Глава 18 - Ночной бой

Наконец, пришли к выжженной земле. Глядят: вдали дымы от костров вражеских поднимаются. Стали решать да гадать, как лазутчика послать: что да как разведать? Тут одна старушка и говорит:

- Возьми меня, Горынюшка, на плечо свое богатырское. Я всё обсмотрю, вам обскажу. Я-то близко ничего не вижу, а в даль – лучше дозорного.
    
Посадил ее богатырь на плечо. Посмотрела старушка, что где расположено обсказала. Велико войско вражеское. Дружина богатырская против нее, как котенок против льва. Силой не возьмешь. Надо брать хитростью. Вызвали на совет всех хитрецов, мудрецов и ловкачей, что к дружине прибились. Думали, думали и придумали.
    
Решили отправить во вражеский стан всех старух, которые с войском увязались. У любого народа старость в почете. Не тронут их враги. А старушки свое добавили: «А если и тронут, - говорят, - все единожды умирать. А нам так и вскорости». Задание Низкиня им дал следующее: зайти в стан с разных сторон и пробраться туда, где русский полон размещен. Как получат сигнал, надо полон открыть, своих освободить и на подмогу послать.
    
Заахали старушки. Все, как на подбор, глухие, не услышат сигнала. Успокоил их Низкиня. Велел глядеть на камень, что посередь вражеского стана стоит. Как рассыплется камень, то и сигнал будет. Старушки на задание отправились. А все остальные вечера дожидаются, к врагу подбираются.
    
Разделили братья дружину. Каждый своих взял и со своей стороны стал. Горыне та часть досталась, где деревья какие-то сохранились.

Ночь настала. Горыня идет, ветки руками раздвигает. Свой сон вспоминает. Здесь, значит, суженная его. Обо всем забыл, когда палатку увидал. Своим людям сказал:

- Стойте и ждите сигнала.
      
А сам ползком в палатку. Богатырь приподнял ковер, что вход в палатку прикрывал, чтобы свет от костра внутри палатки осветил. Глядит: спят несколько девиц, одна другой краше. А в середине на подушках раскинулась богатырша. С такой в бою встретишься, головы не сносить.
      
Горыня быстро расположение девиц запомнил, в палатку заполз. Каждой девицы касается, богатыршу обходит, чтоб ненароком не разбудить. Нет, не чувствует он силы вселенской. Неужели обманула Венина бабушка? Может он в темноте пропустил кого-то. Стал руками вокруг себя шарить. Одной рукой колокольчик нашарил, а другой оперся на что-то или кого-то, в темноте не разберешь. И вдруг хлынула в него сила неимоверная. Палатка до звезд взметнулась. Могла и выше, колья удержали.
      
Скорей повесил он колокольчик на суженную, чтоб потом при свете отыскать, и выбежал из палатки. С силой такой не просто совладать. Добежал до своих. Тут сила его вселенская из него вылилась. Вылилась в таком крике, что не только камень, все запоры с полона в песок рассыпались. Все слух потеряли. Одни старушки, наоборот, слышать стали. Когда слух ко всем вернулся, начался бой.
      
Туго пришлось врагам. С одной стороны – Дубыня, с другой – Горыня, с третьей – Низкиня, а с четвертой – русский полон во главе со старушками. Сражаются все со рвением, кто чем может: кто – клюкой, кто – булавой, кто – костылем, кто – кулаком, а старушки, те и вовсе – платочками. Дрогнули враги. Отступили в ночь, утра дожидаться.
      
А богатыри раны латают, своих собирают. Теперь у них целое войско: весь русский полон к ним примкнул. Только все голодные и безоружные. Но с первой бедой быстро скатерть-самобранка справилась, а вторая сама решилась. Оставили враги много оружия в спешке. С рассветом выступило войско богатырское в погоню: гнать врагов с земли Русской.


Рецензии