Организованная преступность в России Лихие девянос

Зачатки организованной преступности проявились в нашей стране еще в 60-70-е годы, но ее бурный рост приходится на конец 80-х - начало 90-х годов.

Чем же, по мнению международных экспертов, характеризуется современная организованная преступность?

В декларации IV Конгресса ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями (далее - КППОП) от 21 мая 1971 г. указывалось на то, что организованная преступность "истощает энергию нации и подрывает ее усилия по созданию более здоровой окружающей среды и лучших жизненных условий".

В документе Экономического и Социального совета ООН, подготовленном к IX КППОП отмечалось, что "организованная преступность создает прямую угрозу национальной, международной и государственной стабильности. Она проводит фронтальное наступление на политическую и законодательную власти, угрожая существованию самой государственности. Она нарушает нормальное функционирование социальных и экономических институтов и компрометирует их, что приводит к утрате доверия к демократическим процессам. Она подрывает развитие общества и сводит на нет достигнутые успехи. Она ставит в положение жертвы население целых государств, эксплуатирует человеческую уязвимость, извлекая при этом доходы. Она охватывает и даже закабаляет многие слои общества, особенно женщин и детей, и вовлекает их в различные и взаимосвязанные преступные предприятия, в частности, в проституцию… Неизбежным следствием ее является вызов, бросаемый преступниками основам государственной власти и суверенитету".

Как показывают события последних лет, в мире, в частности в России и ряде государств СНГ, сплоченные преступные организации, подчас сумевшие внедриться в сферы легального бизнеса, создают или пытаются создавать в стране конкурирующие с властными органами "параллельные" структуры, что ведет к дестабилизации целых регионов, росту напряженности, порой - политизации преступности, дальнейшему ущемлению гражданских прав свободы населения.

Наиболее влиятельные из подобных групп стремятся к установлению "силовой монополии" в регионах своей деятельности, "подминая" под себя органы власти за счет коррумпирования их служащих, а также насильственными террористическими действиями с целью заставить подчиниться их воле.

Жертвами их становятся чиновники, в том числе сотрудники правоохранительных органов, предприниматели, работники кредитно-финансовой сферы, иностранные коммерсанты и инвесторы.

Для достижения монопольной власти в регионе преступные сообщества создают препятствия функционированию органов государственного управления и поддержанию правопорядка. Их деятельность особенно эффективна, если власть, правительство ослаблены или являются нестабильными. При этом преступные группы заинтересованы в еще большем обострении обстановки.

Для этого они стремятся контролировать политические партии и движения, общественные и религиозные организации, профсоюзы, используя все те же методы коррупции и террора, как физического, так и психологического. В условиях неустойчивого государственного управления или половинчатых усилий по борьбе с ними происходит переход таких группировок от тактики противостояния правоохранительным органам к усилиям по завоеванию мест в органах представительной власти (парламентах) на федеральном и региональном уровнях.

Причем избирательная борьба также сопровождается актами террора, примером чему может служить кампания по избранию главы Карачаево-Черкесской Республики в апреле-мае 1999 г., сопровождавшаяся более чем десятком террористических актов.

Для действенной борьбы с терроризмом в стране (отметим, что международно-правовые документы не делают различия между политическим и криминальным терроризмом) следует, прежде всего, поставить правильный "диагноз" и при этом исходить из того, что "устойчивые преступные группировки в нашей стране уже освоили террористические методы деятельности, имеют в своем распоряжении необходимые для этого кадры, опыт, оружие и материально-финансовые средства. Помимо этого, они могут быть заинтересованы в обострении обстановки в отдельных городах и регионах страны".

Например:

В марте 1994 г. организованная преступная группировка (ОПГ) В.Айрапетова ("Вити Рязанского") в Рязани планировала осуществить взрыв в церкви на панихиде по убитому лидеру конкурирующей преступной группировки Н.Максимову. Лишь по "счастливой" случайности радиомина сработала в руках террориста до входа в православный храм.

Сам же В.Айрапетов, скрывшись от преследования в Москве, был похищен здесь "неизвестными" 9 ноября 1995 г.

Следствием данной "криминальной" разборки стали 85 "заказных убийств" в Рязани в 1994-1995 гг.

Что же может быть противопоставлено этой угрозе?

Как неоднократно отмечалось в документах ООН, преступность следует рассматривать не как изолированную проблему противоправного поведения отдельных индивидов, а как явление, связанное с экономическим и социальным развитием.

А Каракасская декларация IV КППОП (1980 г.) подчеркивала, что успех предупреждения преступности "особенно в условиях распространения новых и необычайных форм преступлений… зависит в первую очередь от прогресса в области улучшения социальных условий и повышения качества жизни; …поэтому необходим пересмотр традиционных стратегий борьбы с преступностью, основанных исключительно на юридических критериях".

Так называемый Миланский план действий (1985 г.), принятый VII Конгрессом по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями, предлагал государствам обратить внимание на улучшение социальных условий, на решение таких социально-экономических проблем, как бедность, неравенство, безработица и улучшение социальных условий и повышение качества жизни.

При этом предлагалось первоочередные усилия направить на борьбу с терроризмом во всех его формах (что было реализовано Договором стран СНГ о борьбе с организованной преступностью от марта 1995 г.), в котором борьба с терроризмом стоит на первом месте, а также искоренение незаконного оборота наркотиков, оружия, организованной преступности, то есть тех деяний, что "подрывают и дестабилизируют общество". Именно эти сферы преступного "бизнеса", обеспечивающие получение сверхприбылей, являются одним из главных источников террора в современном мире.

В этой связи государствам предлагалось "активизировать свои усилия по обеспечению как можно более широкого участия общественности в предупреждении преступности и борьбе с ней и в этих целях вести максимально широкую просветительную деятельность".

Принятые тем же VII Конгрессом КППОП руководящие принципы в области предупреждения преступности и уголовного правосудия в контексте развития нового международного экономического порядка отмечали, что предупреждению преступности и борьбе с ней способствует обеспечение социальной справедливости, уважения человеческого достоинства, свободы, равенства и безопасности.

При этом в специальном разделе "Средства массовой информации и просветительская деятельность" отмечалось, что "следует проводить оценку роли СМИ и их влияния на различные аспекты предупреждения преступности и уголовного правосудия, поскольку понимание общественностью уголовной политики и ее позиция являются определяющими факторами для обеспечения эффективности и справедливости правовой системы", и подчеркивалась необходимость со стороны государств "поощрять позитивный вклад СМИ в осведомление общественности по вопросам предупреждения преступности и уголовного правосудия, что представляет собой, наряду с программами гражданского и правового образования, важное средство обучения нормам жизни в обществе".

К сожалению, приходится констатировать, что все эти глубоко аргументированные и, кстати сказать, не требующие значительных финансовых вложений предупредительно-превентивные меры не получают развития в России. Их применение, по сравнению с 60-70-ми годами, полностью свернуто, что не может не сказаться на уровне и динамике преступности в целом. Нельзя также не сказать и о том, что определенная доля ответственности за это лежит на подразделениях по связям с общественностью МВД, ФСБ и органов прокуратуры, точнее, на их малой активности и малом профессионализме. Хотя многое зависит и непосредственно от руководителей СМИ. А гражданской их позицию в большинстве случаев назвать просто нельзя.


Рецензии