НУ заяц погоди! быль

       Приехал я как-то к своему двоюродному брату Василию Васильевичу, бывалому охотнику. Он держал добрых родословных гончих собак – англо-русскую Берту и русского Грома. Удел последнего – охота на зайца.
       За ужином брат рассказал довольно интересный случай.
       Бригада охотколлектива получила разрешение на отстрел лося. Выход на охоту совпал с выпадением первого снега в последние выходные сентября. Долго ходили охотники по полям, перелескам в поисках свежих следов зверя. Надо заметить, что звери с выпадением первого снега кормятся на одном месте, не делают больших переходов.
       Пообедав на привале, решили разделиться на две группы, а встречу назначили у развилки дорог. Много прошагала группа из трёх человек, в которой был Василий Васильевич. Он даже отстал от молодых охотников и повернул ближе к месту встречи. Шёл берёзовой рощей рядом с озимым полем. Под лёгким дуновением ветерка покрытые багрянцем листья падали, кружась, с берёзок и осин на белое покрывало земли. Шагал Васильевич неспешно, как вдруг увидел на фоне белого поля два тёмных силуэта. Это были лоси. Широко расставив ноги, они кормились на озими. До них было метров триста, а стрелять наверняка можно только метров с пятидесяти. Выбрав маршрут с подветренной стороны, он прошёл метров двести, скрываясь за кустами и деревьями. В мыслях уже мечтал о трофеях – рогах.
       Ещё метров пятьдесят нужно было преодолеть, подбираясь к лосям, по открытой местности. Василий Васильевич пополз по-пластунски, не отрывая глаз от спокойно пасущихся лосей. И вот уже до цели осталось метров 60 - 70, начал готовиться к выстрелу. Как только он сделал последнее движение – откуда ни возьмись выскочил заяц-русак и понёсся в сторону лосей. Они сорвались с места и на махах ушли в хвойный лес…
       Василий Васильевич встал из борозды, вытирая пот с лица. И, злясь на зайца, погрозил, подняв ружьё: "Ну, заяц, погоди!"
       Меж тем потухла вечерняя зорька, вот-вот наступят сумерки, и Василий Васильевич, отбросив все иллюзии об удачной охоте, поспешил на место встречи с бригадой. Но не обнаружил там никого. На песке прочитал: "Ушли". И он направился по грунтовой дороге домой, в село Кобру. Дома его встретила беспокойная хозяйка, Лидия Сергеевна. А в вольере прыгал, радуясь, Гром. Когда хозяин давал ему корм, пёс как бы ворчал, почему его в лес не взяли.
       Прошло два дня, установилась тёплая погода, снега – как не бывало. Земля покрылась одеялом из багряных листьев. По ночам и утрам моросил мелкий дождик. Вот сейчас-то и начиналась настоящая охота на зайца! Васильевич, подходя к вольеру, гладил своего питомца, приговаривая: "Вот придёт выходной день, пойдём с тобой на охоту и отомстим тому зайчишке, который помешал мне отстрелять лося".
       А на выходные приехали к нему двое сыновей, чтобы сходить на охоту. В ней они не новички, один даже с уроков убегал на охоту. Рано утром в октябрьский выходной день Василий Васильевич с сыновьями и Громом отправились в лес. Места для этой компании более чем знакомые, каждый куст известен на пять-шесть километров окрест.
       Васильевич протрубил в охотничий рог – это сигнал для Грома, можно идти в полаз. Не прошло и пяти минут, как раздался громкий голос вижлеца пса. Охотники разошлись по своим местам в ожидании гона. Василий Васильевич приготовился к выстрелу. Зайчишка пошёл по второму кругу, неотступно преследуемый собакой. Выбежал на полянку и встал. Выстрел – и  первый трофей в этом сезоне. Васильевич подошёл к зайцу, подбежал и Гром. Дал ему потрепать зайца, угостил позанком и объявил для других охотников: "Готов!" Зайчишка был молодым, второго помёта, ещё не начавший линьку. Это значит, что до настоящего снега долго.
       Охотники ушли к хвойным лесам, так как из лиственного зайца выгнал листопад. Охота удалась – каждый добыл по одному зайцу. Выйдя из леса, Василий Васильевич рассказал сыновьям про русака: "Я пойду вон на ту кучу соломы, отдохну, а вы с Громом обойдите всё поле". Просидел на куче Васильевич минут 30 - 40 – и задремал. Видит сон, что охотится он с рогатиной на медведя.
      В то время сыновья уже надежду потеряли, что Гром отыщет русака – бегает по полю, хвостом крутит. Как вдруг из-под самых лап пса вынырнул заяц – и прямо на кучу соломы! А потом большой прыжок на спину спящему охотнику, затем вверх – и стремглав в берёзовую рощу, только шум листвы стоит.
       Владислав и Николай громко засмеялись, а Васильевич проснулся, не понимая в чём дело. Начал рассказывать, какой страшный ему приснился сон, будто он охотился с рогатиной на медведя и тот крепко ударил его лапой по спине.
       Когда его сыновья в ответ поведали историю с зайцем, он снова пригрозил: "Ну, заяц, погоди!"


Рецензии