Права человека в россии в 2002 году

  Статья, понятно, была опубликована в 2003 г., но и сегодня сохраняет некоторый интерес.
Хотя бы как база для сравнения с текущими тенденциями.

   О чем сообщил очередной доклад Уполномоченного по правам человека

   10 декабря в очередной раз будет отмечаться Международный день защиты прав человека, приуроченный к 55-летию принятия Генеральной ассамблей ООН Всеобщей декларации прав человека (ВДПЧ), ставшей первым в истории человечества документом, в котором объявлялось намерение государств соблюдать и гарантировать права и свободы человека.
  Понятие прав человека по-прежнему непонятно многим российским гражданам.
  В начале июля 2003 г. Россия отказалась представить Комитету ООН по правам человека доклад о ситуации с соблюдением Международного пакта о гражданских и политических правах на территории Российской Федерации.
  В этой связи попытаемся ответить лишь на некоторые вопросы по поводу соблюдения и гарантий прав человека в современной России.

  В феврале 1997 г., в соответствии с Федеральным конституционным законом, в России была учреждена должность Уполномоченного по правам человека, или омбудсмена, как нередко она именуется за рубежом, а также в отечественных СМИ.
  Согласно Конституции 1993 г., Россия провозглашена социальным государством, целью которого является забота о своих гражданах и создание максимально благоприятных условий для их жизни.
  Как свидетельствуют данные госстатистики, многочисленные сообщения СМИ, научные исследования и заключения экспертов, работа аппарата Уполномоченного по правам человека в России и, как неоднократно отмечалось в выступлениях О.О.Миронова, положение с соблюдением прав человека в России вызывают глубокую озабоченность.
  С момента избрания Государственной Думой 22 мая 1998 г. Уполномоченным по правам человека в РФ доктора юридических наук О.О. Миронова к нему поступило 118 289 обращений граждан о защите их законных прав, причем почти треть из них приходится на 2002 г.
 
  Следует также отметить, что на основе законодательства субъектов Федерации, должность региональных Уполномоченных по правам человека учреждена в 29 из них, а еще в 12 субъектах введены посты Уполномоченных по правам ребенка.
  В соответствии со статьей 33 закона "Об уполномоченном по правам человека в Российской Федерации", им ежегодно готовится доклад для президента, Федерального Собрания и правительства страны. Очередной, пятый, доклад, датированный 7 апреля 2003 г., открывается разделом "Преступность, коррупция и нарушение прав человека".

В нем, в частности, отмечается, что после 2000 г. в России регистрируется около 3 млн. преступлений, - столько же, сколько в 70-е годы во всем СССР за целое пятилетие, - но реальное число совершаемых преступлений оценивается экспертами на уровне 9-12 млн.

В результате разгула преступности, подчеркивается в докладе Уполномоченного, "нарушаются основные права человека - на жизнь, свободу, личную неприкосновенность".

Так, только в 2002 г. жертвами умышленных убийств стали более 40,5 тыс. чел. (для сравнения, в США этот показатель в 2001 г. составлял 15,98 тыс.). Но это даже без учета тяжких телесных повреждений, повлекших смерть потерпевшего (20 тыс. в 2002 г.), при этом соответственно 32,1% и 28,9% указанных категорий преступлений остаются не раскрытыми.

Еще около 60 тыс. чел. ежегодно "пропадают бесследно", и с большой степенью вероятности можно предположить, что они становятся жертвами преступлений ("нет трупа - нет преступления!").

Всего же в 2002 г. остались нераскрытыми 942,2 тыс. зарегистрированных преступлений, то есть практически каждое третье из них.

В этих условиях население оценивает ситуацию с преступностью как бессилие правоохранительных органов, либо их сращивание с преступностью. Достаточно отметить, что в том же году к уголовной ответственности были привлечены почти 4 тыс. работников милиции, причем более 500 из них - за взяточничество и иные должностные преступления.

В целом же, в докладе Уполномоченного по правам человека в РФ отмечается, что масштабы распространения коррупции представляют сегодня угрозу национальной безопасности страны.

При этом в рамках Совета Европы, членом которого Россия является с 1998 г., рекомендовалось, в виду отсутствия четкого определения коррупции в законодательстве ряда государств, в том числе, и у нас, следующее понимание коррупции как взяточничества и любого другого поведения лиц, которым поручено выполнение определенных обязанностей в государственном и частном секторе и которое ведет к нарушению обязанностей, возложенных на них по статусу должностного лица, частного сотрудника, независимого агента или иного рода отношений, и имеют целью получение любых незаконных выгод для себя и других лиц.

Следует также сказать, что 27 января 1999 г. Россия подписала, но не ратифицировала до настоящего времени Конвенцию Совета Европы "Об уголовной ответственности за коррупцию".

В целом, как констатирует О.О.Миронов, "Россия не защищена ни от преступных группировок, ни от произвола чиновников".

Специальный и важный раздел доклада Уполномоченного по правам человека в РФ посвящен также вопросам защиты экономических и социальных прав граждан.

В частности, подчеркивается, что проводимые с 1991 г. в стране реформы привели к радикальному изменению социальной структуры общества, изменениям условий жизни отнюдь не в лучшую сторону, обусловливая существенное снижение уровня жизни подавляющей части населения, породили острые социальные конфликты.

Согласно официальной статистике, констатируется в докладе, уровень реальных денежных доходов населения в 2002 г. снизился по сравнению с 1991 г. примерно на 50%, а около четверти населения страны имеют доходы ниже прожиточного уровня.

Причем, только в I кв. 2003 г. по сравнению с IV кв. предыдущего года число лиц с доходами ниже прожиточного минимума возросло на 2,6 млн. и составило 37,4 млн. чел. Только на 1 января 2003 г. регулярная задолженность по зарплате составляла 30 млрд. 575 млн. руб.

Бюджетные расходы на образование, здравоохранение и социальные нужды остаются крайне низкими. Вследствие этого ухудшается как физическое здоровье населения, так и психологическое, нравственное состояние людей.

Наглядным свидетельством этому является тот факт, что только в 2002 г. добровольно ушли из жизни - покончили самоубийством - свыше 51 тыс. чел.

При этом уровень в 20 самоубийств на 200 тыс. населения считается критическим. А в России ныне этот показатель составляет 38 суицидов в среднем по стране и до 60 среди мужчин в возрасте 30-49 лет.

Неудовлетворительными, говорится в докладе Уполномоченного по правам человека, являются и условия охраны труда работающих: ежегодно на производстве травмируется более 360 тыс. чел. И до 8 тыс. из них погибают при этом.

И если, по данным Госкомитета по статистике России, около 80% населения нуждается в улучшении жилищных условий, то более 2,5 млн. чел. из них проживают в ветхом и аварийном жилищном фонде, который составляет 3,1% всего жилищного фонда страны.

Также в докладе рассматриваются вопросы соблюдения прав беженцев и мигрантов, военнослужащих, лиц, находящихся в местах лишения свободы.

Всего в России в местах лишения свободы находится около 850 тыс. чел. (в 1999 г. - 1 100 тыс. чел.). По этому показателю мы находимся на третьем месте в мире после США (1 250 тыс. заключенных) и Китая, то есть стран с гораздо более многочисленным населением.

Помимо ежегодных докладов с 1999 г. было подготовлено 8 специальных докладов Уполномоченного по правам человека в РФ, в том числе по проблемам неуставных отношений в Вооруженных Силах, инвалидов, экологии, а также защиты прав жертв террористических актов и иных преступлений.

В последнем из них, датированном 20 марта 2003 г., в частности, отмечается, что в России действует ряд мощных криминогенных факторов, обусловливающих рост преступности и увеличение числа потерпевших от преступлений.

Если официально только в 2001 г. жертвами преступлений стали более 2 млн. чел., а с учетом их близких родственников это число превышает 10 млн. чел., то, по мнению экспертов, в действительности таковыми являются около 38 млн. граждан России, то есть каждый четвертый житель страны.

Это является следствием как сокрытия преступлений правоохранительными органами, отказа в признании потерпевшими и в восстановлении их прав, так и отказа потерпевших сообщать о совершенных в отношении них преступлениях.

Всего, по данным социолого-криминологических исследований, до 45% потерпевших не сообщали в правоохранительные органы о совершенных в отношении них преступлениях, что объясняется, с одной стороны, как опасениями мести со стороны преступников, так и неверием в способности и возможности правоохранительной системы защитить и восстановить их законные права.
   В целом это свидетельствует о крайне неэффективной деятельности правоохранительных органов страны, что не может не сказываться и на отношении населения к деятельности соответствующих государственных органов и служб.
  При этом следует отметить последующее снижение в 2000- 2003 гг. степени доверия населения к государственным органам и институтам, призванным вести борьбу с преступностью и, в частности, с терроризмом. Тем не менее, потерпевшие от преступных деяний нуждаются в защите и поддержке как со стороны правоохранительных, так и иных государственных органов, чего они сегодня лишены в полном объеме.
 
  В 2002 г. только зарегистрировано было 2 млн. 526 тыс. преступлений, более половины из которых составляют тяжкие и особо тяжкие, а их раскрываемость составляет около 43,7%.
  Согласно прогнозу ВНИИ МВД России, в 2003 г. уровень преступности продолжит возрастать и только прирост умышленных убийств составит не менее 7,9%.
  В целях привлечения внимания к этим проблемам в феврале 2003 г. международным общественным фондом "В защиту жертв терроризма и чрезвычайных ситуаций" совместно с аппаратом Уполномоченного по правам человека в РФ была проведена международная научно-практическая конференция "Защита жертв терроризма и иных преступлений".
 
На ней, в частности, было отмечено, что российское законодательство ныне слабо защищает жертвы преступлений и террористических акций, что усугубляется чиновничьими препонами и равнодушием к законным правам и интересам потерпевших от противоправных действий.

В силу целого ряда причин в последнее десятилетие в России терроризм становится средством достижения политических, корыстных и иных целей.

Так, по данным Генеральной прокуратуры, в РФ за период 1995-2002 гг. прозвучали 3 987 "криминальных" взрывов (в 1995 - 273, в 1996 - 479, в 1997 - 591, в 1998 - 647, в 2000 - 574, в 2001 - 576, в 2002 - 291), что свидетельствует об их стабилизации в 2000-2002 гг. на уровне, примерно в 2,5 раза превышающем базовый показатель 1995 г.

И это при том, что в 1970-1989 гг. во всем СССР ежегодно происходило не более 100 "криминальных" взрывов, включая сюда также и небрежное обращение с боеприпасами и взрывоопасными материалами.

При этом последовательно возрастал удельный вес политических мотивов: если в 1995-1999 гг. он не превышал 6,9% от их общего числа, то в 2000 г. он составил уже 26,1%, в 2001 г. - 33,7%, в 2002 (за первое полугодие) - 26,5%.

В 2000-2002 гг. прирост числа взрывов террористической направленности составлял в среднем 31,4% ежегодно.

В целом в настоящее время акции так называемого "бомбового" терроризма составляют около 63% в общем массиве преступлений террористического характера, причем 90% из них приходится на Чечню.

18,9% прогремевших в первом полугодии 2002 г. взрывов имели корыстную мотивацию, 21,2% - были совершены из хулиганских побуждений, 3% имели в своей основе чувства мести и мотивировка еще 31,3% произошедших взрывов не была выявлена правоохранительными органами в процессе следствия.

Вследствие возростания социальной напряженности в обществе расширяется и социальная база терроризма: в 1997-2002 гг. за совершение террористических действий было осуждено 5 690 чел., при этом еще 3 824 установленных исполнителя террористических акций или причастных к ним лиц не были привлечены к уголовной ответственности ввиду их неразысканности.

Это свидетельствует о сохранении в обществе серьезного преступного потенциала, уже имеющего определенный криминальный опыт и "профессиональные" навыки.

Отметим, что хотя к августу 2003 г., по данным правоохранительных органов, численность незаконных вооруженных формирований в Чечне и сократилась ориентировочно до 1 600 чел., около 500 из которых составляют иностранные граждане, но исторический опыт свидетельствует , что подобный террористический субъект может продолжать свою активную преступную деятельность и для полной победы над ним требуется несколько лет напряженной работы правоохранительных органов и специальных антитеррористических служб.

В этой связи возрастает необходимость как усиления борьбы и противодействия терроризму, так и защиты его жертв.

Как обоснованно подчеркивается в этой связи в специальном докладе Уполномоченного по правам человека в РФ, все жертвы терроризма в России можно разделить на 4 группы, каждая из которых нуждается в специфической системе мер защиты их прав и законных интересов.

Первая - жители городов и поселков, непосредственно пострадавшие от действий террористов.

В общей сложности к началу 2003 г. в результате террористических акций пострадало более 49 тыс. чел., в том числе тысячи мирных граждан Чечни. Прямой материальный ущерб от действий террористов составил 2 млрд. 477,3 млн. руб., а косвенный ущерб, по оценкам экспертов, составляет еще более 1,1 млрд. руб.

Вторую группу составляют мирные жители преимущественно Чечни, Ингушетии, Дагестана, пострадавшие в результате контртеррористических мероприятий, в том числе вследствие ошибок и несогласованных действий вооруженных сил и правоохранительных органов.

Сюда же можно отнести сотни тысяч беженцев и вынужденных переселенцев из "горячих точек".

Третью группу составляют военнослужащие и сотрудники правоохранительных органов и спецслужб, принимавшие участие в контртеррористических операциях и погибшие в них, либо получившие ранения и увечья, и члены их семей.

Только с 1 октября 1999 г. по 23 ноября 2002 г. "невоюющая" Россия потеряла погибшими более 10,5 тыс. солдат, прапорщиков и офицеров, а еще более 75 тыс. из них получили ранения и контузии.

Последнюю группу составляем все мы, граждане России, становящиеся заложниками и объектами покушений организаторов и исполнителей террора.
  В этой связи в целях правового просвещения населения, а также госслужащих и должностных лиц аппаратом Уполномоченного по правам человека был подготовлен сборник нормативных и официальных документов "Защита прав жертв террористических актов и иных преступлений".
  Нельзя в тоже время не отметить, что многие зарубежные государства и неправительственные организации, в том числе и правозащитные, применяют в отношении предпринимаемых в России мер по противодействию терроризму принцип и политику "двойных стандартов", что также не ведет к защите и восстановлению прав жертв преступных посягательств и объективно играет на руку террористам и их пособникам.
  Даже краткое рассмотрение лишь некоторых проблем соблюдения и защиты прав человека в современной России показывает, что эта проблематика, к сожалению, ушла на периферию фокуса общественного сознания, не привлекает внимания в том числе и соответствующих должностных лиц.
 
  В этой связи нелишне напомнить, что основной пафос "политики перестройки" в СССР в 1985-1990 гг. заключался в лозунге соблюдения и защиты прав человека.
  Но и ныне современная Россия не добилась его реализации на практике.

  ЭТОТ ВЫВОД ТАК ЖЕ АКТУАЛЕН В  2010 году, КАК И В 2002!


Рецензии