрезать.
-Почему ногу? Может только пальцы!-
-Нет ногу, так надёжнее, гангрена штука коварная, оставим молекулу и хана тебе дед. Да ты не переживай, и сердцу и печени без ноги работать легче будет, поживёшь ещё на свете!-
Оттяпали ногу Семёну под корешок.
И прошли боли, культяшка затянулась.
В открытую форточку вливался обалденно свежий холодный воздух ранней весны.
Семён мечтал о протезах, как он выйдет на них на парад 9 мая и никто не заметит, что нет его левой ноги.  На костылях он ходить уже почти научился. Если бы оттяпали маховую правою ногу, а то левую, сильную, толчковую, да и был бы помоложе, а то ведь 86 уже. Нога в больнице за месяц стала тоньше руки. А теперь вот, благодаря тренировкам, окрепла, округлилась. Новые костыли с таким, правда трудом осваиваются, но с каждым днём становятся всё послушнее.
Семён живёт в мастерской у скульптора Салычева, в маленькой уютной комнате при мастерской, где выросли трое детей семьи скульптора, где его жена,  Наташа, подавала фирменный чай многочисленным гостям мастерской.  Гости и сейчас приходят часто. Но Семён никому не мешает. Он часть этих старых экспонатов, скульптур, прекрасных форм созданных художниками, форм которые зовут к доброму, вечному.
Устав, Семён засыпает под разговоры о разном, под перезвоны гитары, и ему снится последний бой в предместьях Берлина. И последние выстрелы в воздух и радостные крики мальчишек воинов:
-ПОБЕДА!-
И снится весна и сирень и белая акация которая белым огнём вот- вот вспыхнет на огромной Российской земле.


Рецензии
АЛЕКСАНДР МИЛЯХ
Р У К О П И С Ь

Не из гордых заблуждений, славословия грехов,
Но из тайн чувстворожденья –
вывел рукопись стихов.
Не на праздник, не на тризну –
внес тяжелою рукой
На страницы лет полжизни -
в тонкой рукописи той.
Не страну, в которой не был, что из грез –
в нее вошли:
Высота родного неба. Широта родной земли.
В ней – судьба моя – былая,
Доля будущая – звезд.
Тем, кто звезды заостряет – на углы, - ее принес.
Покраснели. Сатанея, задержали на огне,
Не сгорает, не чернеет. Эта рукопись - во мне!
К ней простор небесной воли –
Бог дает, судьбой страша:
Коль душа привыкнет к боли –
Это больше не душа!
И от боли в небо взвились, раздвоив родную речь,
Это было…было. Было… - это будет душу жечь.
Без судьбы немеет повесть, нет поэм – без бытия!
Но рукой - владеет совесть, но душе –
подвластен я.
Мне не быть судьбы задачей, с долей быть –
грядущих дней.
Я удачи обозначил - счастьем родины своей!
Потому без укоризны, речью грешной и святой,
Я отдам еще полжизни
Русской рукописи
Той…

Александр Милях   22.01.2015 21:59     Заявить о нарушении
Душевно! Спасибо!

Сергей Чибисов   23.01.2015 00:27   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.