337. Обратный исход

Обратный исход.
Я обещал им, что постоянно буду писать письма и приезжать в гости. Вся семья была рада, что еще кто-то из наших пробьется в люди. К этому времени Марию взял замуж Федор Лебедев, граф Тульской губернии. Мария жила с мужем рядом с городом Тула в его имении "Рагули". Я обещал родителям заехать к ним, по пути в Москву за назначением. Откладывать я ни стали и, вскоре, поехал в Москву за своим назначением. Еще дома мы решили семейным советом, что служить я буду в церкви города Владикавказа. Это близко от нашего Старого хутора, примерно, двести километров. Кроме того, там, еще до замужества, служила в хоре певчих Мария. В этой церкви служили многие наши знакомые. В Московской патриархии были не против моего выбора. Тем более, что я владел многими тюркскими языками, а в кавказских церквах эти языки нужны для общения с местным населением. Так что я дал обед безбрачия. Был благословлен на Совете Московской патриархии на службу во храме божьем Центральной церкви Кавказа в городе Владикавказе. Получил церковный сан Митрополита Кавказского с церковным именем Гурей, которое уже давно было известно народу, поэтому имя решили не менять. Прослужил я в этом храме божьем до самой опасной революции 1917 года. Пришедшие к власти большевики вынудили меня и Центральную церковь Кавказа перебраться в город Краснодар. В храме божьем в городе Владикавказе открыли исторический музей. Когда коммунисты начали всюду гонения церковных служащих, я оставил свою службу и вернулся обратно в наш родовой Старый хутор. Вновь занялся лечить людей. Резьба по дереву. Выращивать фруктовые деревья. Помогать родным.
- Все годы моей жизни, в дали от сына и Лейли, - рассказывал дальше, дедушка Гурей, - в день рождения моего сына Эльрусса у меня был сон и видение его жизни. Из года в год я видел все горести и радости жизни моего сына. Каждый раз Эльрусс спрашивал меня, когда я вернусь к нему домой, чтобы хотя бы какое-то время нам побыть вместе. Но нас разделяли пространство, время и расстояние, которые я не мог преодолеть обычным способом и боялся вернуться тем методом, которым вернулся тогда домой. Второй такой нагрузки мой организм мог не выдержать. Я стал уже слишком стар для каких-то новых испытаний в жизни.
В шестидесятых годах, в канун столетия со дня рождения дедушки Гурея, его пригласили в Москву на девяностолетие со дня рождения Патриарха Московского и всея Руси Алексия-1. Дедушка Гурей был знаком с Алексием-1 по учебе в духовной семинарии и по церковной службе в городе Владикавказе. Долгие годы они поддерживали дружеские отношения между собой. Часто переписывались и иногда приезжали друг к другу. Вполне естественно, что вся родня ждала у телевизоров появления нашего дедушки Гурея на торжествах юбилея. Но все мы были поражены увиденным и услышанным. Когда по центральному телевидению Советского Союза, на вопросы корреспондентов, дедушка Гурей сказал, что церковь это такая же чушь, как и ваша коммунистическая партия. Я ни знаю, что с нашим дедом тогда случилось? Может быть, это он был слишком пьян во время юбилея? Но сказанного уже нельзя было вернуть и изменить. Сказанное дедушкой Гуреем растрезвонили на весь мир. Болтали про нашего деда Гурея всякую чушь. Чего никогда не было с ним. Для всего нашего рода это был всемирный позор. В нашем роду было много верующих и атеистов, коммунистов и беспартийных, простых рабочих и служащих, известных людей. Все уважали дедушку Гурея ни только за возраст и мудрость, но и за то, что все годы своей жизни дедушка Гурей соблюдал честь религии, которую он защищал, как русский офицер честь своего мундира. Нам было не понять сказанного дедушкой Гуреем? Когда дедушка Гурей вернулся из Москвы, никто ни стал его спрашивать о происшедшем. Он и сам не затрагивал эту тему. Лишь ходил постоянно по двору молчаливый, что-то думал. Но о чем, этого никто не знал. На столетний юбилей дедушки Гурея собралась вся родня. Но никто из его друзей по церкви не приехал.
- У меня в день рождения был сон и видение. - сказал тогда, дедушка Гурей. - Пришел старик, которому я вырезал орла на палке. Он сказал, что я должен разрушить свой дом, в котором родился. Построить на этом месте новый дом и вернуться опять к исходу своей жизни. Если этого ни начну делать, то старый дом вскоре поглотит меня и я никогда не вернусь к своему исходу. Я хочу разрушить нашу мазанку, чтобы жить долго. Все родственники стали говорить дедушке Гурею, что это у тебя старческий бред. Поэтому ты тогда ляпнул на юбилее патриарха про церковь и коммунистическую партию. Тебе, что уже по Кавказу сотен домов твоих родственников не хватает? В каждом доме ты нам желанный гость. Где тебе нравится, там и живи.
- Если вы мне не поможете разрушить нашу мазанку и построить новый дом, - решительно, настаивал дедушка Гурей, - то я сам все это сделаю. Пусть вам всем будет стыдно, что столетний старик это делает за вас.
Никто ни стал с ним спорить. Все разъехались по своим домам и каждый остался при своем мнении. С этого дня дедушка Гурей ни с кем не разговаривал. Изучал опять свои семь книг. Как к нему вернулись из Государства Саудидов эти шесть книг, которые остались в городе Медина в прошлом веке, никто этого не знает. Также как никто не видел содержание этих древних книг. Книги видели лишь в руках дедушки Гурея. Когда дедушка Гурей уезжал из дома, то эти книги тоже куда-то исчезали и никто не мог их найти. Были, естественно, попытки кражи, с целью завладеть этими таинственными книгами, но все плохо кончалось для грабителей. Дети получали хороший разгон, а взрослые даже были биты. Причем это было настолько стран-но, что никто из пострадавших никогда не рассказывал другим о случившемся. Поэтому, побаивались деда. Дважды, в детстве, я был грешен в этой затее. Однажды, уловив момент, когда деда не было дома, я открыл старый сундук, который никогда не замыкался. В тот самый удачный момент, когда я поднял крышку сундука, за моей спиной появился дедушка Гурей. С того дня у меня всегда горят уши, если я задумаю что-то стащить. Может быть, поэтому я ничего не ворую? При одной мысли о краже у меня начинают гореть уши. Второй раз, я тогда же, из-за любопытства, у бабушки Мани стащил золотые часы, которые ей подарили тульские мастера в день венчания с графом тульской губернии Федором Лебедевым. То были карманные часы. С двойной крышкой, золотым зеркалом на внутренней стороне крышки и музыкой "Боже царя храни." Прямо на циферблате красивая именная запись. "Графу тульской губернии Федору Лебедеву и графине Марии Лебедевой в день их венчания от мастеров дел золотых Тульской губернии.". Я посмотрел эти часы и хотел было вернуть их обратно на место, но там уже были бабушка Маня и дедушка Гурей. Я ни знал, как поступить, не хотелось, чтобы дедушка опять надрал мои уши. Я стоял у входа в мазанку и переминался.
- Шурик! Ты посмотрел часы? - лукаво, спросил дедушка Гурей. - Теперь положи часы обратно в наш сундук.
Я кивнул головой, вытащил золотые часы из глубокого кармана своих штанов и положил их туда, где они лежали всегда и никто их не воровал. Может быть, что дедушка Гурей действительно мог читать мысли людей или он был просто хитрец? Никто не может опровергнуть ни то, ни другое. Однако, то, что дедушка Гурей предсказывал многое в жизни наших родственников, это знали все. Кроме того, дедушка Гурей часто говорил, что наступят такие времена, когда родственники и друзья станут врагами, затем, разбегутся по всему миру и будут искать друг друга. Так и случилось в настоящее время. Достаточно посмотреть на улицу или обратиться к прессе. Вы убедитесь, что дедушка Гурей был прав. Весь мир в корне изменился в отношении между людьми. Друзья стали врагами. Враги стали друзьями между собой. Даже мыслить стали по-другому. Когда дедушка Гурей изучал свою седьмую книгу, то приступил в это время рушить мазанку, в которой родилось несколько поколений рода терских казаков Выприцких. Мазанка была на столько стара, что она провалилась в землю до самых окон. Вход в эту мазанку был похож на вход в блиндаж или в землянку времен войны. Так что разбирать мазанку можно было прямо с крыши, не поднимаясь наверх с земли. Все уговаривали дедушку Гурея не ломать мазанку. Доказывали ему, что эта мазанка давно уже ни его собственность, а достояние народа, который вырос с этой мазанки, то есть, терским казакам. Ее нельзя рушить, так как мазанка имеет историческую ценность. Мазанке было уже больше триста лет. Но дедушка Гурей никого не слушал, сам стал ломать мазанку. Он самостоятельно разобрал крышу. Поломал переднюю и все боковые стены. Оставалось поломать лишь одну заднюю стенку. Чтобы никто ему не мешал доломать мазанку, он отправил детвору и стариков к родственникам в другие хутора. Бабушку Маню отправил в станицу Каргинскую. Там жил их старший брат Григорий, которому тогда было уже больше ста двадцати лет. Пожалуй, дедушка Гриша был в то время самый старый человек на всей Земле. Дедушка Гриша был настолько стар, что пол-ностью не видел и не слышал. Дедушка Гриша всегда сидел на завалинках у своего дома. Когда подходило время кушать, то кто-нибудь из родственников стучал ногой по земле и дедушка Гриша это чувствовал, он поднимался с завалинки и отправлялся к столу. Жил дедушка Гриша среди своих детей и правнуков. Старшему сыну было уже больше девяносто лет. Младший правнук родился совсем недавно от младшей внучки. Когда дома никого не было дедушка Гурей решил самостоятельно поломать целиком всю заднюю стенку. Гурею тогда только что исполнилось сто шесть лет, но он еще в состоянии был ломать саманные стены руками. Дедушка Гурей, возможно, раскачал стену, которая тут же завалилась в его сторону и придавила его. По крайней мере все так предполагали, когда вернулись с работы домой и не обнаружили дедушку Гурея. Вначале подумали, что он пошел в гости к своему приятелю, но когда к вечеру дедушка Гурей не пришел домой, то поняли, что произошла беда. Стали искать деда. Лишь к утру увидели, что из под заваленной стены торчат волосы деда. Разобрали стену, но там дедушки Гурея не было. Обшарили все кругом, но тут дедушку Гурея не нашли. Он словно пропал материально своим телом, но душа его присутствовала в нас. В каждой вещи в каждом деле дедушки Гурея, мы ощущали его духовное присутствие, словно он был рядом. В глубине сада нашли семь бугорков пепла. Решили, что он сжег свои семь книг, которые он хранил все годы своей жизни. Стали проверять личные вещи дедушки Гурея. В сундуке были иконы, кресты, псалтыри, подсвечники, молитвенники, ряса митрополита и другая церковная утварь. Все имело историческую и материальную ценность. Большая часть церковной утвари была изготовлена из золота и серебра. Датирована двумя-тремя веками назад. Однако, самыми ценными были, во всех значениях, это Библия и Евангелия. Обе книги имели оклад из червонного золота. Листы книги из тонкого пергамента. На листах матовые рисунки. Поверх рисунков надпись обрамленная фосфором. Эти книги можно было читать ночью, так как буквы светились и не требовалось листать книгу. Достаточно было лишь открыть книгу и читать ее в такт пения молитвы. В таком такте листы переворачивались сами. Между листами находились пластинки из какого-то нержавеющего металла, эти пластинки разжимались и переворачивались страницы одна за другой в такт чтения. Чтобы книги не раскрывались после чтения, у каждой книги был замок из позолоченного серебра, чеканная пластина с орнаментом загнутая по толщине книги. Обе эти церковные книги были очень тяжелые. Много лет спустя, я видел по центральному телевидению Советского Союза историческую передачу. Там показывали разные исторические предметы, которые имеют большую ценность. Среди этих предметов находилась Библия, точно такая, какая была у дедушки Гурея. Ведущий сказал, что в мире есть всего четыре подобной книги. Одна книга в историческом музее Москвы, которую представлял сам ведущий. Вторая в Киеве в соборе Золотой лавры. Третья книга в Греции в Афинах. Место нахождения четвертой книги неизвестно. Но нам это было известно. После смерти дедушки Гурея, по его завещанию, бабушка Маня раздала всю церковную утварь особо верующим людям. В том числе, книги Библию и Евангелию. Некоторые церковные ценности остались среди родственников, которые иногда ходили в церковь. Дома молились на икону божью. Однако, в тот трагический день, у всех было одно беспокойство. Куда делся наш дедушка? К поискам дедушки Гурея подключили милицию и прокуратуру. Рассказали им все про нашего деда. Но никто из стражей не поверил в сказанное нами. Каждый, из представителей власти и органов правопорядка, посчитали, что наши родственники с горя лишились своего разума. Поэтому несут всякий бред про своего умершего деда. Тогда родственники начали тщательно искать какие-то доказательства исчезновения деда Гурея. Не могла же действительно поглотить его старая мазанка. Просмотрели все его вещи. Среди бумаг нашли стальной листок, как от его древней книги. Начали просматривать этот листок в разных пропорциях и под разным углом. Там было какое-то изображение и надпись, но они плохо просматривались. Лист имел полупрозрачный матовый цвет с отблеском, словно сияние. Кто-то из родственников вспомнил, что дедушка Гурей рассказывал, как старик и он пользовались этим листком для изучения текста предмета, подкладывали лист пергамента, а под определенным углом можно было видеть изображение текста предмета и так изучать его содержание. Пергамента у родственников конечно не было. Стали подкладывать, что попало. Потом опять вспомнили, что книги, Библия и Евангелия, тоже написаны по пергаменту. Открыли Библию. Положили на лист пергамента Библии этот стальной лист из древней книги. Стали изгибать оба листа под определенным углом и вскоре стало видно контурное изображение на стальном листке с надписью. Это была географическая карта, на которой выделялись контуры лица старой женщины и мужчины помоложе. Арабскими буквами надпись в нескольких строчках. Естественно, что никто из наших родичей читать на арабском языке не мог. Этот текст полностью скопировали, как он есть. Поехали в город Грозный, в педагогический институт. Там были студенты арабы, которые хорошо знали русский язык. Попросили арабов сделать перевод на русский язык. Это были стихи.
В святых местах. Где пуп Земли.
Живет, моя любовь - Лейли.
В разлуке жизнь невыносима.
Пока душой я не остыну.
Вернусь туда, к родному сыну.
Арабы-переводчики ничего не знали о существовании дедушки Гурея. Выходит, что перевод был точным и дедушка Гурей отправился туда, в Саудовскую Аравию, своим способом. Всем стало понятно, что картой была Саудовская Аравия, а контурами лиц были Лейли и Эльрусс. Все поняли, что больше дедушку Гурея мы не увидим. Он покинул нас навсегда. Переправился к своему сыну в Саудовскую Аравию или на тот свет. Лишь через три года, когда умерла бабушка Маня, по ее завещанию, похоронили ее рядом с могилой из останков пепла, возможно, древних книг и волосами дедушки Гурея, которые нашли под упавшей стеной мазанки. Бабушки Мани поставили православный крест. Дедушке Гурею поставили камень-памятник в арабском стиле с надписью на арабском языке. На обратной стороне камня-памятника высекли православный крест и памятную надпись на русском языке. На этом закончилась наша связь с дедушкой Гуреем навсегда.


Рецензии