Райкины цветы. 1975 год

В Загорске (нынче Сергиев Посад) у Раи состоялась первая большая персональная выставка. Небывалый успех для простой советской художницы из народа! В именитый Загорский историко-художественный музей мечтали попасть многие. Считалось, что это – отметина высокого полета. Но, главным образом, на таких выставках можно было познакомиться с иностранцами – немцами, итальянцами, французами – и продать авторские вещи за валюту по баснословной цене. В те времена даже специальность искусствоведа у молодежи была не столько популярна из-за ценности знаний, сколько из-за возможности устроиться экскурсоводом и водить иностранные группы по музеям, потому что в каждой группе мог найтись Михель или Хайнс, который мог бы потом увезти за границу.
Но Раю больше интересовали не заграничные возможности, а то, что это ее настоящая большая выставка. Понравится ли она людям? Как оценят ее работы, ее любимые пионы и сибирские цветы? Поймут ли, увидят ли ее русскую душу?
- Рай, ты чего такая онемевшая стоишь? – за руку дернула одна художница. – Смотри, вон, сколько к тебе народу пришло!
- Волнуюсь, - Рая теребила в руках стебли подаренных тюльпанов. – Слушай, Ир, может, я недостаточно хороша для этой выставки, а?
- Ты?????? – Ира выпучила глаза. – Да ты что?! Ты же лучшая в своем ремесле! У тебя и наград вон сколько.
- Да, не лучшая я, не лучшая, - стала оправдываться Рая, - просто мне повезло.
- Ага, как же! Повезло, – хмыкнула Ирина, - забыла что ли, как ночами вазы свои рисовала? Как добивалась, чтобы формы изменили. Нееет, Раечка, в таких случаях, как твой, это – не везение, это – тяжелый труд и талант. И ты должна гордиться собой, а не нюни распускать! Смотри-ка, идет к тебе наш немец.
- Здрафствуйте, Раиса! – высокий элегантный мужчина протянул руку, - меня зовут Йохан.
- Здравствуйте, здравствуйте, Йохан! Как вам Раечкина выставка? – затараторила Ирина.
- У вас очень красивые вещи, Раиса, - немец поклонился. – Я бы хотел что-то купить.
- Конечно, конечно, - снова, как истребитель врезалась в разговор Ирина, - вот только выставка закончится.
Рая молча стояла и рассматривала этого интеллигентного и красивого мужчину: белые тонкие пальцы, яркие голубые глаза, высокий лоб, прямой нос, идеально подобранный галстук. Вспомнился Алешин, его хулиганская улыбка и непринужденная манера вести беседу. Рая закрыла глаза, легко мотнув головой, прогоняя воспоминание.
- Вам плохо? – осведомился немец.
- Нет, нет, все в порядке – ответила Рая.
- О, я услышал ваш голос, а то мне стало казаться, что все ответы будет говорить ваша коллега, - немец улыбнулся Ирине.
- Так какие работы вас заинтересовали, Йоган?
- ООООО, я бы хотел купить набор «Байкал» и несколько Sch;ssel… эмм.. как это будет по-русски? Такая большая тарелка.
- Блюдо! – подсказала Ирина.
- Да, да, блюдо.
- Хорошо, я предупрежу музей, что некоторые вещи уже проданы, после выставки вы сможете их забрать.
- Цена? – спросил учтиво немец.
- Я не умею продавать свои работы, поэтому цену назначьте сами, - улыбнулась Рая. – Извините, Йохан, мне нужно отойти. Приятно было познакомиться.
Ира шла следом за Раей и шипела, как змея.
- Ты что, дура, делаешь?! Это же немец, понимаешь? Он же может хорошо заплатить! Ты себе хоть машину купишь, балда! Они же там фанатеют от авторских работ. Назначай высокую цену!
- Ирочка, да не умею я торговаться, понимаешь, - Рая приложила руки к груди, - ни разу в жизни не продавала своих работ. Да и стыдно как-то все это.
- Не, Райка, ну ты блаженная, - развела руками Ира, - правду про тебя говорили, в облаках витаешь. И как только такие, как ты выживать умудряются?! Того гляди, за бесплатно работать будешь. Ну, хочешь, я ему цену назову?
- Нет, Ира, я ему уже сказала, что он сам назначает цену.
- Ха! Сказала она ему. Ты – художник, тебе и водить! А не можешь, так я тебя научу.
И Ира быстрым шагом пошла искать немца.
После выставки Рая сидела в пустом зале счастливая и оглушенная. У ног лежало несколько букетов цветов. Рая сняла туфли и прошлась по паркетному полу босиком. Покружилась в легком вальсе. Даже себе ей было неудобно признаться, что она наконец-то полностью счастлива, что мечта ее сбылась. Рая обошла свою экспозицию, задерживаясь у тех вещей, которые после выставки должны были уехать в коллекции других людей. Прощалась с ними. Директор музея сказала, что небывалый успех – продано на 3 тысячи рублей. Таких денег Рая никогда в руках не держала. Три тысячи! Подумать только! Художница Ира трижды на прощание обозвала Раю дурой, сказала, что эти три тысячи могли превратиться в шесть, если бы Рая позволила ей поговорить с немцем. На что Рая ответила, что она ее, Ирку, очень любит и рисует не ради денег, а для того, чтобы людям приносить радость. Тогда Ира сказала, что дурнее она в жизни никого не встречала, и ушла домой.

«Если бы моя жизнь была такой же, как эта выставка», думала Рая. «Если бы все было в жизни также радостно».


Рецензии